Психологическая служба задействована во всех вновь принимаемых социальных программах, в том числе и в федеральной программе «Модернизация образования». Профессия педагога-психолога становится не только массовой, но и необходимой в образовательной сфере. Особенно важной становится психологическая поддержка образовательного процесса в связи с началом реализации новых федеральных образовательных стандартов, определяющих не только знаниевые, но и личностные, и коммуникативные компетентности обучающихся и воспитанников. От психолога ожидают результативной помощи в работе с разными проблемными категориями детей.
Трудности профессиональной адаптацииИногда педагогические коллективы и администрация образовательных учреждений отзываются о работе психолога неудовлетворенно. Неоправданные ожидания педагогов можно объяснить желанием как можно быстрее справиться со всеми психологическими проблемами в школе или детском саду. Понятно, что только опытные специалисты могут грамотно и продуктивно строить систему психологической работы, а по данным статистики, около 40% педагогов-психологов – молодые специалисты. Практика показывает, что молодые специалисты-психологи испытывают значительные трудности, связанные с процессом собственного профессионального становления. Актуальной стала проблема готовности молодых специалистов – педагогов-психологов к самостоятельной деятельности.Все педагоги-психологи получают высшее образование и соответствующие специальные знания, но оценивает себя готовыми к профессиональной деятельности лишь треть выпускников. Остальные испытывают неуверенность в применении профессиональных методов и технологий, сложности адаптации в педагогическом коллективе, не умеют планировать и оптимизировать свою деятельность. Около половины психологов, вновь приступивших к работе после окончания вуза, покидают рабочее место в первый же год.Все эти проблемы в основном зависят от практического опыта в деятельности и грамотного методического сопровождения молодого специалиста. Таким образом, очевидна необходимость наиболее быстрого перевода теоретических знаний психолога в практические умения.Подготовка психологов за рубежомПо международным стандартам подготовка психологов должна содержать обязательный практический этап стажировки на стажировочных базах. После освоения системы работы психологи подтверждают уровень своей компетентности посредством практического квалификационного экзамена и таким образом проходят сертификацию на право самостоятельной деятельности.Повышение квалификации специалистов-психологов в зарубежном сообществе проводят только в специальных лицензированных центрах постдипломного образования. Это обучение представляет собой супервизорскую практику и дополнительные теоретические занятия, направленные на перевод профессиональных знаний, полученных в вузе, в компетентностную деятельность на практике. Обучение длится от одного года до трех лет. За это время стажеры получают супервизию и консультации опытных специалистов по достаточно широкому спектру профессиональных проблем. Супервизор может присутствовать на занятии, но обычно он располагается за специальным экраном либо использует для анализа и последующего обсуждения подробную запись психологического занятия, сделанную сразу по его окончании супервизируемым, также могут использоваться аудио- и видеозаписи. Супервизия решает несколько задач:- проблемы самопонимания и самовосприятия молодого специалиста (собственные личностные особенности и способы поведения и реагирования и их влияние на профессиональную деятельность, отношение к себе в профессиональной деятельности);- теоретические знания и профессиональные действия (осознание того, какие теоретические, практические и личностные установки и особенности определяют позицию психолога в его профессиональной деятельности, почему используются или не используются те или иные теоретические и методические подходы), процесс самостоятельного развития теоретических знаний и практических приемов;- взаимоотношения с другими людьми (прежде всего с участниками супервизии);- отношения с клиентом (проблемы обособления, изоляции, зависимости, переноса и другие, характерные для супервизируемого аспектов его профессиональной деятельности);- практическое ознакомление с содержанием работы психолога в образовательном учреждении и развитие профессиональных умений и навыков по основным направлениям деятельности.Московские педагоги-психологи имеют возможность профессиональной стажировкиФормирование европейского подхода к развитию высшего образования ставит наиболее важную задачу перед вузами: сопровождение выпускников в процессе становления их профессиональной деятельности. Молодому специалисту важно быть уверенным, что он имеет официальное право на время накопления практического опыта.Московский городской психолого-педагогический университет еще шесть лет назад осознал необходимость целенаправленных постдипломных стажировок для молодых специалистов в сфере психологии. Для этих целей было создано подразделение МГППУ «Центр учебно-методического сопровождения молодых специалистов» (официальный сайт postdiplom.ru).Суть организации постдипломных стажировок заключается в том, что Центр учебно-методического сопровождения молодых специалистов подбирает на работу опытных методистов-психологов, работающих в различных учреждениях образования (школах, интернатах, детских садах, психологических центрах), которые осуществляют супервизию молодых специалистов. В российском варианте мы называем супервизоров более привычным словом – наставник. Наставничество в широком смысле этого слова существует давно и заключается в том, что опытные специалисты помогают молодым, оказывая им консультативную и супервизорскую помощь.К наставникам мы предъявляем следующие требования: большой опыт работы; хорошая образовательная подготовка; результативность в практической деятельности; умение передать опыт работы молодым специалистам; умение подготовить вариативную программу стажировки.За основу вариативной программы стажировки наставники берут форму типовой программы, разработанную Центром учебно-методического сопровождения молодых специалистов. В вариативной программе учитываются особенности образовательного учреждения, в котором проходит стажировка, и индивидуальный стиль деятельности психолога-наставника. Каждая из вариативных программ перед ее внедрением получает оценку рецензента и утверждается на ученом совете университета. С сентября 2005 года Центр учебно-методического сопровождения молодых специалистов при МГППУ открыл 47 стажировочных баз, расположенных в школах, детских садах, психолого-медико-социальных центрах во всех округах Москвы.Основные задачи, которые решают наставники в процессе постдипломной стажировки молодого специалиста – педагога-психолога:- введение молодого специалиста – педагога-психолога в профессию и содействие его адаптации на рабочем месте;- создание представления о целостности и системности работы педагога-психолога;- формирование четких представлений о профессиональной деятельности. Развитие психологической и профессиональной готовности к самостоятельной деятельности;- согласование профессиональных предпочтений со спецификой и задачами конкретного образовательного учреждения. Помощь молодому специалисту в организации взаимодействия с администрацией и педагогическим коллективом с целью создания социальной ситуации развития, обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся и других участников образовательного процесса;- развитие способности молодых специалистов анализировать и интерпретировать эмпирический материал, обобщать и делать выводы, объяснять полученные результаты, корректировать деятельность в зависимости от ситуации.Обучение молодого специалиста практическим навыкамПрограмма постдипломного образования молодого специалиста рассчитана на три года. Наставники работают со стажерами один день в неделю (методический день). В течение первого года молодые специалисты осваивают общую систему работы в образовательном учреждении, учатся грамотно планировать свою деятельность, применять на практике изученные в вузе методики. На второй и третий год стажировки им предлагают выбрать специальные (проблемные) курсы, например: «Семейное консультирование», «Нейропсихология», «Работа с особыми категориями детей, проявляющими девиантность, одаренность», «Работа с детьми с ослабленным здоровьем, недостатками психофизического развития, испытавшими насилие, сиротами, эмигрантами».В программе применяется сочетание различных форм работы: занятия в больших (25-30 человек) и малых группах (3-4 человека), индивидуальные консультации, но приоритет обучения – навыки практической работы и индивидуальные консультации по профессиональным и личностным трудностям специалиста, поэтому работа в малых группах составляет до 80% общего времени программы. Такая организация работы предполагает обучение тонкостям профессиональных подходов в индивидуальном режиме, поэтому каждый наставник курирует двух-трех молодых специалистов.Условие профессионального развития специалистов – осознание своих возможностей. Это приводит к необходимости изменения, преобразования своего внутреннего мира и поиска новых возможностей самоусовершенствования. Основная помощь со стороны наставников заключается не только в том, чтобы научить молодого специалиста методам и приемам, выстроить адекватный запрос к деятельности, научить алгоритму ведения работы психолога в образовательном учреждении, но и максимально поддержать уверенность в собственных силах, дать своевременный совет по работе с каждым конкретным трудным случаем, а в целом сделать так, чтобы молодой специалист не потерял мотивации к работе и не уволился из образовательного учреждения.Во время обучения под руководством наставника-супервизора, квалифицированно проводящего диагностику, консультирование, коррекционно-развивающую работу, молодой специалист (стажер) начинает правильно интерпретировать получаемую информацию, теоретические знания переходят в умения и навыки, рефлексия собственного опыта становится неотъемлемой частью деятельности. Молодые специалисты учатся применять из большого количества методик наиболее эффективные в том или ином практическом случае, у них появляется более уверенное отношение к себе как к профессионалу, более конструктивно строится общение с социальным окружением. В процессе совместной работы у стажера происходит постепенный перенос с внешней оценки на самооценку и, таким образом, развивается самоанализ и компетентная самокоррекция как основа профессионализма.Формы проведения занятий:- наблюдение молодыми специалистами за деятельностью опытного наставника предполагает показ наставником мастер-класса по заявленной в учебном плане теме по различным видам деятельности педагога-психолога в школе, затем последующее обсуждение (рефлексию), анализ увиденного, соотнесение увиденного с собственным опытом;- практическое занятие под руководством наставника предполагает включение молодого специалиста в деятельность педагога-психолога на стажировочной базе. Совместно с наставником молодой специалист участвует в подготовке и проведении мероприятий по диагностической, аналитической, прогностической, развивающей, консультативной деятельности психолога. Молодой специалист может частично или полностью самостоятельно провести мероприятие (диагностическую процедуру, сеанс консультирования, коррекционно-развивающее занятие, выступление на родительском собрании, проведение ПМП-консилиума) под наблюдением наставника;- супервизия молодого специалиста-психолога предполагает обсуждение сложных практических случаев. Наставник консультирует молодого специалиста по разрешению профессиональных затруднений, обучает умению анализировать материал, грамотно интерпретировать, выделять результат, корректировать негативный опыт. В целом супервизия способствует формированию навыков рефлексии, самоанализа и самокоррекции, что является основой профессионализма;- методические консультации содействуют профессиональной информированности молодого специалиста по выбору и использованию диагностического и коррекционно-развивающего инструментария, созданию оптимальных рабочих условий, организации взаимодействия с участниками образовательного процесса и пр. По просьбе молодого специалиста наставником может быть оказана личностная поддержка по повышению уверенности в себе при решении сложных ситуаций.Результаты стажировкиПосле окончания стажировки молодые специалисты проходят аттестацию в виде оценивания их индивидуальных профессиональных достижений, собранных в портфолио. Новым методом проведения аттестации по первичному уровню готовности специалиста – педагога-психолога – к самостоятельной деятельности стала индивидуальная накопительная оценка профессиональных достижений. На основании результата аттестации выдают дипломы государственного образца, в которых указаны темы стажировок, под чьим руководством они проходились, какие навыки стажером освоены.К концу третьего года обучения по программе постдипломного образования молодые специалисты полностью адаптируются к работе, овладевают системой и навыками работы с особыми категориями детей. Молодые специалисты в процессе прохождения итоговой аттестации демонстрируют уверенное владение диагностическими методами, умение подбирать и проводить коррекционно-развивающие программы, грамотное использование метода возрастно-психологического консультирования по различным проблемам детей. Все это способствует мотивации к работе и профессиональному саморазвитию. Никто из участников программы не покидает рабочие места, сохраняя контингент молодых, но успешных в деятельности педагогов-психологов.Ирина КОНОВАЛОВА, руководитель Центра учебно-методического сопровождения молодых специалистов Московского городского психолого-педагогического университета
Комментарии