search
main
0

Сундучок со смыслами

Зачем рисовать на уроке музыки

Период, связанный с преодолением «морового поветрия», привнес в нашу жизнь много нового. Я освоил монтаж роликов-уроков и уже не могу остановиться, часть детей продолжают ходить в школу, а я все снимаю и монтирую, монтирую и снимаю, так как возмечтал собрать настоящую педагогическую базу уроков музыки имени себя любимого…

Увлеченный блогерской самодеятельностью, я даже позабыл, что в профессии учителя музыки общеобразовательной школы порой главной становится работа не с учениками и ученицами, а с их родителями. Мы ведь, несмотря на повсеместную сегодняшнюю продвинутость в области цифровых технологий, остаемся по-человечески консервативными и в быту, и в области образования. Спасибо Фейсбуку, напомнил, что не уроками едиными жив педагог.

Недавно, просматривая подписки и новостную ленту, увидел возмущенный пост о том, что ребенка заставляют рисовать на уроке музыки. Нет, против изобразительного искусства ничего сказано не было, но рисовать (!) на уроке музыки (?!) – полное безобразие. Попробуем разобраться, для чего в школьной программе все еще остается такой предмет, как «Музыка», и чем же должны заниматься ученики и музыканты-педагоги на уроках, посвященных музыкальному искусству.

Многие представители старшего поколения помнят, что до 1980 года музыкальный предмет в общеобразовательной школе назывался «Пение». Даже фильм был такой замечательный с Андреем Поповым в главной роли – «Учитель пения». Как оказалось, эта лента определила весь мой дальнейший жизненный путь. Но, когда я получал свой музыкально-педагогический диплом, в школах уже изучали музыку по программе Д.Б.Кабалевского – прекрасного композитора и педагога-просветителя.

Он впервые главной целью изучения музыки в тысячах школ СССР назвал не обретение практических навыков музицирования (ну, согласитесь, можно ли воспитать виртуоза за один академический час в неделю, когда в классе присутствуют еще двадцать пять, тридцать, а то и сорок детей?), а обучение пониманию языка музыкального искусства. Сегодня мы уже говорим об универсальном ключе, открывающем «сундучок со смыслами», не только в музыке, но и в искусстве вообще.
В каждой профессии есть свои секреты.

Например, повара в монастырях готовят непременно с молитвой, и это удивительным образом сказывается на вкусовых качествах приготовляемой ими пищи. А вот в основе изучения искусства лежит метод сотворчества, или творческой рефлексии, заключающийся в том, что без самостоятельного творческого акта понять другого творца (композитора, поэта, писателя, режиссера или драматурга) невозможно.

В принципе изучение каждого школьного предмета предполагает самостоятельную работу – лабораторную в классах физики или химии, сочинение на уроках литературы, труд с зубилом или напильником в руках на занятиях по технологии. Заметьте, никто из родителей не возмущается тем, что их ребенка «заставляют» смешивать различные вещества в пробирках или описывать значение сцены встречи Андрея Болконского с дубом в романе «Война и мир».

Так вот, на уроке музыки сложно потребовать от детей сочинения жанровой мелодии или инструментального произведения. Это задача для дополнительного образования – в ДШИ ученики проводят от четырех до восьми-девяти часов в неделю (минимум два часа – это индивидуальные занятия). Что же можно сделать за один-единственный час? Уверяю, многое…

Музыка воспринимается нами субъективно. Каждый находит свой ассоциативный ряд, свои зрительные образы, слушая то или иное музыкальное произведение. Даже если автор программирует процесс слушательского восприятия названием пьесы или стихотворным эпиграфом к ней, каждый находит в произведении свою эмоциональную доминанту и «достает» из звуков свою историю.

Именно эта история и интересует учителя музыки в обыкновенной средней школе. Самый простой способ проверить, как воспринимается музыка ребенком, – попросить его отразить свои чувства и переживания в рисунке. И если в начальных классах дети просто иллюстрируют произведения, то уже ближе к финалу обучения в младшей школе в своих работах они начинают больше внимания уделять смыслу, опираясь на полет своей фантазии, пытаются перевести музыкальный язык композиторов на более внятный язык символов и зрительных образов.

Многие, получая на занятиях изо пятерки и четверки, утверждают, что рисовать не умеют. Бывает! И тут на помощь приходят современные цифровые технологии. Уже в третьем классе я показываю детям, как сделать коллаж в формате PowerPoint. И поверьте, не умея толком рисовать, многие дети уже мыслят как настоящие художники!

В старшей школе формы творческой рефлексии усложняются, равно как и сложность и многоуровневость самих музыкальных произведений. Потому раз в четверти «по мотивам» одного музыкального произведения пишется мини-сочинение. Кроме того, чтобы контролировать степень усвоения музыкального материала уроков, в конце каждой четверти проводится контрольная музыкальная викторина. Развитие – это в большей степени работа, а не времяпрепровождение, дающее отдых после математики или иностранного языка…

В идеале, заканчивая изучение предмета «Музыка» в восьмом классе, ребенок начинает не знать музыку, а понимать ее, оперируя понятиями интонации (в широком смысле этого слова), идеи и средств выразительности. Это не уроки музыкальной литературы для не знающих ноты, а в полном смысле уроки искусства.

Так что, уважаемые родители, прежде чем писать гневные посты в соцсетях, уделите внимание своему ребенку, выяснив, что происходило на уроке музыки, какое произведение звучало и о чем с классом говорил учитель. Простое «что задано?», поверьте, не срабатывает. Уверен, вам тут же станет интересно, и, возможно, вы захотите сделать работу вместе с детьми…

Андрей ПАРХОМЕНКО, учитель музыки школы №5, лауреат конкурса «Учитель года России»-2016, г. Муравленко, ЯНАО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте