search
main
0

Свадьба – только обложка. Занятие факультатива «У порога семейной жизни» на тему «Конфликты»

Цели:1. Коррекционно-образовательные: ознакомить учащихся с понятием «конфликт», его причинами.2. Коррекционно-развивающие: развивать умение правильно выходить из конфликтной ситуации; внимание, мышление, диалоговую речь.3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать нравственные качества личности, ответственность за свои поступки, положительное отношение к семье.

Оборудование: презентация, словарь Ожегова, карточки с заданием.Ход занятияI. Организационный моментУчитель: Добрый день, дорогие ребята. (На фоне музыки.) Я желаю вам сегодня добра. Вы желаете всем сегодня добра. Мы желаем друг другу сегодня добра. Будьте добрыми, внимательными, отзывчивыми друг к другу, и занятие у нас, я уверена, пройдет на хорошем уровне. Итак, с отличным настроением я приглашаю вас в гостиную «Семейная этика».II. Целеполагание1. На слайде надпись: «Гостиная «Семейная этика». Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на слайд и скажите, понятно ли значение слова «гостиная» и ее название?Я предлагаю вам уточнить значение этих слов в словаре Ожегова. (Дети работают по группам.)1-я группа. «Гостиная» – комната для приема гостей. 2-я группа. «Этика» – совокупность норм поведения. Учитель: Ребята, как вы думаете, какая тема будет обсуждаться в нашей гостиной?   (Мнения учащихся.) Действительно, мы обсудим одну из проблем семьи. Но вначале закрепим понятие «семья» и для этого обратимся к карточке №1.2. Карточка №1 «Верно-неверно».Учитель: Ребята, вам нужно выбрать верный вариант и поставить напротив «+».Самостоятельная работа по группам, проверка.Правильный ответ: семья – это группа живущих вместе родственников и объединенных родственными связями.Учитель: У каждого из вас в будущем будет семья, но как сохранить семейное счастье? Какие семейные проблемы возникают?3. Просмотр и обсуждение отрывка из фильма.Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, отрывок из фильма (просмотр фрагмента фильма, в котором супруги выясняют отношения, например, отрывка из фильма «Экипаж», где летчик Ненароков ссорится с женой по поводу воспитания сына). Ответьте на вопросы:- Какие взаимоотношения между этими супругами? – Что вы увидели в фильме: любовь, конфликт, юмор, помощь? (Обсуждение.)Ребята, попробуйте сформулировать тему нашего занятия, опираясь на понятия «конфликт», «семья». (Мнения детей.) Правильно сформулирована тема нашего занятия, и звучит она так: «Конфликты в семье». А теперь подумайте и скажите, какие вопросы можно обсудить в нашей гостиной по теме «Конфликты в семье». (Обсуждение, ребята с помощью учителя формулируют вопросы.)1. Что такое конфликт?2. Каковы причины конфликтов?3. Как избежать конфликта?Итак, переходим к 1-й задаче.III. Работа по теме занятия1. Что такое «конфликт»?Учитель: Ребята, чтобы ответить на данный вопрос, поработаем с карточкой №2. Вам нужно подчеркнуть только те слова, которые ассоциируются со словом «конфликт».Слова на карточке: злость, радость, ссора, любовь, ненависть, добро, обида, враждебность.Самостоятельная работа, проверка.Учитель: Итак, что такое конфликт? Попробуйте сформулировать ответ, опираясь на данные слова. (Мнения учащихся.)Конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений различных людей. Так почему же возникают конфликты в молодой семье, если в брак вступили люди искренне желающие создать ее, любящие друг друга?2. Каковы причины конфликтов?Учитель: Ребята, посмотрите сценку из семейной жизни и укажите причину конфликта. (Ученики показывают инсценировку.)Муж лежит на диване с газетой в руках. Жена приготовила обед, стала заниматься уборкой в доме. Муж продолжает лежать на диване.Жена: Снова свою одежду разбросал! Я что, домработница, за тобой убирать каждый день? Надоело уже!Разговор перешел на крики с оскорблениями.Учитель: Ребята, как вы считаете, что послужило причиной семейной ссоры? (Ответы учащихся.) Что бы вы посоветовали в данном случае? Нет распределения обязанностей по дому, уважительного отношения друг к другу. Как сказал В.А.Сухомлинский: «В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека, храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу».Учитель: Послушайте семейную историю и ответьте на вопрос «Какова причина конфликта в следующем случае?».Рассказывает ученик: Мы поженились шесть месяцев назад. Свадьба прошла весело. Началась семейная жизнь. Своего жилья не было, поэтому стали жить с родителями супруги. Но в последнее время теща все чаще стала упрекать меня в том, что я хорошо пристроился, не беспокоюсь о собственном жилье. Я предложил жене съехать от них на съемную квартиру, но она не желает уходить от родителей. Ссоры мне надоели. Как быть?Учитель: Ребята, какой совет можно дать в данной семейной истории? (Учащиеся обсуждают ситуацию.) Одной из причин конфликтов в семье является совместное проживание с родителями мужа или жены.Рассказывает ученица: Муж стал постоянно задерживаться на работе. Домой приходит выпивши. Это стало происходить регулярно. Я устала. Как поступить мне?Учитель: Ребята, как бы вы поступили на месте жены? (Обсуждение.) Проблемы поведения одного из супругов: алкоголизм, наркомания и т. д. могут послужить причиной конфликта в семье.Ситуация: молодых супругов приглашают в один день на вечеринку в разные компании. Жена отказывается идти с мужем, а муж – с ней. Происходит ссора.Идет обсуждение.Учитель: Разные интересы супругов и неспособность идти на компромисс приводят к конфликтам в семье. Вы правильно определили некоторые причины конфликтов. Думаю, что в будущей семейной жизни их учтете.Брак – это не только рождение и воспитание детей, исполнение обязанностей по дому. Брак – это и духовная связь. Но иногда мы испытываем душевный дискомфорт. В этом случае я предлагаю использовать спокойную музыку и упражнения, способствующие снятию напряжения.Упражнение для релаксации. Сейчас я хочу, чтобы вы сели так, как вам удобно. Расслабьтесь и медленно закройте глаза, сделайте глубокий вдох. Постарайтесь вспомнить что-нибудь очень хорошее: ваш успех, победу, удачу, радость. Представьте себя в самом прекрасном месте на земле. Это огромный цветущий луг, на нем много растений, зеленая-зеленая трава. Представьте себе, что вы сейчас особенно, как никогда, счастливы, здоровы, веселы. Ваше тело чувствует себя очень хорошо, вам легко дышится и голова такая свежая, вам приятно, вам нравится это состояние. Почувствуйте, как в вас входят новые силы, как вам хорошо. А теперь откройте глаза, медленно-медленно оглянитесь вокруг и, сохраняя свежесть и бодрость хорошего настроения, посмотрите на меня.Учитель: Мы уже на полпути к счастливой семейной жизни. Наверное, интересно будет узнать…3. Как избежать конфликта?Учитель: А.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Ребята, как вы понимаете это высказывание? (Обсуждение.) Путь к счастью у каждой семьи свой. Молодые супруги должны знать, что семья – это умение и желание дарить счастье другому человеку, постоянный поиск путей сохранения взаимоотношений и любви.Счастливы супруги и тогда, когда умеют общаться друг с другом уважительно, ласково.Я предлагаю поиграть в игру «Скажи ласково». Ребята, каждая группа по очереди зачитывает ситуацию, написанную на карточке, друг другу, а также альтернативный вариант фразы. Приветствуются и ваши варианты ответов.А. Ты соображаешь или нет? Кто же мокрые сапоги ставит на батарею? Они у тебя рассохнутся, а покупать новые я не миллионер.Ласково: Дорогая, ты поставила сапоги на батарею, по-моему, рискуешь.Б. Чего сидишь? Сходил бы за хлебом.Ласково: Я думаю, милый, что ты найдешь время сходить за хлебом, а я пока обед приготовлю.В. Куда же ты в лужу едешь? Не можешь, что ли, как нормальные люди везти коляску?Ласково: Милый, можно объехать лужи?Г. Зачем ты надела это платье? Оно тебе абсолютно не подходит. Неужели ты не видишь?Ласково: Милая, не могла бы ты надеть другое платье? Это тебе не к лицу.Учитель: Помните: испортить отношения легче, чем восстановить. Не бойтесь говорить друг другу комплименты. Какие еще секреты счастливой семейной жизни бывают? Ребята, послушайте притчу «Ладная семья», в которой вы сможете найти ответ на следующий вопрос: «Что является основой счастливой семьи?».Учащийся рассказывает притчу «Ладная семья»: Жила-была на свете семья. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И решил он проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришел он к главе семьи: «Расскажи, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье?» Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Затем передал лист владыке, тот очень удивился. Три слова были начертаны на бумаге: «любовь, прощение, терпение».Учитель: Ребята, что является основой счастливой семейной жизни? (Любовь, прощение, терпение.) А какие еще слагаемые счастливой семьи можно добавить? На этот вопрос вы найдете ответ, если выполните следующее задание. Перед вами сердечки, на которых написаны различные качества человека (забота, верность, грубость, отзывчивость, леность, трудолюбие и так далее). Нужно выбрать только такие, которые способствуют укреплению семьи. (Учащиеся работают в группах, называют нужные качества.) Вот основа счастливой семейной жизни. Помните: семья – это книга. Свадьба – обложка. А в книге обложка, как правило, одна. Сколько страниц будет в вашей книге? Что это будет: роман, комедия или трагедия? Зависит только от вас. Я думаю, что в вашей будущей семейной жизни будет любовь, романтика. Теперь вы знаете многие секреты счастливой семейной жизни.IV. РефлексияУчитель: Ребята, все ли поставленные задачи решили и обсудили в нашей гостиной «Семейная этика»? Давайте посмотрим. (Обсуждение.) Почему же возникают конфликты в семье? Попробуем сформулировать ответ, используя ПОПС-формулу.П – позиция. Я считаю, что…О – обоснование. Потому что…П – пример. Например…С – следствие. Поэтому…V. Итог занятияУчитель: Благодарю всех за работу. Желаю, чтобы в вашей будущей семье была атмосфера любви, взаимоуважения, взаимопонимания. ​Татьяна ПРОХОРОВА, учитель Киселевской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида Пермского края

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте