search
main
0

Супергерои среди нас

Как и почему изменилась роль классного руководителя

Тот, кто обучает, должен всегда продолжать учиться сам.

Ричард Генри Данн

 

Наш мир не стоит на месте, каждый день, каждую минуту в нем происходят удивительные изменения, за которыми очень нелегко угнаться. Пожалуй, самый яркий тому пример – появление смартфона. Еще каких-то 15‑20 лет назад существование телефона без кнопок казалось фантастикой. А сегодня? Давайте посмотрим по сторонам, сколько кнопочных телефонов мы с вами сможем найти? И это не единственное кардинальное изменение, произошедшее в нашем обществе за такой короткий промежуток времени.

Изо дня в день мы с вами наблюдаем стремительный рост научных и медицинских открытий, технологий, в том числе информационно-коммуникационных, и многое-многое другое. Прогресс заставляет нас подстраиваться под эти многочисленные новшества, изменять не только свои привычки и уклад, но и свой образ мыслей, мировоззрение.

Перемены затрагивают абсолютно все сферы нашей жизни, и было бы наивно предполагать, что они минуют систему образования и в ней все останется по-прежнему… В этой связи особое внимание хочется обратить на роль классного руководителя, который, по сути, является ключевой фигурой, обеспечивающей выполнение образовательной функции школы. Он связующее звено между учениками, педагогами-предметниками, родителями, психологами; он ближе всего к своим ребятам, хорошо знает все их особенности, интересы, проблемы, ситуацию в семье.

От того, насколько эффективно классный руководитель выполняет свою работу, во многом зависит будущее ученика: как он в дальнейшем сможет решать возникающие проблемы и преодолевать препятствия, выстраивать взаимоотношения с окружающими, какое вообще у него будет отношение к жизни. Поэтому правильно выстроенная с точки зрения содержания деятельность классного руководителя – залог достижения наиболее высоких результатов в воспитании современного молодого человека.

Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 года эти педагоги назывались классными наставниками, классными дамами, а должность классного руководителя в школе была введена в 1934‑м.

На протяжении последующих лет основная задача и функции классного руководителя варьировались, но не выходили за рамки сплочения коллектива и идейно-политического воспитания учащихся. Однако в XXI веке требования к школе, ученикам и преподавателям существенно изменились, а значимость роли классного руководителя только возросла. В современной школе, насчитывающей несколько тысяч обучающихся, классный руководитель – единственный человек, имеющий возможность наблюдать за ребятами «изнутри» и проживать с ними школьную жизнь.

Новые стандарты требуют от классного руководителя профессионализма и предъявляют высокие требования к морально-нравственным качествам. Сейчас недостаточно быть просто воспитателем, нужно совмещать в себе и психолога, и социального педагога, и организатора, и управленца. В нашей школе классный руководитель – это педагог-менеджер. Но что это значит?

Это означает, что классный руководитель управляет рабочими ситуациями в классе и во взаимоотношениях «ученик – ученик», «ученик – педагог», «ученик – родитель», «родитель – педагог» на основе воспитательных задач, поставленных им в сотрудничестве с психологом – куратором класса и педагогами-предметниками, работающими с классом. Это управленец, организующий взаимодействие всех специалистов, работающих с его ребятами, для решения поставленных задач развития классного коллектива и каждого ученика в отдельности.

Он определяет зоны ответственности всех участников образовательного процесса в решении задач развития. Помимо стандартного функционала классного руководителя в зону ответственности педагога-менеджера входят также создание совместно с психологом программ по решению актуальных задач; анализ совместно с педагогами-предметниками успеваемости учащихся, определение актуальных задач, распределение ответственности за их решение; разработка индивидуальных рекомендаций для педагогов по взаимодействию с отдельными учащимися на основе индивидуальных задач развития каждого ребенка и многое другое.

Жизнь в современном мегаполисе с неблагоприятной экологической ситуацией, высоким уровнем криминальной и террористической опасности, транспортной загруженностью и колоссальным потоком информации, которую мы, сами того не замечая, получаем ежедневно, сказывается на психическом и физическом здоровье детей. Сюда же можно отнести и недостаток семейного общения, сегодня все чаще можно наблюдать ситуацию, когда родители, стараясь обеспечить детям нормальную, полноценную жизнь без всяческих лишений, все время проводят на работе, а это приводит к конфликтным ситуациям и недостаточному взаимопониманию между поколениями.

Чтобы предотвратить подобные трудности, наша школа каждый год приглашает родителей и детей в совместные поездки по городам России, туристические походы, регулярно проводятся семейные субботы, ученики вместе с родителями всем классом ходят в театры, на выставки, а организацией всей этой культурной программы занимается классный руководитель.

Получается, что именно школа должна минимизировать риски социальной дезадаптации учащихся, а успешно справиться с этой задачей под силу только педагогу-менеджеру, который воплощает в себе сразу множество различных ролей: наставника, родителя, друга, учителя, помощника. С одной стороны, звучит это здорово, словно бы педагог-менеджер – эдакий супергерой, способный превратиться в кого угодно и разрешить любую проблему. А с другой – справиться со всем в одиночку не по силам ни Илье Муромцу, ни Капитану Америке, ни кому бы то ни было еще.

В современных реалиях умение работать в команде является ключевым навыком, отсутствие которого может негативно сказаться на успешности в дальнейшем. Научиться этому очень непросто, особенно нам, учителям, привыкшим быть отдельной и самодостаточной единицей и самостоятельно решать все возникающие вопросы. Однако оставить все, как есть, нельзя, поскольку передать предметные знания в одиночку можно, а вот сформировать метапредметные умения у наших учеников получится, только работая слаженной командой.

В нашей школе для решения этой задачи и подготовки эффективных педагогов-менеджеров, умеющих выстраивать сотрудничество с различными специалистами, работать в команде, была создана школа классного руководителя. Ее цель состоит в создании сообщества классных руководителей как группы профессионального развития и поддержки. Занятия, включающие в себя лекции и практические задания по решению реальных кейсов, проводят педагоги-психологи школы.

За первый год обучения слушатели должны освоить три блока: ознакомиться с биопсихосоциальной моделью развития личности; изучить алгоритм взаимодействия с учеником, исходя из его потребностей и индивидуальных особенностей; разработать модель поведения в нестандартных/сложных/конфликтных ситуациях. По окончании данной программы участники сдают зачет по теории, пройденной на программе, и решают практическую задачу в мини-группах.

Второй год обучения в ШКР посвящен работе с синдромом эмоционального выгорания у педагогов. Учитель – одна из самых опасных профессий, так как учителя больше, чем кто-либо еще, подвержены риску эмоционального выгорания. Это связано с большим количеством задач, которые должен решать специалист, с отсроченным и неопределенным результатом, ведь в данном случае едва ли возможно объективно оценить проделанную работу. Поэтому педагогу необходимо владеть техниками диагностики своего эмоционального состояния, релаксации и самовосстановления.

Кроме того, учитель должен знать и уметь применять различные коммуникативные техники как профилактику эмоционального выгорания в своей нелегкой работе. На занятиях ШКР в безопасной позитивной обстановке, в среде единомышленников учитель может позволить себе позаботиться о своем эмоциональном состоянии, так как хорошее, уверенное самочувствие педагога – тоже эффективный инструмент работы.

Почему же это работает? Большое количество проблем в образовании между педагогами и детьми, между педагогами и родителями появляется из-за того, что мы пытаемся выстроить диалог, не слыша собеседника. Можно воспитывать без чтения моралей и проповедей, если овладеть технологией творческого мышления, заодно стать нескучным и принимать нешаблонные решения. Кстати, именно творчество, как доказали ученые, является гарантией от синдрома выгорания. К этим умениям надо добавить последовательность своих требований и действий, подтверждение личным примером.

А еще нужно уметь взглянуть на мир под другим углом, уметь удивляться и не бояться перемен, ведь если мы хотим изменить мир (а именно к этому в конечном счете сводится работа учителя), нужно начать с себя. «Один человек, и мир никогда не станет прежним…»

Яна БИШИР, учитель информатики школы «Карьера»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте