Любите ли вы неожиданности? Большинство ответит: смотря какие. Если радостные, почему бы и нет? Было время, когда происходящее с зарплатой педагогических работников некоторыми недоверчивыми индивидуумами воспринималось как чудо. Получаешь бухгалтерский квиточек перед Новым годом и зажмуриваешься от удовольствия (упоминаю конкретные случаи, о которых мне рассказывали сами герои скромного педагогического труда). В последнее время о сюрпризах не упоминают. Цифры, появляющиеся в зарплатных ведомостях, привычны и ожидаемы. Ситуация стабилизировалась, достигнув в большинстве школ определенного уровня, удовлетворяющего большую часть коллектива.
Гимназия №13 известна в Екатеринбурге еще со времен Свердловска, то есть с эпохи Советского Союза. В ней нет проблем с наполняемостью классов, а ведь именно от количества учащихся все еще зависит фонд оплаты труда. Средняя заработная плата учителей превышает здесь 30 тысяч рублей и продолжает расти, но понемногу, не так резко, быстро и радостно, как совсем недавно. Высказываются пожелания, чтобы рост осуществлялся не только за счет стимулирующей части, но и повышения стоимости ученико-часа, но это, как говорится, не от нас зависит.А что зависит от нас? Конечно же, сохранение бесконфликтной среды, считает директор 13-й гимназии Тамара Алексеевна Арефьева. Это достигается открытостью и внятностью критериев оценки вклада конкретного педагога, а также участием всего коллектива в процессе распределения. В гимназии кафедральная система, начисления регулируются через кафедры, где прекрасно знают, кто какую работу выполняет в действительности.В общеобразовательной школе №64 г. Екатеринбурга в целом ситуацией с зарплатой также довольны. Количество обучающихся растет, а вместе с этим и денежные вложения в учебное заведение. Директор Анна Владимировна Бурмистрова подчеркивает: кто хочет заработать побольше, тот имеет такую возможность, беря повышенную нагрузку и добиваясь высоких результатов. Но, возможно, подобный оптимизм характерен для больших школ и не поддерживается маленькими ученическими и учительскими коллективами? Школа №23 по величине относится к разряду средних. Здесь не считают, что «размер имеет решающее значение». Рост зарплаты продолжается даже с опережением «дорожной карты». За счет чего? Во-первых, с 1 января 2014 года поднялся уровень фонда оплаты труда, во-вторых, изменился педагогический состав. Количество учителей уменьшилось, нагрузка увеличилась, как и зарплата в расчете на каждого.В коррекционных учебных заведениях традиционно обучается меньше детей, чем в обычных школах: 100-130 человек. Однако зарплата и там на уровне, так как «особые» школы имеют еще и компенсирующий коэффициент.Как обстоят дела в специализированных учебных заведениях художественной, музыкальной направленности? В мужском хоровом колледже 150 учеников. Интересуюсь у молодого педагога, завершающего свой второй трудовой год и не имеющего пока надбавки ни за стаж, ни за квалификацию, доволен ли он заработной платой. Ответ однозначно позитивный: и уровень зарплаты, и стабильность ее выплаты устраивают молодого человека и позволяют видеть свое будущее в системе образования.Теперь посмотрим на самый «провальный» в смысле оплаты вид деятельности педагога – дополнительное образование. В гимназии №13 бюджетное допобразование сведено к минимуму. Тема, по которой работает, а точнее, живет школа, «творческая образовательная среда», забирает часы, оставшиеся на внеурочную деятельность. Зато здесь развиты платные услуги – и чисто образовательные, и культурологические, и спортивные. Родители готовы оплачивать развивающие занятия своих детей.В школе №23 собственные школьные ставки вообще не идут на кружки и секции, их выбор довольно широкий, но за счет сотрудничества с Домом творчества.Похожая ситуация сложилась и в школе №64. Директор с увлечением рассказывает, чем занимаются дети после или до уроков. Педагоги в кружках и секциях работают школьные, но на ставки при районном Доме детского творчества. Ведение кружков и секций чаще всего является дополнительной деятельностью и дополнительным заработком для учителей. Впору делать вывод: то, о чем так долго говорили педагоги и другие участники образовательного процесса, свершилось. Реальный подъем уровня заработной платы учителей снял социальную напряженность и привел к повышению рейтинга профессии. Сейчас важно, чтобы подобная тенденция продолжалась, а не буксовала, а ситуация бы и дальше развивалась позитивно, и лучше без сюрпризов.Екатеринбург
Комментарии