Ранним утром я трогаюсь в путь. Первые лучи солнца одаривают меня теплом. А еще гордостью и славой: перемогся, вытерпел, одолел. Лучи освещают ясную и прямую дорогу. Но вот день разгорается, солнце подымается, достигает зенита. Зной растекается по долине. И слава превращается в фиговый дырявый и дряблый листок, которым даже кончик носа не прикроешь. Не говоря уже об остальных членах. Единственное спасение – прохлада и тень. Как правило, если рядом нет какой-нибудь хибарки, павильона, навеса, я ищу их под кустами или раскидистыми большими деревьями с пышными кронами (плодов на них маловато, зато тень гуще и обширнее), желательно рядом с водоемом. Это мое единственное в этот момент желание…
Все ищут свое место. Как правило, под солнцем. Однако часто приходится и прятаться от его яркого света и жгучих лучей. Если такое случается (обязательно случается!), то тут же, а тем более и выбора часто нет, отпадают сомнения: нужно срочно искать затененное место. И обретя теневой полумрак, прохладу и успокоение, понимаешь, что это непременное жизненно важное и неотложное состояние тела и души. Впрочем, и ума тоже. И не в последнюю очередь. Ведь перегрев головы и того, что внутри ее, чреват пагубными последствиями для всего организма.
Выбирая место для отдыха, я прежде всего стараюсь отыскать нужную мне «свою» тень. Если листва редкая и чахлая, то тень от нее полупрозрачная, узорчатая. Полноценно не расслабишься. При сильном ветре солнечные лучи прорываются даже сквозь плотную крону, беспокоя мельтешением бликов и озаряя тревожными вспышками. Тоже не подходит. Важно учитывать и время пребывания в тени. В зависимости от положения светила она сдвигается, и через час-другой ты снова оказываешься на солнцепеке. А так не хочется прерывать дрему и менять позу.
Тень может быть плотной и глубокой. Вроде бы то что надо. Но иногда вкусить благо ее прохлады и покоя мешает запах затхлости и сырости. Всего этого в достатке в подземном мире, где тени обитают на правах полновластных хозяев. Туда как-то не хочется торопиться. Еще важно, чтобы заросли и теневой полумрак спрятали твое бренное тело, защитили тебя, чтобы ничто и никто не смог нарушить твой покой. Ведь уход в тень – это и умение отстраняться от невзгод, и маскировка своих намерений, и способ избежать прямого столкновения с противником, и тактика его обмана.
Недаром преуспевших в этих приемах японских ниндзя называют воинами тени. Энергичные и предприимчивые особи, стремясь избавиться от происков государства, обойти его несправедливые законы, ищут спасения в теневой экономике, в тени у сильных мира сего часто прячутся (или временно пересиживают, ждут своего звездного часа) не менее сильные личности, тень на плетень часто наводят те, кто хочет обманным путем добиться своего. Мы часто говорим «оттенить», когда хотим придать значение, выпятить, выдвинуть на первый план, сделать более заметной и значимой какую-нибудь вещь, предмет или его часть, поступок человека.
Тень бестелесна, она не имеет ни цвета, ни запаха. Даже форма ее может меняться. Предмет и тень сочувствуют друг другу, говорят по этому поводу. Бой с тенью – это борьба с мнимой опасностью, сражение с ветряными мельницами, сизифов труд. И все же предмет и тень, которую он отбрасывает, – это одно целое. И порой именно наличие тени говорит о материальности предмета, ибо то, чего не существует, тени не отбрасывает. Это касается и человека. Может, даже в первую очередь. Тело, душа и тень – вот его жизненная неразделимая триада, святая троица.
Исчезает человек, исчезает и его тень. В древности единство тела и его тени не вызывало ни малейшего сомнения. В верованиях и мифологии разных народов, в их культурных традициях, бытовых обрядах, связанных с насущными материальными и духовными нуждами, тень играла важную роль как некая сущность человека, как бы его второе «я». Чаще всего тень олицетворяла душу, была ее своеобразным эхом, осязаемым отображением. В некоторых языках эти два понятия обозначались одним словом.
Тяжелый, часто несовместимый с жизнью, случай, когда человек вдруг лишается тени. По мнению славян, тень может отделяться от человека, бродить по миру и жить сама по себе, как ей заблагорассудится и даже порой представлять опасность для своего владельца. Она даже может проникать в разум людей и вредить здравому смыслу. После завершения строительства нового дома суеверный новосел старался не стоять в доме напротив солнца.
Считалось, что тень может забрать душу хозяина и поселиться в доме вместо него. А человека спустя какое-то время одолевает болезнь, и он умирает. Победить болезнь и избежать смерти можно было следующим образом. Больного человека ставили к стене. На ней обозначали тень с помощью обкалывания булавками, обведения мелом, измерения нитью. Затем нить сжигали, булавки клали у порога и просили тень забрать болезнь. У теней, что покинули людей, есть свое пристанище. Даже целое царство. Глубоко под землей призрачные особи, подобие которым невозможно найти среди земной природы, живут по своим теневым законам. Даже теневые кабинеты у них имеются. В них нашлось место и землянам, которые покинули мир живых. Или думали, что покинули на время, мечтая вернуться обратно и обрести свои места под солнцем.
Тень-душа присутствует у животных, деревьев, камней. Таковой одушевленной, кстати, я ее и ощущаю, стремясь обрести телесное отдохновение и душевный покой, когда прячусь в тени придорожных кустов в жару, съеживаюсь под придорожным валуном на отбрасываемом им теневом пятачке или, вопреки всем правилам движения, стараюсь ехать по теневой стороне дороги, обсаженной деревьями. У тучек, редких облачков тоже есть тени. Они хоть и вездесущи, но мимолетны и преходящи. Не спасают. Нередко в пути приходится самому создавать тень.
Своя тень в полдень, когда солнце находилось в зените, исчезала. Да если бы и была она, толку от нее разгоряченному телу мало. Выручал велосипедный чехол. Я расстегивал его и набрасывал на велосипед. Рождался островок тени, пусть даже ее иллюзия, но он, этот островок, становился обитаемым и временную передышку обеспечивал.
Все свое ношу с собой. В том числе и тень. Она мой неизменный спутник. Отвлекаясь от дорожных тягот, есть на кого обратить внимание, с кем пообщаться. Исключая, правда, пасмурный день. Козьма Прутков по этому поводу писал: «Тень – самый верный спутник человека, но даже она его покидает, когда над его головой сгущаются тучи». Но не будем о грустном. Любое ненастье сменяется погожим ясным днем. И ты, обретая свою тень, снова живешь полноценной жизнью. Мы опять одно целое, опять живем одной дорогой, одной жизнью. Вообще, когда ты идешь, не думай, что где-то мог оставить свою тень. Она, как и судьба, с нами повсюду.
Но часто тень ведет себя довольно своенравно. «От сытой лошади тень может быть тощей», – говорят по этому поводу в народе. День растет, взрослеет, а тени укорачиваются, съеживаются, совсем пропадают. День к вечеру дряхлеет, меркнет, а тень удлиняется, набирает силу, вырастает безразмерно, приобретая невероятные, часто уродливые формы. Увы, тени, оказывается, не живут одной жизнью с нами. А может, все-таки живут? Вернее, как бы предваряют жизнь, которая предстоит? Может, это некая подсказка, предостережение, знак судьбы?
В жаркий полдень тень указывает направление на север, а еще предупреждает, что в зените славы ты можешь быть (оказаться вдруг!) никем, и наоборот: закат – это еще не предел, не конец. В любом случае не теряй надежды, сумей увидеть перспективу и новую цель. Твоя тень может удлиниться, даже до горизонта протянуться. Тень как бы указывает, как и куда ты можешь расти. Прирастешь тенью, и все остальное в твоей жизни сладится. Пусть это всего лишь игра. Но куда без нее в жизни? Нередко вечером у таежного костра, подбрасывая тонкие сучья в огонь, я наблюдаю за всплеском пламенных языков и одновременно любуюсь пляской теней на стволах могучих кедров.
Для древнего человека все это было живыми образами. Часто они пугали, вызывали химерные видения, но и развлекали, вдохновляли, побуждали к творчеству. В любом случае впечатляли и притягивали. Так родилось зрелище, которое скрасило жизнь и со временем стало признанным во всем мире искусством – театром теней.
Не всем, правда, было оно по душе. Платон писал о фокусах в театре теней и марионеток. Философ с большим недоверием относился к иллюзиям, создаваемым «теневыми» художниками, в особенности театральными. Они обманывают наше восприятие и заставляют поверить в выдуманный мир.
В древнегреческом языке для обозначения техники оптической иллюзии даже существовало такое слово, как «скиаграфия», буквально «изображение теней». Платон вообще к исключительно «теневой» жизни людей относился весьма скептически. Он сравнивал человечество с узниками пещеры. Стесненные оковами люди видят лишь тени происходящих снаружи событий, отбрасываемые огнем на стену пещеры, и принимают их за истину.
Только освободившись от пут и выбравшись наружу, к солнцу, что освещает реальный мир, они могут осознать свою ошибку и принять реальность таковой, какая она есть на самом деле. В тени долго не пролежишь. Тем более жара прошла. Рано или поздно надо покидать обжитой, прохладный и сумрачный теневой островок и выбираться на дорогу. Последние лучи солнца еще ее освещают. Правда, и теней, что в беспорядке расчеркивают дорожное полотно в этот предвечерний час, хватает. Но таков уж мой путь. Такова наша жизнь. Полосатая.
Владимир СУПРУНЕНКО, фото автора
Комментарии