search
main
0

Суворов и его команды. Домашние задания по физкультуре – это норма

Сергей Суворов, участник Всероссийского конкурса «Учитель года-2012» из Томска, превращает физкультуру в увлекательное занятие не только для детей, но и для их родителей.

Со спортом – по жизниЯ пришла в гости к победителю  томского этапа конкурса «Учитель года» поздним вечером, после целого дня беготни по городу. В доме Сергея Суворова  светло, уютно и  громко распевают канарейки. Собственно, это обычная трехкомнатная квартирка – небольшая, как все в миниатюрном  городе Томске. Но почему-то здесь – ощущение дома: большого, счастливого, дружного. Квартира отделана деревом с любовью и тщательностью. Сергей Александрович к любому занятию подходит серьезно – домашнему ли, профессиональному ли. Впрочем, все это у него как-то переплетено. Столярничать начал еще в 8 лет. Дед привел его в мастерскую на заработки: уж очень хотелось мальчишке иметь вратарские краги, стоившие по тем временам немало – больше десяти рублей. Честно трудился целый месяц: убирал опилки, раскладывал по местам киянки и рубанки. И мечта сбылась! Домашних – жены и двух дочерей – не было: все они люди занятые, энергичные. Жена на работе – она врач, старшая дочь в техникуме, младшая – на тренировке. Футболистка – вся в папу, всего 12 лет, но Снежана уже выступает за сборную Томска, воплощая в жизнь папину мечту. Отец, впрочем, этого не просил, а уж тем более не настаивал. Сергей Александрович, учитель физической культуры томской гимназии №1 им. А.С.Пушкина, уверен: ребенка  можно только увлечь, но никак не заставить. Увлечь Снежану, правда, получилось само собой – лет с пяти ходила вместе с отцом  на тренировки: Сергей Суворов отвечает за развитие детского женского футбола областной федерации футбола. Заболел этой игрой он  в 4 года, когда на день рождения подарили мяч. Благо вдобавок родители вручили сыну лыжи, на которые он тотчас же встал. Всю зиму гонял по бабушкиному огромному огороду, используя вместо горки погреб, на который родители нагребали огромную гору снега. А летом выскакивал во двор,  и загнать домой юного футболиста можно было только после победы над командой взрослых – отца, деда, их товарищей. Повзрослев, решил, что пора не просто гонять мяч, а играть всерьез. Дворовая команда стала его «первенцем»:- Это была моя команда! Став старше, работал  как тренер – делал первые попытки связать ребят общим желанием азартной игры и победы. Мы были друзьями  по интересу к футболу, его звездам, к технике   игры.  Активный образ жизни объединяет нас до сих пор.Будучи студентом факультета физической культуры Новосибирского государственного педагогического института,  мечтал стать профессиональным футболистом. И все-таки выбрал учительскую стезю: более хлопотную и ответственную. Говорит, учителя были хорошие – и в школе, и дома: дед занимался боксом, отец, заводской слесарь, был в свое время чемпионом Новосибирской области по баскетболу, мама  – специалист по лечебной физкультуре. Уже в студенчестве Сергею Суворову захотелось сделать так, чтобы «не важная физра» стала для детей любимой на всю жизнь:- Я участвую в детском развитии: они, мои ученики, учатся мыслить, видеть и понимать,  а  я помогаю им раскрыться, найти свой путь к самим себе. Получаю огромное удовольствие, когда ребята, пришедшие в 1-й класс маленькими неумехами, уходят из школы после 11-го настоящими спортсменами. Впрочем, я не ставлю такой задачи – чтобы все стали спортсменами. Просто, на мой взгляд, радость познания, радость труда, радость общения должна быть неразрывно связана с радостью движения.О несбывшейся детской мечте он не грустит –  спортивной славы учеников достаточно. Ему  хочется научить ребят тому, что умеет сам: «чтобы дети почувствовали, как это здорово преодолеть себя, сделать что-то через не могу, испытали чувство своей ответственности в командной борьбе и радость победы, чтобы им было о чем вспомнить после окончания школы, чему  научить своих будущих детей». Так же как самому Суворову – он часто бывает на родине, в городке Искитим Новосибирской области, где непременно заходит в школу встретиться со своими педагогами. Раньше спрашивал их совета, теперь уже они просят рассказать, где был, что видел нового. В преподавании физической культуры, конечно, достопримечательности профессионалов интересуют в последнюю очередь.Важный предметСвой первый урок Сергей Суворов помнит и теперь. Совсем юный учитель оказался среди одиннадцатиклассников: 18  красавиц и четыре парня. Они с таким откровенным любопытством разглядывали педагога, что тот от волнения стал показывать упражнения, которые ребятам предстояло выполнить  на бревне, прямо на полу. Школьники, впрочем, молодому педагогу не дали возможности схалтурить – пришлось лезть наверх, держать «ласточку», демонстрировать перевороты. До сих пор Сергей Александрович им благодарен – дети преподали урок: научить других тому, что не можешь сам, наверное,  можно, а вот увлечь – точно не получится. Поэтому Суворов со свойственной ему тщательностью освоил все виды спорта, может, кроме серфинга – и то только потому, что в Томске нет моря. За 17 лет работы в школе у него не было вопросов, как повести детей за собой. Школьную команду сколотил в первый же год:- На моих глазах взрослели  мальчишки, понимали: футбол не просто игра  длиной в матчи, это интерес, который остается на всю жизнь.  Сколько  всего было: слезы, синяки, обиды. Но  первые победы позволяют забывать  о трудностях,  хочется идти, стремиться, мчаться вперед!  До сегодняшних дней и свою дружбу со спортом продолжают, вовлекают новых игроков в мою команду.«Новых игроков» уже приводят в гимназию №1 родители – выпускники Суворова.  Его теперешняя команда девичья. Ну что поделаешь, если слабого пола в школе больше, и влюблен он в футбол благодаря своему учителю не меньше, чем сильный.  В Красноярске на первенстве Сибири заняли второе место. Правда, на следующий год опять второе, хотя ждали первое.  Трагедия – не забили пенальти в ворота соперника: слезы, реки валерьянки! Но игру девчонок оценили. Степанову Машу и Петлину Алину пригласили в сборную Сибири.  Теперь в области знают –  серьезнее соперника, чем команда гимназии №1, на турнирах нет.Правда, до команды нужно дорасти. Для начала – полюбить урок физкультуры, который по старинке дети долго считали не важным. Сергей Александрович говорит, что это наследственное: –  В школу сегодня приходят дети детей девяностых годов прошлого века.  Эти годы называют потерянными для экономики, но они были провальными и для российского спорта. В моем поколении каждый мальчишка мог назвать лучшую тройку нападающих сборной страны по хоккею, звезд футбола, фигурного катания, бокса. А в девяностых у подростков не было возможности активно заниматься спортом – все вдруг  стало платным. Я на каждого ребенка с первого класса завожу листок здоровья, в него записываю результаты выполнения нормативов. Есть в нем и вопрос о родителях –  занимались ли спортом, занимаются ли сейчас. В трех моих нынешних первых классах 5-7 процентов родителей занимались, а тех, кто и сейчас занимается, полтора-два процента. Так что, работая с детьми, Суворов не забывает про родителей – убеждает их, что детям важен личный пример. Если папа в выходной  лежит на диване, ребенок вряд ли увлечется спортом. Он приглашает мам и пап на уроки – позаниматься вместе. И ведь взрослые тоже увлекаются! – Когда мы с малышами проводим уроки на школьном катке, приходят бабушки, мамы, частенько просят коньки. Покатаются с ребенком, и тот просто цветет от гордости! Папы, к сожалению, менее мобильны. Но думаю, что мои ученики будут другими, более ответственными родителями. Ведь физкультура – это здоровье. Сейчас ввели три часа физкультуры в школе. Это, конечно, здорово, но преподавать их должны профессионалы, которых, увы, не хватает. Профессия учителя физкультуры непрестижна, и в таком отношении к себе, к сожалению, виноваты мы сами. А результат – детей, любящих физкультуру, в школах не более 20 процентов, к тому же это те, которые занимаются в спортивных школах. Преобладающая часть школьников мало двигается, не желает  заниматься на уроках физической культуры, в спортивных секциях, а в итоге теряет  здоровье.Сергей Александрович находит подход к каждому. Его ученики выполняют движения не «хором», а индивидуально –  в зависимости от состояния здоровья и интереса. Прогульщиков нет. Более того, дети с удовольствием делают… домашние задания по физкультуре. Прежде чем ввести их, Суворов провел эксперимент с неуспевающими, выяснил, что они,  не уступая сверстникам в частоте движений и координации, отставали в силе, быстроте и выносливости.  Разработал комплекс упражнений, на родительском собрании рассказал о его важности, показал мамам-папам. Подтянулись не только дети, но и взрослые! Теперь домашние задания по физкультуре в гимназии №1 – норма жизни для мальчишек и девчонок, для их мам и пап. Родители не только отжимаются-приседают, но и ведут специальный дневник, сами замечая, насколько ребенок становится с каждым днем крепче и увереннее в своих силах. По словам Надежды Селивановой, директора гимназии №1, на экзаменах по физической культуре ученики  девятых  классов показывают успеваемость 95-100 процентов! Именно директор и подтолкнула Суворова к конкурсу. Еще бы, спортивная жизнь в гимназии благодаря учителю физкультуры бурлит: лыжные соревнования на приз Марка Плотникова, эстафета «Мама, папа, я – дружная семья», акция «Спорт против наркотиков», спартакиада школьников «Здоровье», военно-спортивная игра «Рубеж», дни здоровья. Конечно, организует эти мероприятия Сергей Александрович не в одиночку, а с помощью коллектива гимназии – по его словам, это лучшая  команда, в которой ему приходилось играть. Тоже в основном женская, но надежная и верная – и готовиться к конкурсу «Учитель года» коллеги помогали, и победу в областном туре восприняли с искренней радостью, и за проигрыш во всероссийском этапе переживали. Сам Суворов, впрочем, расстроился не слишком, хотя конкурс дался ему нелегко – предстоящие задания снились ночами. Но как и его великий однофамилец, учитель физической культуры Сергей Суворов считает, что тяжело в учении – легко в бою:- Конкурс и научил многому, и помог собрать крупицы опыта в одну систему. Не победил – значит еще работать над ней и работать. Как  утверждал Иммануил Кант, работа – лучший способ наслаждаться жизнью. Томск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте