Чуть более года назад, когда в лагере “Орленок” впервые “примерили” на подростков новенький, с иголочки, курс “Мой выбор”, они, сразу приняв его, сошлись в одном: изучать такой предмет нужно раньше. Действительно, нет ничего труднее, чем перевоспитывать человека с уже сложившимся стереотипом поведения. И уже тогда разработчики программы решили, что умению свободно и ответственно выбирать надо учить с 1-4-го класса, а не с 8-9-го.
Учителя и психологи всесторонне проанализировали возрастные особенности учеников начальной школы. Они установили: в первом классе происходит становление ребенка как школьника, он привыкает к учебе, но во многом продолжает зависеть от мнения взрослых. Во втором – он уже более самостоятелен и ответственен, открывает для себя суть понятия “Я”. В третьем уже начинает складываться основа личности ребенка, который реже конфликтует. У него появляется способность оценивать свое поведение. Дети младшего школьного возраста, по мнению исследователей, уже имеют какие-то нравственные ориентиры, но они еще не могут осознать последствия своих поступков.
Были проанализированы виды выбора, которые возникают перед детьми. Ведь и в этом возрасте им приходится каждую минуту принимать решения. В то же время малыши часто боятся это делать, тем более что и родители не готовы предоставить им свободу выбора.
В июне в Москве прошло совещание специалистов начального образования по обсуждению проблем формирования личности младших школьников в ходе подготовки учебного пособия “Мой выбор” для начальной школы.
Обсуждались 12 важных вопросов. В их числе “Проблема выбора и ее осознание учащимися 1-4-х классов. Типичные проблемные ситуации учащихся 1-4-х классов, требующие выбора”.
Одним из важных моментов обсуждения был разговор о содержании программ. Скажем, блок вопросов, адресованных первоклассникам, поможет им осознать себя в пространстве, в обществе и во времени.
Учителю предстоит научить ребенка вглядываться в себя, в свой облик, задумываться о своем характере, своих поступках, осмысливать свой жизненный опыт.
Основной акцент в программе “Мой выбор” для 2-го класса, как считают участники совещания, следует сделать на нравственно-правовое воспитание, в том числе гражданское и патриотическое. Ученики этого возраста должны получить первый опыт социального поведения. Для них нужно создавать ситуации, в которых они смогли бы проявить лучшие свои качества.
В этот период у ребенка возрастает интерес к нравственным ценностям. Он стремится давать оценки тем или иным поступкам. Формы занятий тоже требуются особые. Это урок-игра, урок-диспут, урок-путешествие, урок-сказка, урок-театр. Названия тематических блоков занятий здесь не могут быть стандартными. Вот какие были предложены: “Расти, душа”, “Уроки сказки”, “Добру откроется сердце”. Не менее заманчивы названия самих уроков: “Учись быть волшебником”, “Что такое “сердечный слух”, “Опасная троица”: хвастливость, зависть, жадность”. И все это ученики будут постигать в игровой форме.
К сожалению, в начальных классах намного чаще, чем в средних и старших, встречается авторитарный стиль обучения. Курс “Мой выбор” этого не приемлет, и педагогу придется привычное “Я это знаю лучше тебя” заменить фразой: “Я все рассказал тебе, теперь ты знаешь достаточно, чтобы подумать и самому принять решение”.
Идеи, замыслы, предложения, которые, конечно, используют разработчики курса, уже говорят о том, что при изучении его у детей младшего школьного возраста может быть выработана привычка во всем поступать обдуманно, ничего не предпринимать, не осмыслив. Курс “Мой выбор”, введенный с первого класса и продолженный в дальнейшие годы учебы, поможет школе воспитать нового человека.
Маргарита КУРГАНОВА
Комментарии