search
main
0

Сужая горизонты. Справедливость и правда не субъективные понятия. Это то, за что стоит бороться

В январе минувшего года о Волчанске – городе с населением лишь в 10 тысяч жителей – за один день узнала вся Россия. После каникул ученики 26-й школы вышли на внеплановую линейку, которую чиновники от образования пытались назвать несанкционированным митингом. Дети решили спросить у взрослых, почему директора их школы, преподавателя истории и обществознания Сергея ВОРОНИНА уволили. А когда 13 февраля 2014 года он вернул себе право работать в должности директора, многие поняли: оспорить право учредителя увольнять руководителей школ по второму пункту статьи 278 Трудового кодекса РФ возможно. Молодой, энергичный, всегда подтянутый Сергей Александрович кажется удивительно спокойным. Его тихий размеренный голос не выдает никаких эмоций. Позади – бессонные январские ночи 2014 года, когда вопрос о восстановлении в должности решался через угрозы, манипуляции детьми, переговоры и заседания суда.

– Сергей Александрович, удалось ли как-то справиться со стрессом? Прошел уже год…

– Я так и не восстановился. И дело даже не в отпусках: в 2013 и 2014 годах я отдыхал всего две-три недели. О спокойной жизни с момента моего восстановления в должности я забыл. Мне как директору школы постоянно выносят предписания и дисциплинарные взыскания – пытаются таким образом выдавить из системы. Но до тех пор, пока я чувствую свою нужность коллективу – и детскому, и родительскому, и педагогическому, я готов преодолевать все трудности. Я прекрасно понимаю, что если уйду, то под удар попадут те люди, которые меня поддерживают. Это разрушит кадровый потенциал и атмосферу. Не думаю, что школе от этого станет лучше.

– А насколько вообще масштабна проблема увольнения директоров по этой статье?

– До недавнего времени я даже не представлял, насколько! По моим данным, порядка 15-20% директорского корпуса страны подпадает под такие увольнения. Что самое удивительное для меня, оспаривают эти решения в суде единицы. Часто опытные директора уходят со своих должностей тихо.

На 90-е годы пришелся расцвет педагогики Евгения Ямбурга, Сергея Казарновского, Виктора Шаталова, Шалвы Амонашвили. Не меньше десяти лет до принятия Закона «Об образовании в РФ» прошло в развитии идей авторской педагогики и школы – именно эту тенденцию государство нормативно зафиксировало законом 1992 года. Волна реформаторства школьной системы 90-х – начала 2000-х годов была порождена снизу: сначала появилась потребность тех, кто реализовывал образовательные программы на местах. Государство откликнулось на эту инициативу и документально ее оформило в законе 1992 года. И это было важно.

Принципиальное отличие дня сегодняшнего в том, что государство упорно не видит тенденций, которые сформированы внизу, потребностей учительства, да и общества. Оно самостоятельно определило цель, решило, что ресурсов для этого недостаточно, и по большому счету, лукавя, утверждает, что реформа в образовании направлена на повышение эффективности процесса, но для всех очевидно, что эффективность измеряется только финансовыми затратами. Следовательно, сегодня государство хочет затратить меньше средств и получить больший эффект. В такой сложной системе, как образование, этот подход не работает. Новый закон, увы, не уловил тенденций, которые сейчас есть, он предписывает и регламентирует, а не идет вслед за тем, что сейчас происходит в школе.

– Сергей Александрович, как вы считаете, насколько эффективен пункт два статьи 278 ТК РФ, который позволяет учредителю уволить директора школы без объяснения причин?

– Я считаю, что эта статья Трудового кодекса – инструмент политического преследования думающих руководителей, многим из которых уже давно не нужно доказывать свою профессиональную состоятельность. Меня радует, что после многочисленных резонансных историй с попыткой увольнения директоров школ на уровне общественных и профсоюзных организаций становится очевидной необходимость отмены этой статьи как минимум в отношении руководителей автономных, бюджетных и казенных учреждений и организаций в сфере образования, здравоохранения, науки и культуры. Знаю, по стране можно набрать не один десяток инициатив местных представительных органов – Думы или городских и поселковых советов, которые ходатайствуют перед законодательными собраниями регионов, чтобы те в свою очередь выступили с обращением в Госдуму РФ с инициативой изменения в части этой статьи ТК.

– Что, на ваш взгляд, стало причиной такой инициативы?

– Случаи повального использования этой статьи для решения не только производственных проблем, но и вопросов личных отношений учредителя с конкретным руководителем. Это и стало основанием считать, что данная статья используется произвольно. Кстати, до 2006 года она распространялась только на руководителей коммерческих предприятий. Тогда в этом была логика: руководитель понимает, что его менеджер не справляется со своими обязанностями, и может, чтобы не терять прибыль и финансовую эффективность, уволить своего подчиненного. Наверное, стоит понимать, что социальная сфера – это несколько иное. Повторюсь, настала пора эту статью корректировать хотя бы в отношении учреждений образования, культуры и здравоохранения.

– Как вы считаете, возможна ли отмена действия статьи 278 во втором пункте?

– Думаю, сейчас государство такой механизм регулирования трудовых отношений не изменит. Я бы говорил о необходимости ограничить ее действие в отношении руководителей в социальной, культурной, научной, медицинской сферах и, конечно, образовании.

Когда директор школы работает, у него есть планы на пять-десять-пятнадцать лет: не просто перекрыть крышу, а изменить структуру школы, управления, ввести новые отделения, поменять содержание образовательных программ в рамках дозволенного, конечно. Для этого директору нужно время, но его-то зачастую и нет! Горизонт планирования сужается очередными выборами или назначением начальника управления образования. И уже личные отношения этих людей, наделенных правом принимать кадровые решения, ставят в зависимость от ума управленцев-государственников коллективы с десятками, а иногда и сотнями сотрудников, не говоря уже о сотнях и тысячах учеников и их родителей.

– Исходя из вашего опыта, какой бы вы могли дать совет директорам, которые сейчас переживают ситуацию увольнения по 278-й статье?

– Мой совет – нельзя попустительствовать тому, что считаешь злом. Если вы считаете, что с вами поступили несправедливо, надо предпринимать все законные меры, чтобы эту справедливость восстановить. Я уверен, справедливость и правда не субъективные понятия, они наполнены определенным смыслом только потому, что этот смысл разделяет и признает правильным большинство людей. И если это большинство желает справедливости и делает для ее торжества определенные усилия, она побеждает.

– Сергей Александрович, а участие в конкурсе «Директор школы-2014» как-то изменило вашу профессиональную жизнь?

– Считаю эти три дня лучшими за последнее время. В Москве меня не покидало ощущение того, что можно назвать «профессиональным счастьем» – счастьем ощущать себя нужным, востребованным и оцененным. Возможность общаться с грамотными, состоявшимися в профессии коллегами со всей страны, прикоснуться к таланту тех, кого в учительской среде принято считать легендами… А это большой задел на будущее!

От автораВ ноябре 2014 года Сергей Воронин вошел в десятку лучших директоров России и стал единственным представителем Свердловской области в финале Всероссийского конкурса «Директор школы-2014».На Всероссийском конкурсе «Директор школы-2014» Сергей Александрович получил специальный диплом «Учительской газеты» за «высокий профессионализм и активную гражданскую позицию». Тем не менее даже всероссийское признание не заставило местных чиновников пересмотреть свои взгляды: ни глава города Александр Вервейн, ни городская Дума, ни руководители управления образования не поздравили – даже формально – Сергея Александровича с успехом. Более того, чтобы поехать в Москву на конкурс, Сергею Воронину пришлось взять внеочередной отпуск.Мария ГОЛУБЕВА, Свердловская область, Волчанск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте