search
main
0

Сверхзадача. По силам ли она российской школе?

Духовность, духовный… «Относящийся к Богу, церкви, вере, все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля». Это из словаря Даля. Определение все-таки несколько размытое. Словарь Ожегова: духовность – «свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными». Нравственность согласно тому же словарю – духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Духовно-нравственное воспитание и культура в школе – что это? Дать ответ был призван семинар, проходивший в рамках контракта, заключенного между Рособразованием и центром «Интеграция: образование и наука». Цель контракта – наполнение примерной образовательной программы начальной школы в области духовно-нравственного воспитания по тематике изучения истории и культуры традиционных религий.

– Федеральные образовательные стандарты представляют собой набор трех «Т» – требований, – напомнила собравшимся Татьяна Петрова, начальник отдела развития и нормативного регулирования особых форм и видов образования Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России. – Первое – структура основных образовательных программ. В Законе «Об образовании» появилась новая запись, что школа теперь должна в том числе «формировать духовно-нравственную личность». Может, это дискуссионно с точки зрения психологии, но… Как образование должно достигать этой цели? Вторая группа требований – к результатам освоения основных образовательных программ. Третье требование – к условиям реализации основных образовательных программ (санитарные, гигиенические, противопожарные). Учебный процесс должен быть безопасным и комфортным. Структура стандарта состоит из двух частей. Обязательная будет зафиксирована на федеральном уровне. Учебные пособия по тем дисциплинам, модулям, курсам, которые попадут в обязательную часть, станут проходить экспертизу на уровне Российской Федерации. Это существенный момент, потому что министерство не только экспертирует учебную литературу, но и определяет перечень издательств, которым разрешено ее выпускать. Вариативная часть будет формироваться самими участниками образовательного процесса: это серьезная новация, направленная на полное удовлетворение всех запросов, потребностей и самих детей, и их родителей, и общественных организаций. 2009-2010 годы становятся рубежными. Те, кого приняли в школу 1 сентября 2009 года, могут на своей ступени (первоклассники – до четвертого класса, пятиклассники – до девятого) завершать обучение по старым стандартам. Одновременно начинается экспериментальная апробация новых федеральных образовательных стандартов.

Новый образовательный стандарт предполагает введение образовательной области «Духовно-нравственная культура», которая может состоять из предметных областей религиозно-культурологического содержания и предметов нерелигиозно-этического, философско-культурологического содержания. Примерные программы по духовно-нравственному воспитанию должны будут проходить экспертизу сформированной при Российской академии образования межконфессиональной группы. Решено подготовить книгу для учителя начальных классов по духовно-нравственному воспитанию. Изучается опыт преподавания истории и культуры традиционных религий в школах разных регионов России.

– Нам важно эту практику обобщить и понять, что необходимо включить в обязательную часть примерной образовательной программы 1-4-х классов, – считает Татьяна Петрова. – Здесь имеет смысл не какое-то религиоведческое содержание обсуждать, а именно подходы. Ребенок только начинает осматриваться в окружающей среде, и духовно-нравственная составляющая должна работать в первую очередь на него, а не служить камнем преткновения во взаимоотношениях между семьей, школой, церковью.

– Как получается, что на практике вопросы нравственно-духовного воспитания сводятся к сугубо религиозным? – прозвучал вопрос из зала. Ответом в какой-то мере было выступление Андрея Петрова, ученого секретаря отделения историко-филологических наук РАН.

– Что такое духовно-нравственная культура? Просто предмет или неотъемлемая составляющая личности человека? Ведь каждый должен обладать духовно-нравственной культурой. Готова ли школа к введению отдельного предмета, связанного с культурологическим преподаванием основ истории религий? Если мы с первого класса введем некий компонент, связанный с историей вероучения, рискуем вмешаться в очень тонкую сферу. В первых классах происходит формирование фундамента человеческой личности, гражданской позиции, понятий о добре и зле, о семье, о любви. Они безотносительно к конфессиональному компоненту очень важны. За религиозное воспитание детей должна отвечать семья. Поэтому если мы будем прививать семейные ценности, то вопросы религиозного воспитания, которые прежде всего должны идти через семью и приход, отпадут сами собой. Вероучительное воспитание («Когда введут Закон Божий в школе?» – звучит в обществе) – это все в приходских школах соответствующих конфессий. Можно вводить в старших классах историю и культуру религий, расширять область обществознания, мировой художественной культуры, могут быть факультативы, связанные с историей религий. Но все это должно предполагать серьезное обновление, прежде всего нашего гуманитарного образования. В советское время именно мировоззренческая составляющая религии выпадала напрочь из нашего образования, и это негативно сказывалось на понимании исторического процесса. Гуманитарное образование нуждается в серьезном обновлении, и это необходимо учитывать в связи с теми требованиями, которые предъявляются к стандарту нового поколения.

Серьезные дискуссии вызывает метод преподавания, – отметил Андрей Петров. – Самая простая схема – ввести этакий курс духовно-нравственного воспитания, сделать его вариативным (в младших классах – по выбору родителей) и делить классы, что называется, по конфессиям, как делается с преподаванием иностранного языка. Но надо учитывать, что у нас около 80 процентов населения – в городах. Оно, как правило, мультикультурное. Мы не сможем найти монокультурных образовательных учреждений, за исключением школ конкретных диаспор, но это особая тема. Разделение классов по конфессиональному признаку вызывает множество вопросов. Необходимо ли школе сейчас еще одно разделение, происходящее не по языковому принципу? Разделение по экономическим, религиозным, классовым критериям – это в отличие от изучения иностранного языка сфера идеологии. Не надо сталкивать людей из-за разницы их религиозных убеждений. Кроме того, почему мы должны нарушать конституционные права неверующих? Логичнее всего историю и культуру религий рассматривать в комплексе. Мы выпускаем ребенка в реальный мир и должны показать, с кем он будет контактировать. Знания о других религиях и их культуре ему не помешают, а только помогут.

Другие выступающие также подчеркнули мысль о том, что конфессиональный характер образования не может быть примером для современной российской школы: это только приведет к расколу по религиозному признаку, это прямая дорога к дестабилизации и, может быть, прямому насилию в школе. Да и как делить детей, если родители, например, в смешанном браке? В России религиозное разнообразие – норма, и оно должно получить отражение в массовом образовании. Исключение вопросов катехизации из школ должно быть принципиальным. Но остро встает другой вопрос. Допустим, мы договорились о содержании нового предмета. Но где взять сейчас высококвалифицированных и толерантных педагогов, которые будут его вести?

Еще несколько серьезных проблем, кроме кадровой, отметил протоиерей Евгений Чунин (Русская православная старообрядческая церковь):

– При советской власти главной задачей было убедить, что Бога нет. Некоторые учебники были целиком подчинены этой задаче. В 1990-х годах атеистические нотки из учебников ушли. Но молодежь, оставшись со своими проблемами один на один, стала писать свои законы нравственности. Поэтому весьма отрадно, что область духовно-нравственного воспитания наконец-то стала предметом внимания. Но нравственность невозможно выучить, как какой-либо предмет, ту же историю, например, или иностранный язык. Человек не сделается высоконравственным вдруг. Здесь невозможно игнорировать и роль телевидения, улицы. Нынешняя модель общего образования до сих пор содержит противоречивые положения, в том числе такие, которые никак не согласуются с верой в Создателя. Так, в некоторых учебниках в курсе природоведения для пятого класса происхождение живого мира и человека совершенно безапелляционно рассматривается с позиций теории эволюционного отбора, и не оговаривается, что так только кто-то когда-то считал, что есть и библейская теория. Учебники по истории Древнего мира, пересказывая библейское повествование о происхождении человека, до сих пор озаглавливают его как «Миф о первых людях». При этом историческое бытие Христа уже не называется мифом – это хорошо, но освещение некоторых христианских моментов в программе по истории остается не лишенным скепсиса и неуверенности и явно выдает атеистическое происхождение авторской позиции. То же касается и литературы. Сегодня, по моему мнению, надо поставить вопрос о том, чтобы все школьные предметы согласованно обслуживали сверхзадачу духовно-нравственного воспитания. Ее надо решать не простым введением в учебную программу отдельного предмета, а во всем объеме учебных программ, преподаваемых в школе.

…Итак, проблему согласования учебников, допустим, можно решить. Пусть с трудом. Пусть для этого придется проводить тщательную экспертизу. Но вот как согласовать те нравственные ценности, которые будет нести школа, с теми, что после школы хлынут на ребенка с телеэкрана?

Однако, может быть, мы усложняем ситуацию? Экран экраном, школа школой. Никто никому не мешает. Что по этому поводу скажете вы, читатели «УГ»?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте