search
main
0

Свеча на сквознякеКомиссия при Президенте РФ по Государственным премиям в области литературы и искусства предложила для обсуждения список произведений, допущенных на соискание Государственных премий 1996 года.

реди тех, кто, возможно, станет лауреатом Государственной премии за достижения в художественной литературе, – А.Г.Битов. Международная ассоциация творческой интеллигенции “Мир культуры” представила на рассмотрение президентской комиссии роман-трилогию писателя “Оглашенные”: “Птицы, или Оглашение человека”, “Человек в пейзаже”, “Ожидание обезьян”. Писательская организация Новгородской области выдвинула на звание лауреата Д.М.Балашова за серию исторических романов “Государи московские”, “Младший сын”, “Великий стол”, “Бремя власти”, “Симеон Гордый”, “Ветер времени”, “Отречение”, “Святая Русь”. Журнал “Знамя”, издательство “Книжная палата” выдвинули на соискание Госпремии своего кандидата. Это – прозаик Г.Я.Бакланов, написавший книгу “И тогда приходят мародеры”. А Союз писателей Москвы надеется, что Государственная премия будет присуждена прозаику К.В.Ковальджи за его роман “Свеча на сквозняке”. Впрочем, на это надеемся и мы, журналисты “Учительской газеты”. Ведь Кирилл Владимирович – наш постоянный автор и лауреат специальной премии “УГ” – “Бронзовое перо”.

Привлекает внимание то обстоятельство, что в списке потенциальных лауреатов Государственной премии России много поэтов. Здесь и Р.Ф.Казакова со сборником стихотворений “Наугад”, и Н.В.Панченко с книгой стихов “Горячий след”, и Е.Б.Рейн со сборником поэм “Предсказание”, и А.Л.Решетов со стихотворениями, вошедшими в сборник “Иная речь”, а также другие деятели литературы.

Что же касается претендентов на Госпремию в области кино и телевидения, то некоторые работы, выбранные прежде всего Российским комитетом по кинематографии, вызывают по меньшей мере удивление. К примеру, художественный фильм “Особенности национальной охоты”. Кстати сказать, режиссер этого фильма А.В.Рогожкин при вручении ему премии “Ника” сказал, что недоумевает, почему именно эта картина получила первый приз, и добавил, что “Особенности национальной охоты” ему не нравятся. Может быть, пошутил, слукавил? С другой стороны, и правда. Что может нравиться в этом фильме? Сплошная пародия на нашу жизнь… Кто-нибудь возразит, скажет: это все юмор, гротеск, смешно играют актеры. А по-моему, плохо играют.

Вероятно, выбор невелик. Недаром, выступая на церемонии награждения премией “Ника” в Доме кино, режиссер С.Соловьев с болью говорил о том, что это собрание может стать последним. Потому что, по его мнению, российский кинематограф умирает. Средств нет – и через год выбирать будет не из чего. Но пока на соискание Госпремии выдвинуты и другие фильмы. В частности “Паспорт”, “Настя”, “Орел и решка” Г.Н.Данелии и еще документальные фильмы последних лет режиссера А.Н.Сокурова.

В области театрального искусства выбор богаче. И, пожалуй, выбор вполне достойный. В списках президентской комиссии значатся спектакли “Жизнь моя! Иль ты приснилась мне?” (Московский театр-центр имени М.Н.Ермоловой), “Чайка”, “Королевские игры” (“Ленком”), “Хлестаков” (Московский театр им. К.С.Станиславского), “Преступление и наказание” (Санкт-Петербургский ТЮЗ). Кроме того, отмечаются спектакли Воронежского, Омского драматических театров, в репертуаре которых преобладает отечественная классика.

Соискателями Государственной премии 1996 года стали многие известные и любимые нами актеры и режиссеры: М.Захаров, Л.Броневой, О.Янковский, И.Чурикова, Ю.Любимов, В.Мирзоев, Е.Миронов (блестяще сыгравший главную роль в фильме “Мусульманин”), В.Рубанов. Международная конфедерация театральных союзов представила к награде немецкого режиссера П.Штайна, хорошо известного в России постановками чеховских пьес. Весьма примечательно обоснование: “Пропаганда русской культуры, создание произведений в лучших традициях русского психологического театра…” О ком из наших сегодняшних деятелей культуры можно сказать то же самое?!

Полагаю, что поклонники творчества артистов эстрады будут рады, если лауреатами Госпремии станут Б.Брунов, О.Газманов, Л.Долина, В.Леонтьев и актер и режиссер цирка М.Запашный.

Валерий ЕРМОЛОВ

Исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося представителя второго поколения мхатовцев актера и режиссера Владимира Александровича Орлова. Пожалуй, самая яркая страница его творчества – поставленный им на сцене МХАТа в 1963 году спектакль “Без вины виноватые” по пьесе А.Н.Островского. Кстати говоря, на протяжении десяти лет в нем играла народная артистка СССР Алла Константиновна Тарасова. Она была бессменной исполнительницей роли Кручининой. Рядом с ней в этом спектакле выступали и другие знаменитые актеры МХАТа – Грибов, Белокуров, Стриженов, Забродина, Станицын, Леонидов-сын. Что же касается Владимира Александровича Орлова, то есть в его творческой биографии еще один весьма знаменательный факт. Он был одним из тех мхатовских стариков, которые приветствовали приход в театр в качестве главного режиссера О.Ефремова. Между прочим, в первой постановке Ефремова во МХАТе “Дульсинея Тобосская” В.А.Орлов исполнил одну из главных ролей.

“Александринка” в Санкт-Петербурге, вся театральная общественность отметили недавно столетний юбилей Николая Константиновича Симонова, великого актера-трагика. Кинозрителям он хорошо знаком по фильмам “Петр I”, “Овод” и другим.

Евгению Алексеевичу Лебедеву, актеру Санкт-Петербургского Большого драматического театра имени Г.А.Товстоногова, исполнилось 80 лет. На сцене он с начала 30-х годов. Однако расцвет творчества актера приходится на 50-90-е годы. Мы помним его и по фильмам “Два капитана”, “Свадьба в Малиновке”. Сам Евгений Алексеевич считает одной из лучших своих ролей Несмеянова в пьесе М.Горького “Мещане”. А зрители любят его буквально в каждой роли, будь то спектакль “Карьера Артура Уи”, “История лошади”, “Энергичные люди”… Е.А.Лебедеву подвластны все жанры сценического искусства – от комедии гротеска до героической трагедии. Правда, как признается сам Евгений Алексеевич, ролей, которые ему самому хотелось бы сыграть, становится все меньше. И он прав. Достаточно взглянуть сегодня на репертуарную афишу театра, и все станет ясно…

Наше искусство – накануне огромнейшего события – 100-летия Московского Художественного академического театра. Наша газета уже начала рассказывать о выдающихся представителях МХАТа. Эта тема будет продолжена в последующих номерах “УГ”.

На прошлой неделе в Москве в Мраморном зале Союза журналистов России прошла пресс-конференция художественного руководителя Государственного академического Большого театра народного артиста СССР Владимира Васильева. Тема ее – “Большой театр и средства массовой информации”. Владимир Васильев считает, что СМИ недостаточно осведомлены о творческом процессе, протекающем в театре, отсюда порой очень противоречивая информация. Возможно, руководитель Большого прав. Только вот поставленный им балет “Лебединое озеро” в новой редакции действительно вызывает весьма противоречивые толки. И это вполне естественно – ведь искусство не нуждается в однозначных оценках.

Валерий ЕРМОЛОВ

А вы читали?

О любви не говори…

ано или поздно, но, наверное, каждый человек приходит к мыслям о вечном. О самом важном и глубинном в его жизни. Задумывается о своем месте на Земле и даже во Вселенной. Пытается найти ответ на волновавший не одно столетие философов вопрос: в чем же смысл жизни? Где истина и какова она? Зачем человек приходит в этот мир? Что оставляет после себя?

Впрочем, жизнь человека самоценна. И смысл жизни, как это кем-то уже давно замечено, – в самой жизни. Но в высшем проявлении жить – это значит подняться до духовных творений. Природные свойства человека – лишь начало, за которым следует создание и освоение этих самых духовных творений. Для этого нужно… обладать духовными способностями. Так во всяком случае считает автор недавно вышедшей книги “Духовные способности” (издательство “Магистр”, 1996 год) Владимир Дмитриевич Шадриков, академик РАО, доктор психологических наук.

Даже искушенного в философии и психологии специалиста сразу не может, на наш взгляд, не увлечь само название этой работы. Ведь как утверждает сам автор, категория “духовной способности” практически не разработана. Лишь в отдельных работах используется этот термин, и в качестве примера дана книга философа Джеймса, относящаяся к самому началу двадцатого века (1901 год). Более того, само понятие “духовные способности” отсутствует в толковых словарях начиная с В.Даля и до настоящего времени.

Все это еще более усиливает интерес к книге В.Д.Шадрикова. Интригует и завораживает. Ибо попытка дать определение не существующему до сих пор философско-психологическому понятию – сам по себе факт примечательный.

В самом деле, до сих пор нам было более или менее известно, что у каждого человека от рождения есть свои индивидуальные задатки и способности, которые при определенных обстоятельствах и условиях жизни либо развиваются, либо, напротив, затухают. Это так называемые общие и специальные способности, познавательные, профессиональные. Например, музыкальные, математические или, как говорит сам Владимир Дмитриевич, “классические способности восприятия, памяти, мышления, чувствования”. Но в книге как раз речь идет об ином – о духовных способностях, в которых “индивид возвышается над обычными способностями”. Они, по мнению академика Шадрикова, формируются “как на основе духовных ценностей личности, так и на основе искушения, отказа от долга следовать идее, вере, духовным ценностям”. Из этого, казалось бы, противоречия создается нечто большее, чем обычные способности. Это и есть самая важная и высшая стадия развития способностей.

Но невозможно понять, что есть на самом деле духовные способности, не обратившись к “духовному состоянию” личности. И, видимо, поэтому можно обьяснить тот факт, что завершается книга главой, посвященной развитию и воспитанию именно духовности, а не способностей, которым, собственно, она и посвящена. Хотя некоторые подробности по этому поводу читатели найдут уже во второй главе, где речь идет о духовных способностях в системе интеллектуальных качеств, в их освещении с точки зрения религиозного понимания.

Третья глава – о любви. И совсем не с поэтической трактовкой столь деликатной области человеческой жизни. О любви не говори… заметил поэт. И хотя о ней действительно уже достаточно сказано, ее тайны непостижимы. Тем любопытнее, даже для скептиков, может показаться попытка разложить по полочкам самое интимное и неприкосновенное чувство, “онаучить” любовь, да еще в контексте духовных способностей.

Мы предполагаем, что новая книга Владимира Шадрикова может (да и, наверное, должна) вызвать самую разную реакцию. Философы, психологи, исследователи “человеческих душ”, вероятно, скажут еще о ней свое профессиональное слово. Но для российских педагогов, как мне думается, она может оказаться интересной своей направленностью на развитие духовной сферы наших школьников. В какой-то мере она развивает положения предыдущих работ ученого-психолога, который уже многие годы занимается проблемой индивидуализации обучения. Этому посвящены его многочисленные публикации, и в частности книга “Деятельность и способности”, которая вышла в 1994 году.

Кроме того, появление книги “Духовные способности” само по себе символично. По времени выхода оно совпадает с новой стороной профессиональной деятельности Владимира Дмитриевича Шадрикова в качестве первого заместителя министра образования. Поэтому многие ее положения можно рассматривать как позицию влиятельного сегодня в образовании человека. И поскольку речь идет о приоритете духовного начала в жизни человека, хочется надеяться, что это найдет отражение и в его официальной образовательной политике. Автор книги, ученый-психолог и замминистра образования, сумеет многие свои идеи и подходы воплотить в школьной практике. А “одухотворить” ее сегодня крайне необходимо.

Ирина ДИМОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте