Мы продолжаем публиковать статьи об использовании творческого наследия Васнецова на школьных уроках (см. «УГ» №12 от 21 февраля 2017 года)
Воспитание целостного восприятия окружающего мира возможно через произведения изобразительного искусства. Одним из величайших мастеров живописи является Виктор Михайлович Васнецов, замысел и символизм картин которого до сих пор не раскрыт до конца. Нам хорошо знакомы его картины, такие как «Богатыри», «После побоища Игоря Святославовича с половцами», «Иван Царевич на сером волке» и другие. Он был не просто в числе первых художников, обратившихся к сюжетам русского фольклора. Он первый из мастеров станкового искусства сумел передать былинно-сказочные сюжеты в духе, соответствующем художественным особенностям сказок и былин. Может быть, ключом к тайне художника могут быть птицы, изображенные на его картинах? Почти каждое произведение художника содержит изображение птиц, на которые мало обращали внимание критики и исследователи творчества Васнецова. Раскрыть художественный замысел картин мастера кисти можно с помощью анализа биологических объектов. Давайте совершим виртуальную экскурсию, на которой еще раз обратимся к самым известным произведениям художника. Присела девочка на берегу пруда,Коса распущена, оборвано платьишко,Босые ноги леденит холодный камень,На руки детские поникла голова…Какая ж приключилась с ней беда?Иль злая мачеха прогнала, на ночь глядя?Иль потеряла братца-непоседу -По лесу долго бегала, кричала,Присела отдохнуть, а встать не может -Тяжело горе, не дает подняться.И лес притих. Умолкли птицы,Осинки перестали трепетать,Вода застыла – ни кругов, ни звука,Все сторожит Аленушки покой.Летом 1880 года Виктор Михайлович жил в деревне Ахтырка, в нескольких верстах от Абрамцева. Он начинает писать пейзажные этюды, передающие грустное состояние природы (например, «Пруд в Ахтырке», 1880). Вскоре появляется эскиз, сделанный маслом: босоногая крестьянская девочка, сжавшись комочком, сидит на камне у воды. За спиной ее – темное пятно леса («Этюд сидящей девочки», 1880). Так постепенно рождалась великая картина Васнецова. Художник тщательно, неторопливо разрабатывал первоначальный замысел, не меняя в нем главное – образ Аленушки, который возник в его воображении задолго до окончания работы.Летом 1881 года после многочисленных набросков и эскизов В.М.Васнецов приступил к работе над одним из самых своих задушевных и проникновенно-лирических произведений. Он закончил картину зимой 1881 года в Москве и отправил на очередную передвижную выставку. Пленившее имя дано им девушке, олицетворяющей образ едва ли не всех героинь русского фольклора. «Так глубоко выразить душу, так поэтично представить тип – для этого нужен талант художника», – писала критика о картине. Но никто не заметил того нового, что ввел Васнецов в русское искусство своей «Аленушкой».Какое же открытие совершил художник, написав полотно? Ответить на этот вопрос можно, если внимательно проанализировать картину с точки зрения экологии, орнитологии, психологии и, конечно же, искусствоведения.Общее впечатление о картине печальное. Почему? Какой колорит выбрал художник для картины? Все оттенки зеленого, преимущественно темного цвета, так как зеленый – цвет спокойствия и умиротворения. Как художник акцентировал внимание на Аленушке? Поместил на передний план; выделил цветом – более яркое пятно сарафана. Если рассмотреть общую композицию картины, то на переднем плане Аленушка и пруд, на заднем – темное пятно леса и серое небо. При сравнении эскизов к картине и окончательного варианта мы видим, что на эскизе – этюд сидящей девочки – не видно неба. На картине оно появилось, символизируя лучик надежды. На эскизе иная цветовая гамма в одежде девочки – темно-синее платье, на картине сарафан выделяется более ярким пятном.Обратимся к главной героине. Центральная и на первый взгляд единственная фигура в картине – Аленушка. Попробуем провести анализ с позиций психологии. На картине изображена девочка, а не женщина или мужчина, потому что: а) дети вызывают естественное чувство жалости; б) мужчинам не свойственно показывать печаль и скорбь, это удел женщин, поэтому именно девочка, а не мальчик. Проанализируем положение фигуры с позиции психолога. Голова склонилась на руки, волосы распущены – выражение скорби. Волосами Аленушка как бы отгораживается от окружающего мира. Руки скрещены на коленях – руки-барьеры, тоже укрывают от всех. Одежда на девочке очень старая, рваная. Разорван рукав, подол сарафана. Девочка очень бедная.Если сравнить эскиз к картине (1880) и окончательный вариант, то налицо следующие изменения: на эскизе девочка смотрит прямо на зрителя, а на картине – в воду, погружена в себя; на эскизе у девочки почти новое темно-синее платье, на картине одежда сильно изношена; на эскизе девочка сидит на лугу в окружении яркой зелени травы и белеющих тут и там цветов, на картине – только темная гладь пруда. В процессе работы над своим произведением художник внес эти изменения, чтобы подчеркнуть скорбь девочки, вызвать у зрителя жалость и сострадание к ней.Теперь проведем анализ картины с позиций экологии.На картине изображены не речка, не ручей (движение воды), а пруд – стоячая вода, в которой растут рогоз остролистный, осока метельчатая, хвостник обыкновенный (водяная сосенка). На заднем плане – еловый лес с осинами. На первом эскизе растения были иные: на заднем плане березки, а в воде кувшинка белая. Заменой растений художник усилил эмоциональное воздействие на зрителя. Береза – это символ света, добра, надежды; белые цветы кувшинки тоже вселяли надежду. В окончательном варианте картины печаль и безысходность положения девочки подчеркивает осина – символ скорби, печали, дрожащие листы которой ассоциируются у народа со страхом и волнением («дрожит как осиновый лист»). Темные ели – символ надвигающейся беды. Но деревья на картине такие же молодые, как и Аленушка.На картине изображено начало осени – осины начали желтеть. Надвигается вечер, солнце едва видно. Пасмурная и грустная погода. Таким образом, природа тоскует вместе с Аленушкой, добавляя картине «настроение трепетной скорби». Вода темная, стоячая – нет движения. Заросли осоки в темной воде будто оберегают Аленушку от неверного шага. Охраняют ее и молодые ели, стоящие за ней дозорными. Как поется в народной песне: «Горе за мной идет, вослед грозит: «Порублю я, посеку все темные леса, а найду тебя, горемычную!»Но кроме Аленушки в картине присутствуют и другие живые существа. Это семья ласточек. Удивление от выбора птиц художником определяет дальнейший поиск. Почему ласточки? В обыденном представлении ласточка – это веселая, щебечущая птица, которую трудно себе представить рядом с темным еловым лесом. Не ошибся ли в выборе птиц В.М.Васнецов?Для начала определим, какой вид ласточек изображен на картине. Для этого откроем Биологический энциклопедический словарь и найдем статью «Ласточковые». Судя по удлиненному туловищу, длинному раздвоенному хвосту, длинным острым крыльям, темному оперению спинной стороны и белому брюшку, на картине изображена деревенская ласточка, или касатка. Но прав ли был художник, изображая птицу открытых пространств на опушке леса рядом с водоемом? Воспользуемся справочником «Фауна мира». В статье «Семейство ласточковые» читаем: «Заселяют открытые пространства поблизости от пресноводных водоемов – речные долины, побережья озер, опушки лесов Ласточки – прекрасные летуны, значительную часть жизни проводят в воздухе. На землю они спускаются неохотно, предпочитая садиться на ветви деревьев, крыши строений, провода…» Делаем вывод: ласточки могут находиться на дереве рядом с пресноводным водоемом.Изображенная семья ласточек подтверждает наше предположение относительно времени года. Обратимся к энциклопедии «Жизнь животных». Читаем: «Ласточки – общественные птицы. В северных частях гнездового ареала в гнезде бывает одна кладка, обычно 4-6 яиц. После вылета из гнезда родители докармливают птенцов еще несколько дней. Затем ставшие самостоятельными молодые птицы собираются в большие стаи и в поисках пищи летают по приречным лугам, берегам озер и болот. В сентябре численность ласточек увеличивается в отдельных стаях до тысячи и более, начинается отлет к местам зимовок». Значит, на картине изображена семья ласточек вскоре после вылета из гнезда, и время года мы можем определить более точно – это конец лета, еще не сентябрь.О композиции группы ласточек можно сказать следующее. Из шести птиц четырех художник изобразил отвернувшимися. Обычно ласточки приятно щебечут, свиркают – здесь скорее всего спят. Своим молчанием семья птиц подчеркивает печаль сиротинки Аленушки.Но почему именно ласточки, а не воробьи, вороны и т. п.? Откроем словарь В.Даля: «Ласточка, Ластушка, разгов. – ласковое обращение к женщине, девушке. Загадка про ласточку: Белое – венчальное, черное – печальное. Свет бел, да люди черны».Значит, художник не случайно выбрал ласточек, для того чтобы показать грусть девочки. «Ласточка» – так ласково обращались на Руси к девушке. Обычно весело щебечущие, здесь своим молчанием птицы подчеркивают печаль Аленушки. Просматривается и символизм в выборе птицы, черно-белой: белое – венчальное, черное – печальное. Свет бел, да люди черны. В серебристо-дымчатой цветовой гамме картины слышится грустный напев: «Ахти горе, тоска, печаль великая». Но светлое небо за темным лесом вселяет надежду в светлое будущее. Грустят вместе девочка, деревца, птицы на ветке, сливаясь в тихую задумчивую сказку. Олицетворение русской женской доли, а может быть, и самой России.Виктор Михайлович Васнецов раскрыл тончайшую связь между переживаниями человека и состоянием природы, что великолепно передано в народной поэзии. Природа здесь тоскует вместе с Аленушкой, добавляя картине «настроение трепетной скорби». Столь художественно-поэтичный образ был нов для русской живописи.«Аленушка» сильнее всего отразила веру в благотворно-преобразующее воздействие искусства и красоты. Валентина СМЕЛОВА, кандидат педагогических наук, Московский городской педагогический университет (МГПУ)
Комментарии