search
main
0

Свекла в образовательном пространстве, или Откуда взять деньги?

Волгоградская область – зона рискованного земледелия. Засуха последних лет истощила местные бюджеты, оттого большинство районов являются дотационными. Особенно сложно выжить бюджетникам. Чтобы сфера образования не сдала завоеванных когда-то высот, вице-губернатор, председатель областного Комитета по образованию Виктор Беспалов добивается создания экономических условий для самофинансирования и самообеспечения государственных учреждений системы начального и среднего профессионального образования.

– Виктор Николаевич, в годы моей юности ГПТУ расшифровывалось как “Господи, помоги тупому устроиться”. Рынок внес свои коррективы. В хорошем училище учиться стало престижно, в него нелегко поступить…

– Да, это так. Как следствие появились конкурсы на некоторые специальности. На первом месте в этом негласном рейтинге столяры-краснодеревщики (конкурс – пять человек на место), машинисты автомобильных и башенных кранов. А в ПУ # 12 в последние годы оказывалось столько претендентов выучиться на автомеханика, что администрация открыла… подготовительные курсы для абитуриентов.

Но здесь одно “но”. Ради расширения рынка образовательных услуг мы вводим в ПУ техникумовские специальности. В одном учебном заведении студенты получают начальное профессиональное образование, а затем среднее специальное. В выигрыше все – и выпускники, и учебное заведение, и рынок труда…

Вспоминается мнение по этому поводу министра образования Владимира Филиппова. Когда ПТУ начинают реализовывать программы техникумов, это незаконно. И все же, когда в районе нет техникумов данного профиля, а специальность востребована рынком труда, ПТУ идут на это. И, может быть, действительно выгоднее иметь одну или две техникумовские специальности в ПТУ, нежели под них открывать ссуз?

– Виктор Николаевич, какова специфика начального и среднего профессионального образования в области?

– Когда 60 лет назад создавалась система профобразования, в первую очередь учитывалась структура промышленного производства. Сегодня мы ввели много новых специальностей: дизайнеры, коррекционные педагоги, фармацевты, однако не утратили ни одной машиностроительной. Мы “перебросили” училища с федерального на региональный бюджет. Сегодня в них обучаются 25 тысяч юношей и девушек области.

Историческая справка. Первое ремесленное училище в Царицыне было открыто в 1896 году на средства богатых купцов и промышленников, которые не бросали деньги на ветер. Готовило оно рабочих для местных предприятий металло- и деревопереработки. Сегодня в Волгоградской области 64 профессиональных училища и лицея, 8 филиалов сельских ПУ. Во всех них обучают ста специальностям.

– Чтобы специалисты не остались за проходной, прогнозируете ли вы их востребованность?

– Мы никогда не сможем учесть все экономические условия: рынок непредсказуем. Спрос ныне – на работяг! “Пэтэушники” на 95% востребованы работодателями. Правда, многие из будущих рабочих пополняют ряды Вооруженных Сил. Но и тут парни с профессией в руках не пропадут.

– Говоря о самообеспечении и самофинансировании ПУ и техникумов, вы, Виктор Николаевич, норовите вытащить себя из болота за волосы…

– Мы просто-напросто пытаемся уменьшить нагрузку на бюджет. Десять лет система профобразования уже финансируется из областного бюджета, получая лишь деньги на зарплату. И при этом не развалилась. Потому что каждый директор ПУ, профлицея и техникума осознал, что можно выжить, лишь занимаясь производительным трудом. Сельскохозяйственные ярмарки нынче стали традиционными. Учащиеся продают собственный урожай.

Уже два года нас выручает Учпрофстрой – федеральная, не облагаемая налогом организация, призванная привлечь студентов на строительство в сельском хозяйстве. Учредитель ее – Минобразования РФ. Среди девяти областей, отмеченных министерством. Волгоградский Учпрофстрой является одним из лучших. С его помощью мы взяли в Тамбовской области землю под сахарную свеклу. Что это дало? Собственный сахар для учреждений ПУ и деньги. Учпрофстрой внес в систему НПО учреждений и детских домов около двух миллионов рублей. Это ли не результат? А ведь в некоторых областях начатое Учпрофстроем дело заглохло.

– А учащиеся заинтересованы в том, чтобы работать под началом Учпрофстроя?

– Они получают заработную плату. Мы же мечтаем благодаря этой структуре выскочить из нынешней кабальной системы взаимозачетов. Те же взаимозачеты через Учпрофстрой были бы для нас дешевле. При этом мы, имея дело с ним, развивали бы собственные структуры, несли бы при этом ответственность за плоды сотрудничества, а не кормили бы “чужого дядю”.

В минувшем году училища заработали около трех миллионов рублей. В панфиловском училище # 53 Новоаннинского района собрали подсолнечника более двенадцати центнеров с гектара, что намного выше среднеобластных показателей. А в Нижнечирском СПУ Суровикинского района ребята такую озимую пшеничку вырастили, что семенной фонд у них “с руками” отрывали.

Волгоградская область – не исключение. Везде профессиональная школа в прагматичном стремлении выжить в новых условиях обнаруживает в своих недрах огромный потенциал для развития. Реализовать его, правда, удается пока не всем.

Галина СЮНЬКОВА

Волгоград

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте