search
main
0

Сундук идей

Именно его традиционно увозят с берега моря педагоги

В виртуальном сундуке идей на тренинг-лагере профсоюза столько вдохновения, новых знаний и умений, что он к концу десятидневной мастерской просто не закрывается. И, перебирая его содержание для статьи, например, понимаешь, что дело безнадежное – даже четыре газетных страницы не могут вместить всего, о чем хочется и надо рассказать. Сюда не вошли рассказ воспитателя года Анастасии Шлемко о клубной жизни участников конкурса педагогов-дошкольников и потрясающий опыт воспитателя года Юлии Дорониной – она показала в разных детсадах занятие с детьми, которое затем привезла на финал, 53 раза! Увы, не вошло сюда и интервью с московским учителем года Анной Красильниковой, педагогом-организатором тренинг-лагеря, которая курировала командиров семи групп, – просто потому, что я не успела его взять… А вот что все-таки вошло в текст.

Сцена из спектакля «Буратинатор»

 

Встречайте Злобушку и Буратинатора

Всероссийский фестиваль малых театральных форм «Золотая ракушка» на «Мастерской успеха», кажется, дополнительное, неглавное событие? Ничего подобного! Этот фестиваль готовится почти весь тренинг-лагерь силами всех участников (сценарии, костюмы, грим, актерская труппа, афиши, музыка и так далее). А такая творческая работа для педагога не менее важна, чем курсы повышения квалификации по своему предмету или педагогическим технологиям. Креативное задание выдают и помогают на репетициях режиссеры: Мария Ахапкина (автор идеи и главный режиссер), Диана Ларионова и Елена Елшина. Мария поясняет: «У каждой команды – своя история. И все это соединилось в незабываемый динамичный спектакль, поставленный всего за шесть дней! Звучит нереально, правда? А наши участники тренинг-лагеря смогли!»

Итак, вот эти истории:

– Команда «фиолетовых». Сказка «Кот в сапогах», конкурсное испытание – «Урок», жанр – детектив.

– Команда «желтых». Сказка «Конек-Горбунок», конкурсное испытание – «Педагогический диктант», жанр – мюзикл.

– Команда «красных». Сказка «Колобок», конкурсное испытание – «Слово учителю», жанр – вестерн.

– Команда «небесно-голубых». «Злобушка, или Окровавленная туфелька», конкурсное испытание «Мастер-класс», жанр – хоррор.

– Команда «зеленых». Сказка «Курочка Ряба», конкурсное испытание «Вопрос учителю года», жанр – фантастика.

– Команда «синих». «Буратинатор», конкурсное испытание «Педагогическая находка», жанр – боевик.

– Команда «оранжевых». Сказка «Волк и семеро козлят», конкурсное испытание «Разговор со школьниками», жанр – фильм, сделанный в Болливуде.

Запись здесь: https://www.youtube.com/watch?v=Bdo3IkBfJec.

Главный приз фестиваля, большую золотую ракушку, получил педагог дополнительного образования из Мурманской области Вячеслав Бурцев.

Мария Ахапкина

 

В поисках свежей идеи

Кстати, любопытно: креативность в тренинг-лагере зашкаливает, но в программе есть еще и специальные лекции, семинары для развития этой необходимой преподавателю способности. В один из дней был цикл таких занятий.

Мария Ахапкина говорила о креативности как фундаменте профессионального развития. В том числе победитель конкурса «Учитель года России»-2015 рассказала: «В прошлом году я провела эксперимент. В течение 15 дней по пять минут ежедневно записывала все, что вижу, допустим, из окна автобуса. Я насобирала 75 идей! Сорок с чем-то выкинула. Но оставшиеся легли в основу мастер-класса по креативности. Как-то я пригляделась к деревьям и поняла, что нет ни одного похожего. Вообще ни одного! У нас, учителей, есть стандарт, мы не можем преподавать как бог на душу положит. Однако важно, чтобы, соблюдая канон, мы внутри оставались собой».

Руководитель департамента общественных связей аппарата Общероссийского Профсоюза образования Елена Елшина назвала свое выступление «В поисках замысла. Куда «бежать»?». И сколько же подсказок для собственных идей услышали участники тренинг-лагеря! Точнее – вдохновляющих примеров. Елена Станиславовна находит основу для профсоюзных проектов во время визита в театр или чтения книги. При этом всегда адаптирует понравившуюся мысль под себя. «Не надевайте чужую одежду», – предупреждает она. А вот задание для участников «Мастерской успеха»: «Достаньте предметы из коробки. Вы учитель в волшебной стране, где ничего нет, кроме этого предмета (например, яблока) и темы вашего урока. Выберите себе союзника. Через минуту скажите тему урока и как использовать в начале занятия яблоко, чтобы заинтересовать учеников».

Диана ЛАРИОНОВА

 

Медиапедагог из Подмосковья, член Союза журналистов Диана Ларионова говорила о медиаобразовании в предмете. А еще раньше участники тренинг-лагеря внимательно слушали лекцию Дианы о том, как создать свой образ для конкурсного видео. В серии советов учтено все. Начала спикер с первых вопросов, которые человек задает себе, задумывая видео: «Чего мы хотим (цели)? На кого рассчитано (аудитория)? Что аудитория должна услышать (послание)? Кто будет представлять материал (говорящие)?» и так далее… И завершила такими специфическими деталями, как монтажные ошибки и точки съемки.

Светлана ВИДАКАС

 

Мотивируй, вовлекай

Лекционно-семинарская часть тренинг-лагеря крутится вокруг самого важного вопроса: как подготовиться к конкурсным испытаниям? Причем даются универсальные советы, пригодные для участников любых конкурсов. Но и конкретные тоже. Вот лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019 Светлана Видакас говорит о цепочке: обоснование урока, сам урок и рефлексия. О конкурсном занятии короче и яснее не скажешь, как на этом слайде: «Урок: мотивируй, вовлекай, заинтересуй, позволь испытать трудности, поощряй, адекватно оценивай». Запомнилась фраза про самоанализ: «Рассказывайте об уроке, который прошел здесь и сейчас, а не о том идеальном, что вы придумали». И еще несколько советов: «Анализируя урок, будьте последовательны. Говорите понятно. Не критикуйте детей и условия. Часто слышишь: «Вот если бы это были мои дети, я бы показал!». И будьте объективны к себе. Если у вас что-то не получилось и вы это поняли, можно об этом сказать. Возможно, ваши баллы вырастут».

Важная часть программы тренинг-лагеря – так называемая игра в конкурс, когда педагоги, готовящиеся к разным состязаниям, показывают мастер-классы. Эксперты «Мастерской успеха» индивидуально и многоаспектно разбирают увиденное. Научный руководитель Учебного центра Общероссийского Профсоюза образования Раис Загидуллин высказал несколько соображений всему залу. В частности, он заметил: «Педагогическая техника и педагогический артистизм – вот два ключевых параметра, вокруг которых моделируется испытание «Мастер-класс». Подумайте – что вы хотите получить в результате? С чем уйдет аудитория, которая вас слушает? Методы, приемы, формы организации образовательной деятельности – это предмет вашего мастер-класса. Раскрывается предмет через содержание. Физика, химия, литература, все, что вы преподаете, – это средство. Например, я разбираю проблемный метод обучения. И говорю: в 5‑м классе на таком-то уроке его можно вот так организовать, в 7‑м классе – так. Расскажите о возрастных и дидактических особенностях применения этого метода, условиях, принципах реализации».

 

Профсоюзный урок

Появление в день завершения «Мастерской успеха» председателя Общероссийского Профсоюза образования Галины Меркуловой было приятным сюрпризом. И ее наставнические слова были очень важны: «Профсоюз – защитник учителей. Мы помогаем вам, в том числе повышая ваш профессионализм. Так вы защищены перед родителями, учениками, властью, директором. Я считаю, что мы нашли очень правильный подход к подготовке участников конкурса. Но наш тренинг-лагерь не только для конкурсантов. Вы будете готовиться к уроку, откроете свои блокноты, найдете там важную идею и скажете: «Как хорошо, что я был в Шепси!» Профсоюз – уникальная организация. Это большая семья. Вам прочитали много интересных лекций, вы творчески поработали. А дальше? Уезжая домой, не забывайте, что мы все в большой профсоюзной команде».

Оксана РОДИОНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте