Калининград – особенный город и по своему географическому положению, и по богатой традициями истории. На этой земле жили Иммануил Кант и сказочник Гофман, Мартин Лютер и Карл Якоби, Кете Кольвиц и Кристионас Донелайтис. Западная и российская культура, традиции и уклад тут тесно переплелись, образовав благодатную почву для тесного взаимодействия с европейскими странами. Сотрудничество с Европой многолико и разнообразно, однако есть бесспорный приоритет – образование. Вхождение России в Болонский процесс активизировало контакты между российскими и европейскими вузами. Калининград в силу своего особого расположения оказался нашим аванпостом в установлении партнерских отношений с европейскими вузами. Так, в июне 2006 года на международной конференции ректоров, посвященной интернационализации высшего образования, и был создан Балтийский образовательный форум. В Год учителя было решено расширить его рамки и провести совместный форум педагогов всех уровней образования, включая коррекционную школу и дополнительное образование.
Светлана РУДЕНКО, Калининград – Зеленоградск – Светлогорск, Калининградская область
– Образование едино и непрерывно, поэтому нельзя обсуждать отдельные его уровни, – заявил на открытии четвертого Балтийского форума министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Примечательно, что на форум приехали руководители региональных управлений образования или их представители, педагоги, ученые из всех восьми федеральных округов России. Кроме того, были гости из Финляндии, Эстонии, Дании, США, Армении. Беларуси… Всего около двух тысяч участников форума обсуждали самые насущные проблемы образования (от дошкольного до высшего и последипломного) на трех десятках дискуссионных площадок и площадок по обмену опытом в течение четырех дней, с 12 по 15 августа.
От Альбертины – к РГУ имени Канта
То, что гостей на форум ждали с нетерпением, почувствовалось сразу в аэропорту Храброво. Их прямо у трапа самолета встречал… огромный ежик. Оказалось, что именно еж – неугомонный и пытливый – символ Балтийского образовательного форума. Растяжки с его изображением и эмблемой Года учителя красовались по всему Калининграду. Сама же торжественная церемония открытия форума прошла в Российском государственном университете имени Канта. Между прочим, предшественнику РГУ имени Канта – Кенигсбергскому университету Альбертина – 460 лет. Именно здесь читал свои знаменитые лекции Иммануил Кант, могила которого, чудесным образом сохранившаяся во время бомбежек Второй мировой войны, находится у стены кафедрального собора – памятника XIV века. Сегодня РГУ имени Канта – крупнейший образовательный научный и инновационный центр самого западного региона России. Здесь сложились известные не только в России, но и во всем мире научные школы по физике ионосферы, кантоведению, комплексному исследованию Балтийского региона, исследованиям Мирового океана…
…Открыл форум ректор РГУ имени Канта Андрей Клемешев, он заметил, что в этом году форум стал значительно интереснее и разнообразнее, включив в себя помимо высшей школы и проблемы общего образования.
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко в своем приветственном слове участникам форума отметил взаимосвязь образования с наукой, экономикой и всей жизнью общества. В то же время он назвал основные сегодняшние проблемы. Важнейшая среди них, по мнению министра, – демографическая.
– В то же время именно благодаря ей возрастает ценность каждого человека, и мы должны думать, как подготовить ребенка к тому, чтобы он был востребованным в обществе, – убежден министр. Среди наиболее актуальных тем для обсуждения на форуме Андрей Александрович назвал новые ФГОС, в первую очередь соответствие их запросам общества, проблему подготовки нового учителя для новой школы, а также совершенствование системы оценки качества образования.
– Балтийский форум проходит в городе, который является нашим аванпостом во взаимодействии в Европой, это одно из лучших мест, где мы могли бы обменяться мнениями и взглядами. И каждый при этом имеет возможность стать чуточку богаче, – заявил министр.
Школы будущего
Министр образования Калининградской области Наталия Шерри заметила, что презентовать систему образования должны не чиновники. Лучше всего это сделают сами учителя, образовательные учреждения и, разумеется, дети. Поэтому сразу после торжественного открытия форума кортеж министра отправился в зеленоградскую школу №2, которая вошла в число победителей регионального конкурса «СУПЕРШИК».
– Победителями этого конкурса стали 13 школ Калининградской области, – рассказывает Наталия Сергеевна. – Среди них школы Калининграда, Черняховска, Озерска, Балтийска, Зеленоградска, Славского и Озерского районов. Все эти заведения станут обучающими площадками по введению новых ФГОС на ступени начального образования. Практически каждая из этих школ будет работать с педколлективами других общеобразовательных заведений. Замечено, что, обучая других, такая школа быстрее растет и развивается сама, – добавляет Наталия Шерри.
Кстати, все школы конкурса «СУПЕРШИК» стали во время Балтийского форума дискуссионными площадками и площадками по обмену опытом.
…Новый учебный год еще не наступил, но зеленоградская начальная школа №2 не пустует. Ребята с удовольствием посещают пришкольный летний лагерь «Янтарек». Отдых здесь чередуется с увлекательными исследованиями, которые малыши проводят под руководством своих педагогов в различных клубах. К примеру, в клубе «Юный исследователь» ребята занимались изучением морской водоросли и фильтрацией воды. Влад Костенко, который в новом учебном году станет уже четвероклассником, ничуть не смущаясь высокого гостя, поэтапно рассказал, как проходит фильтрация воды. Будущий второклассник Артем Кутейников обожает занятия в клубе «Как подружиться с интеллектиком». Ребята в этом клубе с помощью интерактивной доски строили дом, в котором они хотели бы жить. Здесь малыши также учатся программировать роботов, что им особенно нравится. Есть в летнем лагере клуб «Юный журналист», где ребята создают свои фильмы и учатся писать статьи. Есть кружок «Юный программист», где с помощью робототехнического конструктора малыши сами создают роботов. В общем, каждый ребенок может найти занятия по душе.
Между прочим, у всех ребят и их педагогов были повязаны яркие лимонные галстуки. Такие же подарили министру Андрею Фурсенко и всем гостям.
– Этот цвет символизирует суть нашего лагеря, для нас это креативность, счастливое детство, хорошее настроение, – говорит директор 2-й школы Людмила Андреевна Волокитина.
«Балтийский Артек»
В первый день работы Балтийского форума произошло еще одно знаменательное для калининградского образования событие – открылась пятая учительская смена «Балтийского Артека» – (международного палаточного лагеря на 500 человек неподалеку от курортного Светлогорска). Это новое для области начинание. «Балтийский Артек» начал свою работу этим летом, причем есть перспективы строить здесь большой стационарный лагерь, который будет работать круглогодично.
– Мы взяли идею «Артека», когда в один центр объединено несколько лагерей, – рассказывает Наталия Шерри. – Вообще-то название «Балтийский Артек» долгое время было рабочим. Но сейчас, по-моему, прижилось, уже столько песен написано о нем. Так, у нас 10 подлагерей со своими вожатыми, мы их называем инструкторами. Они выстраивают отряды, готовят с ними речовки, проводят мероприятия, утренние линейки, зарядки. Каждая из смен имеет свое направление. Была смена «Политики будущего», ребята учились там общаться, умению вести диалог, встречались с ведущими политиками. Эта смена посвящена Году учителя – молодые педагоги в течение семи дней будут учиться здесь новым педагогическим технологиям. Вообще мы с самого начала планировали, что главная цель «Балтийского Артека» – образовательная. Кстати, в рамках нашего «Артека» мы даже думаем организовать лагерь для молодых семей, где родители смогут получать новые знания, пока их дети будут под присмотром.
– Я по-хорошему завидую вам, – признался министр после экскурсии по палаточному лагерю. – Кстати, самые яркие впечатления в моей жизни остались после лагеря пионерско-комсомольского актива, где после восьмого класса мы провели в палаточном лагере целый месяц.
– Взрослые хотят тоже хотя бы иногда почувствовать себя детьми. Ощущения от жизни здесь ни с чем не сравнимые, – признается молодой преподаватель Кенин-колледжа из Калининграда Ульяна Стрельцова. Ульяна руководит в лагере пресс-службой. Примечательно, что в учительской смене оказались не только молодые педагоги, но и уже вполне зрелые. Кстати, в 2014 году, по словам Ульяны, здесь планируется провести всемирный слет скаутов.
Реформы невозможно закончить, их можно остановить
В рамках Балтийского форума министр Андрей Фурсенко встретился с представителями системы высшего профобразования Калининградской области, а также с учеными и преподавателями высшей школы из Польши, Дании, США и других стран.
– Впервые на наш форум приехало так много гостей из зарубежных стран, – заметил ректор РГУ имени Канта Андрей Клемешев. Андрей Павлович также сообщил, что вскоре на базе РГУ имени Канта будет создан Балтийский федеральный университет, сама идея которого уже ни у кого не вызывает сомнений. Примечательно, что на этой встрече была экс-премьер-министр Литвы Казимира Прунскине, заявившая: «Главное, чтобы реформы не были вечными и чтобы сами реформаторы представляли, каких результатов они ожидают». Понимая, в чей огород этот камень, Андрей Александрович заметил, что «реформы, как и ремонт дома, невозможно закончить. Их можно только остановить».
– Мы меняем нашу систему образования не потому, что нам это нравится, а потому, что она должна соответствовать экономике и тому, что происходит в жизни, и отчасти даже опережать их. Проблемы в образовании были и будут, – подчеркнул министр, – но сегодня они принципиально иного характера. Мы обсуждаем сегодня не вопросы выживания, а то, что сделать нового, куда двигаться вперед. Мы претендуем на лидерство во многих сферах и являемся примером для стран СНГ. Калининград – это тот регион, на который мы опираемся в наших самых различных инициативах, регион, откуда мы получаем множество замечаний и предложений. Безусловно, Калининградская область демонстрирует сегодня достойное, должное развитие качества образования, – подытожил министр.
Андрей ФУРСЕНКО с ребятами из зеленоградской школы №2
Комментарии