search
main
0

Существительное + прилагательное

Системно-творческий подход

Вопрос эффективной подготовки учащегося начальной школы к проверочным работам приобретает весной довольно острое звучание. Помимо овладения фактическим материалом перед школьниками стоит задача развить и применить умения и навыки, связанные с функциональной грамотностью: свободно ориентироваться в информационном пространстве, находить, обрабатывать и интегрировать сведения. Поэтому подготовка к проверочной работе не сводится к ограниченной по времени напряженной учебной деятельности по тому или иному предмету, а предполагает систематическую и продуманную тренировочную работу в течение всего учебного процесса.

Хочу поделиться несколькими практическими упражнениями по русскому языку.

Поскольку задания проверочной работы охватывают практически все разделы языкознания (фонетику, орфоэпию, слово­образование, морфологию, синтаксис, лексику), то и ежедневные уроки русского языка нужно выстраивать таким образом, чтобы разнообразие упражнений касалось как можно большего количества разделов. Главное, чтобы во всем этом многообразии у учащегося складывалось представление о языке как о живой целостной системе, функционирование которой зависит от слаженной работы всех ее составных частей.

Не обязательно, чтобы упражнения были объемными, главное, чтобы поддерживали живой интерес к предмету изучения и наполняли всю работу смыслом.

К примеру, фонетики можно коснуться уже при записи числа и классной работы.

– Тихон, продиктуй по слогам сегодняшнее число.

– Двадцать третье февраля.

– Записали, ребята, а теперь посчитайте, сколько звуков в слове «двадцать».

И вот у нас проблемная ситуация, в которой очень быстро могут быть проработаны вопросы фонетики, орфоэпии и орфографии, активизировав в памяти темы «Буква и звук», правило «Непроизносимый согласный», нормы произношения. Можно пойти дальше и попросить: «Покажите на пальцах, сколько звонких согласных в слове «третье». Мнения разделились: давайте все вместе проговорим звуки и определим, кто же был прав [т р’э т’ j’э]».

Слово «третье» даст нам возможность вспомнить также тему «Разделительный мягкий знак», отсюда перебросить мостик к функциям мягкого знака. Можно устроить игру «Четвертый лишний» на определение функциональной роли мягкого знака. Тут все зависит от творческого подхода самого преподавателя.

Синтаксис также можно ввести в сферу неподдельного интереса учащегося на конкретном уроке. Вот пример:

– Кто в нашем предложении сегодня герой, кто подлежит рассмотрению?

– Маша.

– А какая она сегодня?

– Уставшая, радостная, веселая, раздраженная…

– Где она находится?

– В школе, в классе…

– Когда и как она здесь очутилась?

Может в итоге получиться веселое предложение, авторами которого будут сами дети. С таким предложением интереснее работать. В зависимости от синтаксической цели, которую ставит педагог на конкретном уроке, выйдет сложное или простое предложение, осложненное, скажем, однородными членами. Например: «Сегодня утром невыспавшаяся, раздраженная Маша в классе ругалась с Тихоном, но после завтрака подобрела и попросила прощения». Вот и готовая тема: «Пунктуация в предложениях с однородными членами». Попутно повторяются главные и второстепенные члены, предложения по цели высказывания, интонации.

Сообразуясь с логикой урока, учитель может приоткрыть дверь и в морфологию: нашли словосочетание «существительное + прилагательное», повторили окончания, заодно устно просклоняли словосочетание, вспомнив падежи.

Разнообразие возможных заданий в различных разделах поистине безгранично. С этой точки, к примеру, ясно прослеживается путь к морфемам и слово­образованию. Скажем, определили, что «заулыбалась» – это глагол. Тут же вспомнили, как глагол меняет свою форму. Вместе изменили ее, в данном случае по родам, и определили окончание. Увидели, что есть постфикс, после основы и корня проговорили, на что указывает суффикс «л».

Главное, на наш взгляд, не бояться проявлять творчество в любой ситуации, при изучении любой темы. Нельзя препарировать язык, разбирать его по запчастям. Только внимательное и уважительное отношение к нему как к целостной системе позволит учащемуся быть готовым к любой проверочной работе. Подобное отношение формирует прежде всего учитель. Именно от него зависит, проникнут ли его ученики в те сокровенные глубины, которые хранит язык для любящих его.

Ксения ЛОСЕВА, учитель начальных классов школы №1598

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте