search
main
0

Сумасшедшее эхо Грамматику, фонетику, лексику можно изучать играючи

Отечественные и зарубежные психологи отмечают, что игра √ оптимальная форма обучения при изучении иностранного языка. Игра формирует у детей адекватное отношение к явлениям окружающей жизни, является средством активизации познавательных процессов: внимания, мышления, памяти (Ж.Пиаже, Ф.Фребель, З.М.Истомина, Р.И.Жуковская, Л.С.Выготский, Е.И.Негневицкая, И.А.Зимняя и другие).
Игры (по М.Ф.Стронину) помогают решить важные методические задачи:
1. Формируют психологическую способность детей к речевому общению.
2. Обеспечивают естественную необходимость многократного повторения языкового материала.
3. Тренируют детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи.
Учеными-методистами разработаны требования к организации игр на уроках иностранного языка, которые являются основополагающими в моей деятельности:
– игра не должна быть образцом для механического подражания √ это образец творчества;
– учитель представляет оригинальный образец иностранной речи, который должен побуждать детей быть оригинальными, самостоятельными;
– в игре не пользуются системой оценок, ошибка в речевом действии должна приводить к проигрышу в игре;
– формулировка игровой ситуации, правила игры, рассказ о том, что получается в результате, должны даваться на родном языке;
– игра должна вызвать эмоциональный интерес, желание как можно скорее включиться в нее.
В рамках школьных занятий английским языком с младшими школьниками наиболее часто используются сюжетно-ролевые игры, где каждый участник имеет свою роль, в соответствии с которой действует.
Дидактические игры рассматриваются как игровой метод обучения и средство всестороннего развития личности ребенка.
Кроме сюжетно-ролевых игр, используются игры с правилами, творческие игры, например, конструкторские, драматизация и другие.
Каждый урок имеет свой сюжет, а все действия на уроке смотивированы. Этот подход направлен на активизацию познавательных процессов при обучении английскому языку младших школьников.
Достижение активности личности и сохранение этого состояния предполагает также и активизацию резервных возможностей личности ребенка. Среди наиболее значимых средств, обеспечивающих оптимальную активность учащихся, особое внимание уделяется следующим:
– сюжетность каждого урока, мотивированность действий учащихся;
– специальная подача учебного материала (диалог, монолог, полилог);
– использование наглядности; театрализация: жест, интонация, мимика, элементы бутафории, костюмы;
– концентрация материала (большой объем новой лексики);
– распределение учебного материала (ретроспективный, текущий, перспективный);
– специфические приемы обучения (перенос реплики на собеседника, подхват фраз, голосовые, интонационные игры);
– использование коллективных форм познавательной деятельности;
– индивидуальный подход в условиях группового взаимодействия;
– плотность общения (большое количество учебных действий, выполняемых каждым учеником);
– атмосфера радости, способствующая снятию барьера страха, неловкости, стеснительности.
Каждый урок строится как урок общения, максимально приближенный к естественному, чтобы дети как можно раньше почувствовали результат своих усилий.
На уроках используются преимущества детской памяти, например, прочность запоминания. Ребенок способен запоминать большой объем материала, но это происходит только в том случае, когда у него создана соответствующая установка и ему очень важно запомнить тот или иной материал. Наиболее эффективно это происходит в игре. Если для достижения успеха в игре ребенку нужно совершить какое-то речевое действие, то оно осваивается почти без усилий.
Таким образом, каждое действие, выполняемое ребенком на уроке под руководством учителя, должно иметь свой мотив:
– необходимо не просто задавать ряд вопросов по теме, а перевоплотившись, например, в “корреспондента”, узнать всю интересующую информацию у “звезды”;
– не просто переписать высказывания, а разложить по конвертам своим друзьям в качестве пожеланий и разослать их с использованием различных видов доставки почтовой корреспонденции;
– не просто построить монологическую речь в третьем лице, единственном числе, а превратиться в “ангела”, который все знает, и рассказать о своем друге.
Обучение иностранному языку подчинено цели приобщения учащихся к иноязычной культуре, что предполагает не только овладение методами и приемами получения познавательной информации о стране, но и формирование у детей ценностного отношения к языку как культурному феномену.
Организация праздников, которые отражают традиции, обычаи и нравы стран изучаемого языка, √ одна из форм приобщения учащихся к иноязычной культуре. Среди праздников отмечаются такие, как Halloween, Christmas, St.Valentine и другие.
В процессе изучения иностранного языка происходит постижение другой культуры. На уроках иностранного языка учитель знакомит детей с географией, историей, математикой, мировой художественной культурой, литературой англоязычных стран.
Учебно-воспитательный процесс строится следующим образом: игры, используемые в процессе обучения, имеют строгую сюжетную линию, развитие которой идет в течение трех и более уроков.
Так, например, на первом уроке английского языка в 3-м классе при изучении модального глагола can дети с помощью “Цветика-семицветика”, лепестки которого являются билетами, отправляются в “Город Мастеров”, где знакомятся с новой лексикой (ski, use a computer, draw, play the piano, cook и т.д.). Затем попадают в “Шляпный салон”, в котором, примеряя шляпы, повторяют вопросительную форму глагола can и новые глаголы. В “Аквапарке” учащиеся отрабатывают лексику данного урока в устной речи. На втором уроке очередной лепесток “Цветика-семицветика” переносит их в “Цирк”, где учащиеся, катаясь на карусели, развивают диалогическую речь, закрепляют лексику предыдущего урока. На “Острове Знаек” детям предлагаются текст на аудирование, работа с учебником. В “Веселом клубе” ребята встречаются с ди-джеем MacRatty, который разучивает с ними веселую песню о том, что он умеет делать. На третьем уроке дети отправляются на “Площадь Хвастунов”, где можно похвастать своими умениями. На этой же площади ребята с голубиной почтой получают письмо от своих родителей и после прочтения пишут им ответ в группах. А в “Волшебном лесу”, отдыхая, дети закрепляют пройденный материал.
На уроках используется ретроспективный, текущий и перспективный материал, большое количество наглядности, элементы театрализации. Дети знакомятся с культурой страны с помощью пословиц, стихов, песен, скороговорок, в которых используется лексика изучаемых тем.
Несмотря на то, что объем нового материала, вводимого на каждом уроке, большой (10-15 лексических единиц), дети с легкостью запоминают его, поскольку, кроме текущего, постоянно и в системе используется перспективный и ретроспективный материал. То есть, даже если ребенок упустил какое-то слово, фразу, у него не возникает чувства страха, так как он снова услышит и “прочувствует” их на следующем уроке.
Одним из основных правил применения игры на уроках английского языка является минимальное использование родной речи, которая нужна только при объяснении сложного фонетического или грамматического материала, для пояснения правил игры.
Важным условием успешности овладения английским языком являются активизация речемыслительной деятельности детей и вовлечение их в иноязычное общение. В ходе игры постоянно меняется порядок речевых действий (порядок вопросов, обращений, названия предметов и т.д.), чтобы дети реагировали на смысл слова, а не запоминали звуковой ряд механически.
Основа процесса обучения младших школьников английскому языку – мотивация. С этой целью используются любая игрушка, любой предмет, любое действие, которые отражают содержание игры и соответствуют учебному материалу.
При организации игры разрабатываются такие правила, которые отвечают учебной задаче и в то же время создают у ребенка иллюзию свободы. Обязательно учитывается степень активности и участия каждого ребенка в ходе игры. Постоянно меняются ведущие игры, роли, выполняемые детьми, а следовательно, повышается интерес ребенка к игре, желание проявить себя.
Естественно, с игры не снимается ее дидактическая функция. В ходе контроля и оценки результативности учебной деятельности младших школьников в процессе игры осторожно используются различные формы поощрения. Нельзя скупиться на похвалу и доброе отношение к детям, но оценка должна быть дифференцированной и не должна превратиться в самоцель. Даже самая маленькая победа обязательно замечается и оценивается учителем.
Необходимо помнить об условиях, стимулирующих творчество учащихся:
– высокий эмоциональный уровень игры;
– доверительное общение;
– усложнение заданий;
– введение новых приемов, правил;
– поощрение импровизации.
На уроках английского языка обязательно используются фрагменты из художественной литературы, чтение которых формирует культуру аудирования, потребность в чтении.
Ролевое общение √ основа всего учебного занятия. С позиции учителя ролевая игра √ форма организации учебного общения, с позиции ученика √ коммуникация. Ролевое общение √ своеобразное средство мотивации многократного повторения материала. Например, роль “Эхо”, которую играют ученики, позволяет отработать наиболее сложные грамматические и фонетические структуры. Личностно-ориентированное общение может сопровождать все виды организуемой на уроке деятельности.
Обучение идет в коллективе и через коллектив. Успех одного √ успех всей группы, успех всей группы √ успех одного. Формы организации совместной деятельности различны. При комплектовании группы в расчет берутся три критерия:
количественный (работа в парах, триадах, в микрогруппах по четыре человека, работа в командах, а также в сообществах учащийся – группа, учитель – группа);
качественный (объединяются для работы учащиеся разного уровня учебных успехов);
межличностный (условие комфортности).
Использование разных видов игр не только способствует росту мотивации изучения английского языка, повышает уровень знаний, но и является фактором, определяющим высокий рейтинг этого предмета у учащихся.

Игры на уроках английского языка в начальной школе

1. “Ручеек”.
Дети выстраиваются в шеренгу по двое, держась за руки.
Учащийся пробегает под образовавшейся аркой и задает какой-нибудь вопрос одному из участников игры, например, “What is your hobby?” Тот, кому был задан вопрос, отвечает: “My hobby is (musiс)”. Вопрос может быть задан по любой теме. Пара, принимавшая участие в мини-диалоге, пробегает назад, а оставшийся ученик становится ведущим и снова бежит по “ручейку”. “Ручеек” должен быть быстрым, фонетически “чистым” и грамматически правильным.
Задачи игры: вывести учащихся на диалогическую речь, ввести новые структуры или закрепить их в памяти учащихся, привить навыки общения друг с другом.

2. Игра “I know 10 names”.
Правила игры можно изменить.
I know 5 colours. (10 animals) и т.д.
В игре обязательно соблюдается ритм. Дети отстукивают его ладошками и произносят текст, пытаясь не сбиться с ритма.
Хор: “I know 2 names”.
Ученик: “Ann √ one, Kate √ two”.
Хор: “I know 3 names” и т.д.
Задачи игры: закрепить счет, ввести новую лексику, накладывая слова на определенный ритм, развивать память.

3. Драматизация скороговорок, пословиц, поговорок, “крылатых выражений”.
Дети выбирают листочки с уже знакомыми им скороговорками или пословицами. Им дается время на обдумывание, и затем они инсценируют свои скороговорки, не произнося при этом ни слова, а зрители, т.е. другие учащиеся, должны догадаться и назвать, какая скороговорка изображена.
Задачи игры: развивать воображение ребенка, его творческие способности и артистизм, внимание и наблюдательность закрепить изученные скороговорки.
Также необходимо помнить об оценке. Зрителям желательно поаплодировать после каждого выступления. А учителю не скупиться на похвалу и комплименты.

4. “Съедобное √ несъедобное”.
Игра проводится с мячиком или с надувным глобусом, который дети очень любят. Учащиеся выстраиваются в линейку, а ведущий по очереди бросает каждому мяч, называя ему при этом несъедобный или съедобный предмет. Ученик должен поймать мяч, если слово обозначает съедобный предмет, и не ловить его, если предмет несъедобный. Выполнивший условия игры правильно продвигается на шаг вперед. Тот, кто быстрее всех дойдет до ведущего, сам становится ведущим игры. Эту же игру можно провести без мяча. Дети хлопают в ладоши, если слово относится к теме “Еда”.
Задачи игры: закрепление лексики по теме “Meals”, развитие внимания учащихся.

5. “Светофор”.
С помощью считалки выбирается ведущий, который называет любой цвет. Дети проходят мимо него, держась за названный цвет, и произносят “I have (blue)”. Те, у кого нет данного цвета, перебегают на другую сторону, проговаривая “I have no (blue)”. Тот, кого поймал ведущий, занимает его место.
Задачи игры: закрепить названия цветов, развивать наблюдательность детей, выучить структуры “I have…”, “I have nо┘”

6. “Испорченный телефон”.
Учитель или ученик-ведущий шепчет задуманное слово или предложение первому игроку, он в свою очередь передает следующему и т.д. Последний участник игры называет его вслух, и если оно совпало с заданным словом, то телефон “исправлен”. Желательно, чтобы каждый ученик побывал в роли ведущего.
Задачи игры: развивать слуховую память, внимание учащихся, закрепить новую лексику или только что изученные языковые структуры.

7. “Do you know your friends?”.
Учитель раздает детям листочки с пустыми клеточками, которые нужно заполнить и задает вопрос: “Do you know your friends?” √ “Знаешь ли ты своих друзей?” Нужно, заполнив клеточки названиями своего любимого времени года, занятия, цвета и т.д. или описанием своей внешности, раздать листочки классу, предварительно перемешав.
Так как имени на листочке не указано, ученик, прочитав слова и обобщив информацию, должен угадать, кто хозяин листочка.
Задание выполняется под фоновую музыку, по окончании занятия учитель свистит в мелодичный свисток, собирает, перемешивает и раздает листочкам детям.

Задачи игры: обобщить полученные знания друг о друге таким образом, лучше узнать своих друзей.
Суть игры – работа над письменной речью, выход на монолог при описании того, что любит учащийся, повторение пройденных тем: “Еда”, “Времена года”, “Хобби”, “Цвета” и других.

8. “Детектив”.
Ведущий выходит из класса, дети прячут какой-нибудь предмет. Затем ведущий может задать 10 вопросов типа:
– “Is it on the shelf?” – “Это на полке?”
– “Is it in front of me?” – “Это передо мной?” и т.д.
и получить краткие ответы: “Yes” или “No”, после чего он должен постараться отыскать спрятанную игрушку.

Задачи игры: закрепить пространственные предлоги, повторить тему “Мебель”. Игра развивает внимание, наблюдательность и память учащихся, учит логически мыслить.

9. “Снежный ком”.
Первый учащийся называет слово на предложенную тему: “a monkey”.
Второй: “a monkey, a tiger”.
Третий: “a monkey, a tiger, a bear” и.т.д.
Можно усложнить игру, используя предложения в настоящем, прошедшем или будущем времени, получив в итоге рассказ.
Усложненный вариант: можно сочинить сказку, начиная ее со слов “Once upon a time┘” Сказка дважды или трижды обходит круг и заканчивается на том, с кого начиналась.
Задачи игры: развивать память учащихся, повторить лексику изученной темы, фонетически отработать лексические единицы.

10. “SOS”.
После аудирования и прочтения учащимися рассказа им предлагается “save our story” √ спасти рассказ, который рассыпался на кусочки. Каждому ученику достается одно предложение, написанное на клочке бумаги. Затем дети выкладывают эти листочки в правильной последовательности и читают текст.
Задачи игры: проверить понимание текста, повторить правила чтения.

11. “Эхо”.
При изучении новой лексики учитель называет слово или предложение, а дети несколько раз повторяют с каждым разом все тише и тише. Дети √ “эхо в горах”.
Можно поменяться ролями: учитель становится эхом. При изучении отрицательной формы изучаемой структуры эхо может стать “сумасшедшим” и повторять предложение в отрицательной форме.
Задачи игры: изучить новую лексику, отработать отрицательную форму предложений, произношение (работа над фонетикой), развивать воображение и память учащихся.

12. “Что лишнее?”
Детям предлагается ряд иллюстраций. Например: медведь, лиса, волк и попугай. Ребенок должен найти лишнюю картинку и обосновать свой ответ.
Например: I think a parrot isn▓t right. Because a fox, a bear and a wolf are wild animals but a parrot is а bird.
Можно использовать лексику разных тем.
Задачи игры: развивать мышление, закрепить пройденный учебный материал.
13. “Лицедеи”.
Участвуют две команды. Каждая команда должна подготовить увлекательную историю на любую тему продолжительностью 2-3 мин. Рассказ должен быть не прочитан, а показан (изображен пантомимой). Заранее подготовленный текст рассказа передается жюри для оценки. После того как команды обменяются выступлениями, детям дается 8-10 мин. на то, чтобы самим восстановить рассказ противоположной команды. Затем необходимо сравнить версию с истинным текстом рассказа.
Задачи игры: активизировать лексику, закрепить грамматические структуры.
Игра способствует развитию воображения, монологической речи, внимания, развивает пластику.

14. “Синонимы и антонимы”.
Участвуют две команды. Ведущий называет прилагательное, у которого есть синоним и антоним. Первая команда называет синоним, а вторая √ антоним к этому слову.
Например:
Ведущий: Small
Первая команда: Little
Вторая команда: Big
За каждое правильное слово команда получает очко. Если команда не может подобрать слова, то возможность предоставляется другой команде.
Задачи игры: активизировать употребление различных прилагательных в речи, развивать внимание.

15. “Дополни предложение”.
Дети становятся в круг. Учитель говорит короткое предложение.
Ученики по очереди дополняют его. Игра ведется до тех пор, пока игроки могут дополнить предложение. Выигрывает тот, кто дополнил предложение последним. Он же и предлагает новую фразу. Например:
Первый: She swims ┘
Второй: She swims in the river┘
Третий: She swims in the river every summer┘ и т.д.
Задачи игры: закрепить правила построения повествовательных предложений на английском языке, активизировать лексику, развивать внимание, наблюдательность и память.

16. “Подарки”.
Игроки придумывают, какой подарок они бы подарили своим друзьям и показывают с помощью мимики и жестов. Допускается подсказка, но такая, в которой не содержится названия данного предмета, а только его описание. Можно провести игру, разбившись на две команды. “Подарки” передают по цепочке. Отгадывающий подарок произносит “It is a (flower), isn▓t it?” Как только сидящий рядом отгадал, он может загадать свой подарок следующему. Побеждает та команда, которая пришла к финишу первой.
Задачи игры: отработка разделительного вопроса, развитие внимания и воображения учащихся.

17. “Настроение”.
При овладении диалогической речью двум участникам заранее дается установка:
“You are happy” – Вы счастливы;
“You are surprised” √ Вы удивлены и т.п.
При предъявлении своего диалога классу участники изображают настроение, которое класс отгадывает и называет по-английски.
Задачи игры: развитие диалогической речи, артистизма, культуры выражения настроения.

18. “Одежда”.
Класс делится на четыре команды, каждая из которых получает название одного из времен года. Команды готовят рассказы о том, что надевают люди в разные времена года, затем рассказывают классу.
Можно использовать картинки с иллюстрациями по данной лексике или предложить одеть бумажную куклу.
Задачи игры: закрепление лексики по темам “Одежда” и “Времена года”, развитие воображения, коммуникативных умений.

19. “Дерево мудрости”.
Учащиеся быстро, но внимательно читают текст. Затем каждый пишет записку с вопросом по тексту и прикрепляет ее к “дереву”. Затем текст предъявляется еще раз, после чего учащиеся срывают листки-записки с дерева и отвечают на вопрос вслух. Побеждает тот, кто наиболее полно и правильно ответил на вопрос.
Задачи игры: развитие монологической речи, повторение видов вопросов и порядка слов в вопросительном предложении.

20. “Найди слова”.
Учитель раздает детям карточки с буквами, среди которых нужно найти слова по заданной теме. Задание выполняется под фоновую музыку.

Юлия МИЩЕНКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте