search
main
0

Сургутский ренессанс. Мифы и легенды Хрустальных пеликанов

С тех пор, как в гимназии «Лаборатория Салахова» был задуман и проведен первый слет учителей года, прошла уже, наверное, целая вечность – лет тринадцать, не меньше. Да что там далеко ходить, и со дня последнего слета тоже немало воды утекло – ровно пять лет. С тех пор эти встречи – масштабные официальные и крошечные, практически стихийные – где только не проводились: в Петербурге, Архангельске, Тюмени, на Вологодской земле и в Челябинской области. Но воспоминания о Сургуте отчего-то не блекли и не стирались, и новым поколениям конкурсантов доставались в наследство «предания о земле сибирской». И вот благодаря педагогическому фестивалю «Югра – территория инноваций» и его сургутской программе Школа учителей года при «Учительской газете» все вернулось на круги своя: слет вновь у себя на родине, и пусть всего на два дня, но обрел однажды утерянные корни. Ренессанс, вы не находите?

Официально: по словам Надежды Стрельцовой, директора сургутского Департамента образования, за два дня гости фестиваля провели 54 урока и 28 мастер-классов, в которых смогли поучаствовать не только хозяева-гимназисты, но и 188 учителей всех городских школ. Неофициально: без приключений, достойных изобретательного пера самого Жюля Верна, конечно же, не обошлось. Когда-то Льюис Кэрролл задал своей Алисе простенький, казалось бы, вопрос: что осталось, когда съедена банка варенья? Перефразировав его, получим свой собственный – что осталось, когда закончился слет? Кубышка бесценного опыта и пара-тройка методических кладов? Безусловно! Но со временем то, что красиво, но по тем или иным причинам – не для вас, все равно само собой отпадет, а находки подходящие станут вашим естественным продолжением, и, скорее всего, вы уже даже не вспомните, где ими обзавелись. Новые друзья? Вот это уже теплее… Дружба, завязанная на слете, как правило, бесконечна. А еще останутся предания и легенды. Из той породы, где «сказка ложь, да в ней намек…» При единственном исключении: все нижеизложенное – чистейшая правда!

Калиостро из Рязани

Как в расписание уроков закралась ошибка, теперь уже, собственно говоря, и не важно. В Москве кто-то что-то не расслышал, и полетело в Сургут по проводам, и застучал типографский станок: Роман Волков, директор рязанской школы №50, финалист конкурса «Учитель года России-2001» дает урок по теме «Геометрические софиты». Роман Александрович попытался внести ясность: не софиты, а софизмы! Но было поздно. К Волкову потянулись заинтригованные коллеги-математики, а самую высоколобую трактовку темы выдала Анна Мехед, учитель года России-2007: наверное, он будет измерять площадь эллипсов, которая в зависимости от угла, под которым падает луч света, каждый раз будет разной. Волков только рукой махнул и отправился на урок, по сравнению с которым мистификации самого графа Калиостро – всего лишь первые шаги незрелого мальчишки в самом начале жизненного пути. Не верите? А напрасно! Знаете ли вы, что все, абсолютно все треугольники на свете – равнобедренные? Опять не верите? Вот и сургутские восьмиклассники тоже не поверили. А ведь на доске – чертеж и очень стройное доказательство, не придерешься. А затем еще одно – куда стройнее первого. И из каждого, о ужас, вытекает, что все треугольники мира равнобедренные! Ловушку искали долго и азартно, подбадриваемые учителем и знаменитым изречением физиолога Павлова: «Верно понятая ошибка – путь к открытию». Нашли и сами себе удивились: разве можно проводить доказательство на основании зыбкого предположения, верить кому бы то ни было, пусть даже и учителю, на слово, не требуя четких, аргументированных обоснований каждой буквы в условии? И собственным глазам тоже, оказывается, верить нельзя. Тому подтверждение – знаменитые оптические шутки, замысловатые рисунки, на которых извилистые и разбегающиеся в разные стороны линии на деле оказываются прямыми и параллельными, а бешено вращающиеся круги, они тоже не более чем обман зрения, потому что в реальности – неподвижны. Не подумайте, что «Геометрические софизмы» – урок о том, что к жизни надо относиться с бесконечным подозрением. Вовсе нет. Скорее, попытка научить детей придерживаться некоей здоровой гармонии между разумом и чувством и видеть не только то, что им нестерпимо хочется видеть, но иногда, увы, и то, что есть на самом деле. И тогда никакой граф Калиостро, будь он хоть тысячу раз магом и волшебником, уже не сможет пустить им пыль в глаза.

География для охранника

В эпицентре детективной комедии, или, если вам больше нравится, комедийного детектива оказалась Инна Каракчиева, географ из Сыктывкара. Глубокой ночью, накануне своего открытого урока, она отправилась в лес. И если все прочие девушки из кожи вон лезут, чтобы обнаружить под снегом ландыши или на худой конец – землянику, то Инна Викторовна не претендовала ни на что, кроме нескольких горстей местной уже изрядно промерзшей земли, намереваясь накопать ее… расческой. А если совсем по-научному, то ей просто понадобились почвенные образцы для практической работы с детьми. До леса наша героиня так и не дошла, решив «окопаться» прямо во дворе гостиницы. Однако бдительная охрана почуяла неладное и чуть было не вызвала милицию. Но не тут-то было. Обворожительная Инна Викторовна незамедлительно прочитала недремлющим стражам порядка экспресс-курс по географии, буквально на пальцах объяснив, чем песчаная почва отличается от суглинистой и как это можно определить без всяких хитрых лабораторных приспособлений. Охранник был сражен, как, впрочем, и коллеги Инны Викторовны, которых она, правда, уже при свете дня все же вывела после урока в лес на свой мастер-класс. Эта история так и осталась бы всего лишь частным анекдотом, если бы не подтверждала жизненную и педагогическую позицию учителя года Республики Коми-2000 Инны Каракчиевой: увлечь – легко, если знаешь, чего от тебя хотят услышать. А если тебя не слышат – покажи, а если не видят, преврати свой урок в нечто осязаемое. И достучишься…

Любимцы муз

Андрея Верглинского, директора столичной школы №18, победителя московского конкурса «Самый классный классный», за «темную личность» в Сургуте никто не принимал. Напротив, прониклись к нему неописуемым доверием и попросили провести мастер-класс по актуальнейшему и популярнейшему нынче вопросу классного руководства. Обратились по адресу: в чем, в чем, а в превращениях детей из разношерстной и гомонящей толпы в дружную команду Андрею Юрьевичу равных практически нет. А ведь когда-то он сам пришел в свой первый класс – неопытный и мятущийся, не понимая, с чего начать, с целой охапкой идей в кармане и абсолютным непониманием, как претворить все это в жизнь. Но глаза боятся – руки делают. Успех классного руководителя зависит, оказывается, не только от его искусства найти подход к каждому ученику, помноженному еще, как правило, на двух родителей, но и суметь выстроить в систему множество оригинальных классных традиций, которые только и «цементируют» команду.

– Мы начали с того, что придумали для класса собственную эмблему, если хотите, – герб, – вспоминает Верглинский. – Варианты рождались долго и мучительно, ведь тут нужно было учесть и особенность школы, и нашу собственную индивидуальность и сделать так, чтобы этот символ прослужил нам не год и не два, а до самого что ни на есть победного конца. Так как школа была английской, а класс значился в «Б»-параллели, сошлись на емком и говорящем «Be Happy». Со временем заказали футболки и кепки (цвет выбрали ядовитый «вырви глаз», чтобы в походах и на выездах удобно было по головам считать) со своим гербом и на все соревнования и массовые мероприятия выходили уже в своей «униформе». Затем мы стали ежегодно отмечать день рождения класса, в конце года обязательно устраивали пикники, придумали литературный альманах, где каждому отводилась отдельная страничка, – хочешь пиши, хочешь рисуй, составляли фотоколлажи, где соединяли бабушек, дедушек, мам, пап и самих ребят в портретах одного возраста. Вообще родителей надо постоянно теребить – и это не только совместные вечера вне школы, где каждая семья готовит свой концертный номер, но еще и персональные странички в нашем литературном альманахе, где наши мамы и папы печатали свои сказки и даже размышления о любви. В мае месяце торжественно и с фанфарами вручали дипломы «самой классной маме» и «самому классному папе». И если для мам это, как правило, был просто приятный сюрприз, то пап буквально распирало от гордости, и они тут же уносили эти «похвальные листы» на работу и, как дети, хвастались ими перед коллегами. Ну и, конечно, грамоты по итогам учебного года для самих детей. Даже если ребенка не за что похвалить – придумайте. Изобретите любую формулировку, только не оставляйте на обочине.

«Ария московского гостя» так понравилась сургутским классным руководителям, что они даже попросили его выступить на бис – специально для тех, кто не попал к нему с первого раза. Успех Андрея Юрьевича вдохновил, и он даже сам себе пообещал, как только вернется домой, немедленно провести точно такое же занятие для классных руководителей своей собственной школы…

Улыбнулась удача и сургутским психологам. «Посмотрите, как возмужал, а пять лет назад, помните, совсем еще юным мальчиком к нам приезжал», – перешептывались дамы, пока Андрей Милёхин, суперфиналист конкурса «Учитель года России-2001», проректор Московского психолого-педагогического государственного университета, заканчивал последние приготовления к уроку. Любимая тема Андрея Викторовича – ребусы, головоломки и логические задачки – лучшие тренажеры для развития интеллектуальной мускулатуры школьников. И не только их. Все, что требуется, – освободить сознание, перешагнуть через общепринятые стереотипы, посмотреть на мир не под привычным общепринятым углом, а сбоку, сверху, возможно, так, как никто еще не смотрел на него до тебя. В коллекции Андрея Викторовича – десятки психологических притч и анекдотов, он рассказывает их будто бы между делом, хотя, как и подобает настоящему психологу, не без умысла. С каждой новой историей глаза у ребят, да что уж там – и у взрослых тоже – сияют все восторженнее, и вот им уже ничего не страшно, кажется, еще шаг и полетел. Вперед и вверх, оставляя все привычное и заурядное далеко внизу. На мастер-классах со взрослыми Милехин не менее обаятелен, но говорит уже о вещах куда более сложных и серьезных. Потому что, будь то Сургут или Москва, инновационная школа или инновационный вуз, но профессионалов, если зрят они в корень и живут не только сиюминутным сегодня, всегда волнуют одни и те же проблемы: единство в подходах, комплексное сопровождение образовательного процесса, перспективы развития психологической науки, психологическая культура учителей и родителей, интеграция науки, образования и практики в некий триумвират, обеспечивающий пропуск в будущее образования.

А в это время в соседней аудитории продолжалось освобождение сознания. Процесс, судя по всему, необычайно модный в сегодняшней педагогике. Об этом же говорил на своем уроке «Латеральное мышление» и Игорь Агапов, директор московской школы №1115, суперфиналист конкурса «Учитель года России-1996». Думать линейно может каждый. Нас всех этому с детства учили: причина, следствие, движемся прямо по курсу. А вы попробуйте запустить свою мысль параллельно, а то и перпендикулярно проблеме, переверните ее с ног на голову, доведите до абсурда, озвучьте другими словами, и, бывают же чудеса на свете, решение придет само собой.

…Москва опрокинулась в туман, как в крынку с молоком. Небо ослепло, и не было ему никакого дела до того, что где-то, за тысячи километров, авиарейс №246 «Сургут – Москва» почти целые сутки ждет вылета. Пассажиры-пленники, примостившись, кто как мог, на стульях-жердочках и нахохлившись, как воробьи поздней осенью, исподлобья и с раздражением, замешанном на любопытстве, наблюдают за странной компанией, неприлично радующейся жизни. Да что же в этом неприличного! Андрей Успенский, словесник из Череповца, учитель года России-2006, еще вчера потрясавший своих коллег необычным видением поэзии футуристов, теперь, тихо улыбаясь своим мыслям, читает томик Пушкина. Пора, мой друг, пора. Биолог Сергей Циклов из Владимирской области мыслями уже далеко – в подмосковных лесах, где как раз в это время, правда, пока без него, стартует чемпионат по спортивному ориентированию. Кто-то слушает музыку, другие решают пресловутые логические задачки – если не можешь изменить мир, измени свое к нему отношение… Или включи латеральное мышление, освободи сознание и откроется – остановка в пути, когда позади успех, а впереди еще так много нового – она же на благо. А самолет рано или поздно все равно поднимется в прозревшее небо. Потому что если не улететь, то не получится и вернуться…

Денис ХОРУЖЕНКО (фото)

Редакция «УГ» выражает благодарность за помощь в подготовке и проведении Первого Всероссийского педагогического фестиваля «Югра – территория инноваций»

губернатору Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Александру ФИЛИПЕНКО;

заместителю председателя правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по вопросам образования, науки и внешним связям Алексею МАЙОРОВУ;

директору Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Алле ГРИБЦОВОЙ;

директору Департамента образования города Нижневартовска Надежде КОРОБОВОЙ;

директору Департамента образования города Сургута Надежде СТРЕЛЬЦОВОЙ;

директору школы №40 города Нижневартовска Светлане ТИТОВОЙ;

директору гимназии «Лаборатория Салахова» Валерию САЛАХОВУ

Два директора в окружении учеников. Игорь АГАПОВ в гостях у Валерия САЛАХОВА

В баскетбол играем с удовольствием

«Посмотрите, как возмужал, а пять лет назад, помните, совсем юным мальчиком к нам приезжал». В гостях у Салахова Андрей МИЛЕХИН, проректор МППГУ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте