search
main
0

Сумей поймать прекрасное мгновенье Техника, которую мы выбираем

Еще недавно фотографирование было уделом или профессионалов, или дремучих дилетантов, без всякого пиетета относящихся к этому сложному делу. Сегодня фотоаппараты берут в руки все, кто хочет не просто оставить в памяти то или иное событие, ту или иную поездку, то или иное торжество, но и возвращаться к ним, рассматривая фотографии, сделанные по случаю. Очень обидно, когда фотография сильно отличается от того, что видел. Не потому, что фотоаппарат плохой (сегодня на прилавках огромный выбор, и можно купить хороший аппарат), а потому, что не хватило навыков, умения, опыта. Тут незаменим совет мастера. Сегодня советы читателям “Учительской газеты” дает замечательный фотомастер, чьи фотографии постоянно появляются на страницах нашей газеты. Можно сказать даже, что газета немыслима без фотографий Михаила КУЗМИНСКОГО.

Не буду советовать, какой фотоаппарат приобрести. Во-первых, это зависит от того, какими материальными возможностями вы располагаете. Во-вторых, все зависит от того, какие задачи вы перед собой ставите. Одно дело – выполнить фотографии для семейного альбома, для друзей, другое дело – для школьного стенда, для выставки. Наконец, отдельный разговор нужно вести, когда фотографии должны, по вашему мнению, появиться в газете, в журнале и проиллюстрировать тот или иной материал, передать динамику и прелесть того события, о котором вы рассказываете.
Одно могу сказать точно: если вы никогда не занимались фотографированием, навряд ли вам сразу потребуется очень хороший и дорогой аппарат. Начните с простого и дешевого. Ведь у него, как и у дорогого и сложного, есть все те же объектив, затвор и видоискатель, с его помощью вы спокойно научитесь заряжать пленку, выбирать ракурс, снимать портреты и сюжетные сцены. На практике поймете, с какого расстояния нужно снимать людей и предметы, чтобы они получались не только четкими, но и красивыми.
Простой фотоаппарат способен делать хорошие снимки, однако его возможности ограничены: снимать можно только с расстояния не менее 2 метров, потому что жестко встроенный объектив не сможет изобразить снимаемые объекты в фокусе. Кроме того, объектив на простом фотоаппарате, как правило, не очень высокого качества, поэтому изображение не будет оптимально резким и ярким, в результате отпечаток на бумаге получится не совсем хорошим. С другой стороны, у простого фотоаппарата есть свои преимущества: в видоискателе видно все ярко и четко, ничего не надо регулировать (ко всему прочему в нынешних фотоаппаратах многое автоматизировано) и можно сосредоточить внимание только на композиции снимка. Шедевра не получится, но может выйти совсем неплохой снимок.
Как правило, освоив простой фотоаппарат, вы захотите приобрести аппарат подороже, понадежнее и, самое главное, обладающий большими возможностями. Приверженность к репортажной жанровой съемке не исключает того, что в репортаже могут появляться портреты. Вы захотите делать портреты (для этого понадобятся один-два новых объектива), захотите снимать в любое время суток (это можно будет сделать отлично только тогда, когда в ваших руках появится более “умный” аппарат). Предположим, что вы накопили деньги и уже готовы отправляться в магазин. Не торопитесь, попросите знакомых дать вам на время их камеры, убедитесь в том, что какая-то из камер вас устраивает больше других. Тогда можно будет сделать покупку. Не помешает при этом совет компетентного человека, им может быть продавец-консультант магазина. От вас требуется одно: четко и внятно рассказать, для чего, для каких целей и каких съемок вам требуется фотоаппарат, а затем соотнести предлагаемое со своими материальными возможностями.
Обратите внимание, что сегодня продается множество самых различных фотоаппаратов с так называемыми зуммами (zoom). Проще говоря, у таких аппаратов есть система выдвигающихся объективов, это и дает возможность делать самые разнообразные снимки с любой дальности, в том числе портретные и панорамные. Чем больше зумм, тем больше возможностей для съемки.
Ищите пленку
Сегодня в магазинах продается огромное количество пленок самой разной чувствительности с самым разным количеством кадров. Лично я пользуюсь пленкой в 400 единиц, но это потому, что для газеты нужны очень четкие и ясные фотографии. В зависимости от того, как быстро мне нужны они, я выбираю пленку в 12, в 24 или даже в 36 кадров. Экономически выгоднее покупать пленки в 36 кадров, но нужно учитывать, что такая пленка дает нагрузку на фотоаппарат, а постоянно перегружать его навряд ли резонно.
Раньше для того, чтобы сделать фотографии, нужно было пользоваться экспонометром (прибором, определяющим освещенность), сегодня такой необходимости нет. На простых фотоаппаратах есть автоматические экспонометры, и достаточно установить рычажок указателя на отметке, соответствующей чувствительности выбранной вами пленки. В сложных фотоаппаратах все делается автоматически. Согласитесь, что и то, и другое удобно, особенно для тех, кто делает первые шаги в фотосъемке.

Как правильно построить кадр?
Для начала не гонитесь за сложными композициями и деталями, составляющими кадр. Начните свое обучение со съемок зданий, пейзажей, натюрмортов, потому что здесь довольно легко выстроить композицию. На следующем этапе определите, какая деталь композиции может оказаться более важной, более интересной, и сделайте несколько снимков так, чтобы каждый выделял какую-то деталь. Будьте готовы к тому, что поначалу вам понравится все, что вы снимаете, и это нормально, потому что позволит вам дальше верить в свои силы. Но это все хорошо на первом этапе, потом вам нужно будет сравнивать свои работы с работами других фотографов, не только критично отнестись к своему творчеству, но и понять ошибки, просчеты, подход профессионалов к съемке аналогичных объектов. Вы поймете не только то, в чем ошибались, но и то, что вам нужно сделать, чтобы продвинуться в творчестве. От чего-то вы откажетесь, что-то примете, научитесь говорить на языке образов, который станет вам доступен. Учтите только одно: не нужно слепо копировать то, что делают другие, – тогда вы никогда не обретете свой стиль, не сформируете свой вкус, не выработаете свою манеру фотографирования.
Чтобы сделать красивый снимок, выстроить оригинальную композицию, нужно подумать о времени съемки – это поможет вам получить то освещение, которое создаст требуемый тон фотографии. Согласитесь, что ночью, в тумане или при ярком солнце можно получить совершенно разные фотоработы. И формы объектов, которые вы снимаете, будут совершенно разными на разном фоне.
Все это – заранее продуманные снимки. Но, скажем, я постоянно завишу от случайности и постоянно готов “поймать” то, что подбрасывает госпожа жизнь. Фотограф часто попадает в такие ситуации, когда важно поймать момент. Например, вам захочется сфотографировать момент финиша бегуна, велосипедиста, мотогонщика, красивый удар волейболиста или пас баскетболиста, гол, который не отразил вратарь. Здесь вам потребуется знание нескольких очень важных вещей. Во-первых, вы должны заранее подумать о композиции и выбрать точку, с которой будете вести съемку. В этой точке вы должны находиться и быть готовыми запечатлеть нужный момент. Во-вторых, вам нужна очень быстрая реакция, иначе пропустите нужный момент. Наконец, в-третьих, вы должны понять, что один снимок может получиться не очень удачным или вообще неудачным, поэтому приготовьтесь к тому, что снимков нужно будет сделать несколько. Профессиональным фотографам, правда, порой важна оперативная съемка как получение некой информации о событии, композиция же оказывается на втором месте. Но у хороших фотографов как-то так получается, что оперативность сочетается с композицией – наверное, в этом и сказывается профессионализм снимающего. Хотя, признаюсь, и сейчас, обладая немалым опытом и стажем, в командировках всегда испытываю немалую тревогу и успокаиваюсь только вернувшись в редакцию и убедившись в том, что все снимки получились так, как задумывал.

Как найти свой стиль?
Говорят, что сколько фотографов, столько и стилей. На самом деле это так, потому что, во-первых, все люди не похожи друг на друга по восприятию окружающей действительности. Во-вторых, то, что они снимают, интерпретируется разными фотографами по-разному в зависимости от их опыта, знаний, вкусов и пристрастий. Но путь к удачным снимкам у каждого фотографа один и тот же. Сначала нужно научиться обращаться с фототехникой, добиться того, чтобы каждый кадр был удачным. Это даст вам некоторую свободу в творчестве, позволит не зацикливаться на технической стороне. Тогда и только тогда вы сможете выражать в снимках свое отношение к природе, к событиям, к людям и вообще к окружающей жизни. Не надо только вырабатывать нарочитую “непохожесть” или подражать вовсю другим фотографам, подавлять желание сделать что-то только потому, что это кем-то “не принято”. Высшей удачей лично я считаю художественность фотографии и ее подлинность независимо от темы, над которой работаю. Находя свой стиль, вы можете стать профессионалом в том или ином виде съемки. Например, если вы разбираетесь в архитектуре, то вам надо снимать здания, если любите путешествовать, то ваш конек – путевые фоторепортажи, если вы любитель-натуралист, то ваши фотографии о жизни животных могут потрясти мир.
Напоследок хочу дать один совет: фотографирование – творчество индивидуальное, но очень хорошо, когда об этом творчестве есть с кем поговорить. Поэтому неплохо вступить в фотоклуб, общаться с теми людьми, которые интересуются фотографией, посещать выставки, участвовать в обсуждениях, дискуссиях, в мастер-классах тех, кто достиг немалого в своем мастерстве. Тогда и у вас будет шанс стать замечательным мастером фотодела.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте