search
main
0

Супермодели Некоторые чиновники всерьез думают, что на селе – люди зажиточные

Давно уже не секрет, что на селе школа занимает особое место. Это не просто образовательное учреждение, а элемент уклада сельской жизни.

Cегодня проблема состоит в том, что качество образования в городе и в деревне во многом отличается. Хотя результаты эксперимента по ЕГЭ показывают, что иногда сельские выпускники поступают в вузы ничуть не хуже, чем городские. Безусловно, в России надо создавать условия для развития сети сельских школ и для того, чтобы реструктуризация не означала их ликвидации.
В связи с этим Комитет Государственной Думы по образованию и науке рассмотрел вопрос “О ходе эксперимента по реструктуризации основной и старшей ступени сельской школы”. В этом году в нем участвуют более 70 школ в семи регионах.
С кратким докладом выступил первый заместитель министра образования РФ Виктор Болотов. Он сказал, что сельские школы закрывались не только в последние десять лет, но и в советские времена. Этот процесс, с одной стороны, связан с демографией, а с другой – с попыткой сэкономить на образовании. Когда задумывался этот эксперимент, то в Минобразовании хотели выработать стратегию развития сельской школы. То есть стихийный процесс реструктуризации превратить в культурный и плановый. Для этого министерство отрабатывает несколько моделей повышения доступности и качества образования на селе.
Первая модель – это обеспечение сетевого взаимодействия нескольких школ. Вторая – создание на селе передвижных лабораторий. Сегодня нет денег, чтобы сделать в каждой сельской школе современные кабинеты физики и химии. Но существует ряд вопросов, требующих решения. Например – на чьем балансе будет стоять лаборатория? Кем будут числиться люди, работающие в ней, – учителями или лаборантами?
Третья модель – дистанционная поддержка, которая наиболее актуальна для регионов Севера и Сибири. И четвертая – автобусное сообщение, не вызывающее особой тревоги, так как во многих регионах это направление уже действует и развивается.
По словам Болотова, ни одна из этих моделей не была придумана в кабинетах МО, все они существуют в реальности. Но здесь много кропотливой работы с нормативно-правовой базой. По всей видимости, придется внести поправки в Закон “Об образовании”, для того чтобы облегчить жизнь тем сельским школам, которые одновременно являются и учреждением дополнительного образования, и детским садом, и культурным центром. Виктор Болотов также отметил, что начальные школы не должны закрываться ни при каких условиях.
Обсудив эту проблему, депутаты высказали необходимость продолжения работы по обеспечению сельских школ компьютерной техникой, учебно-методической литературой, спортивным инвентарем и оборудованием за счет средств федеральных целевых программ. Следует внести изменения в Типовое положение об общеобразовательном учреждении с учетом появления новых видов сельских школ (социокультурные комплексы, образовательные ассоциации). А также строго соблюдать нормы пункта 5 статьи 34 Закона РФ “Об образовании”, в соответствии с которой закрытие сельской школы допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов.
Думский комитет рекомендовал Министерству образования рассмотреть вопрос о необходимости создания и реализации отраслевой и региональных программ “Сельский учитель”. У депутатов вызывает недоумение, что некоторые высокопоставленные чиновники периодически выступают с такой “экзотической” инициативой, как ликвидация льгот для сельских учителей. А некоторые сотрудники правительства совершенно серьезно заявляют, что учителя на селе – это люди зажиточные, поэтому их поддерживать не надо – и так проживут.

Михаил БОНДАРЕВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте