Кто не видел экскурсии, где толпа детей ходит за экскурсоводом, говорящим металлическим голосом, где ничего не видно и почти ничего не слышно, а главное – почти никому и ничего не интересно? Говоря языком науки: двойное объектное отношение – детей к экспонатам, экскурсовода к детям. Но существует и другое, новое поветрие в детско-музейном деле, название чему – «интерактив».
Музейная педагогика
ы – в чеховском Мелихове, тут проводит интерактивную (т.е. включающую детей в свой сценарий) экскурсию замечательный педагог – Ирина Гаркуша. Мы уже писали об Ирине Ивановне. В Мелихово она ходит в длинном платье XIX века, в боа. Обмахивается старинным веером… Ходячая реклама высокой музейной культуры.
«Косит под Чайку», – говорит местная молодежная «трудная» публика, но признает в ней Личность.
Но сегодня наша Чайка – учительница в мелиховской земской школе (а ныне – музее). Кстати, факт, достойный осмысления. Эта школа, сохранившаяся в целости до наших дней – и даже недавно еще реально работавшая, больше ста лет назад построена Антоном Павловичем Чеховым. На кровные гонорары от пьес и рассказов. И, чтобы удивить окончательно, добавлю: это не первая, а уже третья построенная Чеховым школа!
«Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодезь или что-нибудь вроде, чтобы жизнь не приходила и не уходила в вечность бесследно», – сказал как-то Антон Павлович. Эх, а ведь как верно! И чтобы никто не подумал, что это шутка, сам построил три школы… В наше время шикарных коттеджей, боюсь, это смотрится как пережиток прошлого.
Открываем дверь и заходим в пахнущий древесиной (экологично!) класс.
Смотрите-ка, за партами дети сидят! Мы не спим: это наши современные дети на современной интерактивной экскурсии. У доски – учительница (Ирина Ивановна).
Оглядываемся вокруг: вещи-то какие старинные и интересные!
Волшебный фонарь, показывающий картины от свечки…
Карта России, составленная В.В.Урусовым в конце XIX века…
Счеты…
Парты Эрисмана…
Грифельные доски…
Лапти…
И даже такие знакомые старшему поколению, но для современных младшеклассников совершенно непонятные предметы, как пресс-папье или даже вот – чернильницы!
Все это дети могут потрогать, подержать в руках. Пером написать, книжку с ятем открыть, лапти примерить. На некоторое время стать теми детьми, что учились здесь сто лет назад.
– Посмотрите, ребята, что это?
– Сундук!
– Правильно. А чей это сундук? Не знаете? Это сундук учительницы. Мелиховская учительница переехала в Серпухов, а сундук остался здесь – его перевезут потом. Посмотрим-ка, что тут есть?
– Петрушка!
– Да, старинная игрушка, Петрушка. Это Петрушка-акробат. Если дернуть за ниточку, он кувыркнется.
– Ух ты! Здорово!
– А вот другие игрушки: карточки лото, бочоночки, это дудочка!
– Можно поиграть?
– Конечно!
– А это – книжка какая-то. Что за книжка?
– Чехов…
– Да, учительница читала Чехова. Это 15-й том собрания сочинений, 1901 г., издание Маркса. Тут еще стеариновая свечка: учительница читала затемно, электричества еще не было. Сумочка. Знаете, как называется? Ридикюль.
– Смешное слово…
– Да. Так называется. Вот еще веер из белых страусиных перьев. Это чтобы в гости ходить: лайковые перчатки. Хочешь попробовать надеть? Видишь, какие маленькие ручки были у учительницы… А ведь надо было и печку топить, и дрова носить…
– А это что? Пузыречек какой-то…
– Это лекарства от Ферейна, от головной боли, мигрени. Много работала учительница – вот и болела головушка…
– Это что за прутик?
– Это, дорогой мой, не прутик, а розга… А это вот – колокольчик. Тот самый, который вешали под дугу к тройке. Так и назывался – поддужный. Но его переделали. И теперь он – школьный звонок. Ну-ка, позвоним….
«Дети в школу собирайтесь, петушок пропел давно!» – написано на доске.
– Ребята! Одна из первых учительниц Мелиховской школы М.И.Грачева прислала создателю музея Юрию Авдееву вот какое письмо:
«Я вспомнила жизнь А.Ф.Родионова. Его изба стояла у самой дороги, была очень ветхая. Это был самый бедный крестьянин в Мелихове. У него было много детей. В любое время года окна его избы были заткнуты тряпками. Была у него какая-то жалкая коровенка, которая стояла в сарае из жердочек и вечно мычала, была голодна.
Дети зимой грелись все время на печи и на шестке, были все разуты и раздеты. Один его новорожденный ребенок задохнулся в люльке в тряпье.
Это была вопиющая бедность! У меня в школе учился один его сынишка, Ленька. Мальчик он был худенький, бледный и в школу зимой всегда бегал босиком. Прибежит, сядет на парту, ножки под себя и согревает. Сколько я ему не давала ботинок, это только до дома – там у него их отнимали и щеголяли все… Это было после престольного праздника Воздвижения, этот праздник праздновала раньше вся деревня. Много выпивалось и поедалось. У Родионовых праздник был похож на будни, но они угощались селедкой. Ленька потихоньку один кусочек селедки оставил для меня и на другой день, 15 сентября, придя в школу, таинственно преподносит мне кусочек селедки в какой-то грязной газетке. На лице его была улыбка. Он от всей души угощал меня».
А как бы вы поступили в этом случае, ребята?
– Ну, я бы сказал: «Я селедку не люблю»!
– А я бы съела, через силу. Он ведь добра мне хотел.
«Я, конечно, не обижая его, взяла селедку, положила на стол, поблагодарила и начала занятия. В перемену я принесла хлеба и попросила его съесть селедку за мое здоровье, сказав, что селедка у меня в доме есть…»
– Видите, какая добрая, какая тактичная была эта учительница! Не мудрено, что сельские дети очень любили ее и старались хорошо учиться, чтобы она не огорчалась. Жаль только, не все дети могли учиться в школе… Помните рассказ «Ванька»? Мальчик хотел учиться, но его отдали в Москву в подмастерья, где только «бьют, не кормят и ничему не учат…»
А теперь – всем вам загадка.
В небе – дыра.
В земле – дыра.
Посередине – огонь да вода.
Что это? Не угадали? А ну-ка, сторож, неси самовар!
В класс вносится большой медный самовар. Ребенок-сторож должен правильно налить воду, насыпать шишки, раздуть воображаемый огонь… сапогом.
А потом всем дают баранки!
На этом интерактивная экскурсия не кончилась: еще были народные игры, шутки, считалки, загадки, подарки, беготня вокруг школы, потом – прощание. И в какой-то момент мне показалось: дети на самом деле позабыли, какой век на дворе…
Комментарии