В последнее время слышна риторика катастрофизма в отношении художественного образования. Острота суждений обусловлена прежде полной перезагрузкой всей системы образования в целом.
Никого не удивить аксиоматическим положением, что «Культура и искусство – это важнейшие компоненты всестороннего образования, которое обеспечивает полное развитие личности. Поэтому право на художественное образование – всеобщее право человека». Это цитата из «Дорожной карты художественного образования», принятой ЮНЕСКО в Лиссабоне в 2006 г. Как же обеспечивается это право в современных условиях, как это право понимаем и осуществляем мы сами? Дисциплины искусств в общеобразовательной школе (не берем школы искусств) имели три основных канала в содержании общего образования – федеральный компонент, школьный компонент и углубленное изучение. Детское коллективное творчество (театральное, музыкальное, танцевальное, изобразительное) осуществлялось во внеурочное время, в кружках и студиях дополнительного образования, как в школе, так и вне ее – в учреждениях дополнительного образования и культуры. Любая школа, в которой сформирована воспитательная система, имела компонент эстетического воспитания, приобщения детей к искусству на коллективных посещениях спектаклей, музеев целыми классами под руководством классных руководителей или учителей-предметников. Так или иначе в любой школе искусство проявляет свой лик в ключевых дисциплинах, которые неминуемо имеют к этому свое родовое отношение, – литература, музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура. Суть споров часто сводится к двум аспектам: сколько часов надо включать и как преподавать дисциплины искусства? На управленческом уровне – как организовать и осуществлять образование по дисциплинам нашего цикла? На педагогическом уровне – как организовать встречу детей с искусством? Острая критика сегодняшнего дня связана с вытеснением художественного и эстетического из прагматики современных требований общего образования, сокращением часов, увольнением учителей. Кто виноват и что делать? Если добавить эти вопросы в один ряд, то разворачивается картина судного дня.Не будем столь мрачно драматизировать ситуацию, попробуем в ней разобраться. Ответить на все претензии вряд ли возможно и необходимо, лучшая рекомендация – читать новый Закон «Об образовании в РФ», ведь непонимание современных проблем у современных представителей системы образования запаздывает, «тормозит», «зависает». Употребление лексики, относимой на первый взгляд к компьютерной технике, отражает ситуацию несоизмеримого несоответствия темпов и скоростей – наших собственных – меняющимся временным и средовым. Чтобы успеть понять, что происходит, что делать, надо исходить из прогнозов развития, то есть опережения, а мы подчас опираемся на наши взгляды, сформированные в длительном процессе деятельности прежней системы, и не успеваем отразиться в новой ситуации ожиданий. К чему оспаривать новое, когда лучше всего его изучить и найти себе место в этом новом? Вот только делать это надо стремительно, быстро! Надо ли говорить о том, что в соответствии с новым Законом «Об образовании в РФ» заново выстроена матрица образования, в которой заложена линейка непрерывности, сформулированы цели образования на каждом уровне и ступени, определены рамки самостоятельности и ответственности образовательных организаций в формировании образовательного процесса и обеспечения содержания образования в соответствии с ФГОС, прописан правовой статус педагогического работника, разграничены обязательства и ответственность обучающегося, родителей и образовательного учреждения. Организация образовательной деятельности по программам общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающей углубленное изучение отдельных предметов, предметных областей соответствующей профессиональной программы профильного обучения. Законодательно закреплена преемственность образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. Четко разграничено общее и дополнительное образование, которое имеет безграничные возможности по формированию вариативности содержания. Дополнительное образование – сфера вариативного содержания образования, направленного на развитие личности в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями, способностями, интересами, особенностями. В соответствии с новой типологией дополнительных образовательных программ для детей различаются общеразвивающие и предпрофессиональные. Общеразвивающие программы могут иметь художественную направленность и реализованы в общем образовании, а предпрофессиональные – в сфере искусств, в соответствующих, как правило, школах искусств или школах при вузах искусств. Надо ли напоминать, к примеру, что законодательно прописано: «художественное образование и эстетическое воспитание граждан, подготовка квалифицированных творческих и педагогических работников в области искусств осуществляются посредством реализации образовательных программ в области искусств. Реализация программ в области искусств основана на принципах непрерывности и преемственности, направлена на выявление одаренных детей и молодежи в раннем возрасте, профессиональное становление, развитие обучающихся»?В соответствии с ФГОС спроецирована интеграция дополнительного и общего образования. Интеграция дополнительного образования во внеурочной деятельности общеобразовательной школы определена обязательной составляющей ФГОС и представляет перспективную модель развития дополнительного образования в рамках общеобразовательной организации. Система ценностей, представленная в фундаментальном ядре содержания общего образования, должна быть реализована через урочную и внеурочную деятельность. Давайте к этому заметим, что ФГОС закрепляет только необходимый минимум, а сверх мы можем осуществлять, сколь захотим. Давайте к этому добавим порядка двадцати государственных и региональных программ развития общего и дополнительного образования, в которых учтен потенциал системы, который необходимо направить на детей талантливых и одаренных, с ограниченными возможностями здоровья, поддержку разных направлений развития, в том числе связанных с искусством и культурой. Вступает ли тезис о доступности качественного образования каждому ребенку в противоречие с нашим неумением или нашей неготовностью к актуальному построению образовательного процесса таким образом, чтобы в нем нашлось достойное место художественному образованию? Получается, что все вопросы сводятся к риторическому «Где деньги, Зин?» и архаичной привычке ожидать указаний сверху. Ситуация перевернулась – указаний сверху не будет, возможен только совещательный диалог, а далее – самостоятельность и ответственность. У директора школы должна быть голова министерского уровня, чтобы все понять, оценить, принять решение, или профессиональная команда администраторов и педагогов, чтобы, советуясь, двигаться правильно (проще всего сказать: «Время дурацкое. Не повезло»?). На законодательном уровне введен новый принцип нормативно-подушевого финансирования образовательных организаций. Деньги приходят или уходят вместе с учеником. Новая система оплаты труда предполагает, во-первых, обеспечение среднего уровня зарплаты, не ниже обозначенной средней по региону, а во-вторых, высокую степень возможности стимулирующей части за конкретные результаты и достижения. Кроме этого, есть возможности внебюджетного финансирования. Но для этого надо учиться хозяйствовать в условиях рыночной экономики и стремиться к конкурентоспособности в своем «ареале». Для чего я перечисляю все это, до боли известное всем руководителям? А потому что рядовой учитель, особенно искусства, этого не знает! Или не слышит! Или не замечает! Или просто законсервирован! Или просто – каждый думает, что его лично обойдут перемены. Каким образом сегодня искусство в школе сохранится? Если школа выйдет из школы, войдет в многообразное социокультурное пространство мегаполиса. Мы осуществляем право ребенка на максимально полное развитие личности? Так давайте дадим ему эту возможность реализовывать свое право на развитие в залах Третьяковки и Пушкинского, в Рахманиновском зале консерватории, в залах Малого и Большого театров, просто на улицах прекрасного города с уникальными архитектурными ансамблями, создадим условия для выбора самых разнообразных вариативных программ дополнительного образования художественной направленности. Давайте по-новому выстроим отношения с семьей, в большинстве своем семья союзник не только школы, но и собственного ребенка. Избыточность уроков и домашних заданий, как показала мировая практика, не увеличивает образованность и не формирует культуру. Так давайте используем для этого субботы, придумаем интересные художественно-образовательные квесты на каникулы, найдем социальных партнеров в культуре, искусстве, бизнесе! Если нет собственных идей и планов, давайте хотя бы выполним предложенные совместные проекты департаментов образования и культуры по музеям и театрам, откликнемся на приглашения московского мэра к участию в открытых и доступных культурных пространствах столичного мегаполиса! Галереи, катки, парки, праздники света, музыки, танцевальные флеш-мобы – это сегодняшний день культурной столицы! Давайте наконец по-другому выстроим образовательный процесс, чтобы интегрировать все возможное и необходимое для искусства! Дело останется за малым – директора должны подумать, как за эту работу заплатить. Опять экономика? Такова новизна времени – каждая проектная идея в области искусства в школе должна иметь под собой финансово-экономическое обоснование или, проще говоря, смету расходов, ну и бюджет, который может это профинансировать, причем бюджет может быть государственный и бюджет родительского сообщества. По-другому будет сегодня жить искусство в школе! По-другому! Не вижу в этом никакого катастрофизма! Более того, на должностях педагогов дополнительного образования во многих организациях работают выпускники ВГИКа и РАТИ, московской консерватории и Гнесинки, Строгановки и Литинститута, журфака МГУ. Этот профессиональный срез также весьма важен, поскольку именно специалисты, имеющие профессиональное образование в области искусств, носители этих ценностей, есть множество примеров, когда эти ценности разделяют педагогические коллективы.Сегодня есть новая реалия московского образования – образовательные комплексы. Новый финансово-экономический механизм подушевого финансирования постепенно преобразуется в механизмы управления, развития содержания образования, новых культурных укладов жизни современной московской школы. Крупные образовательные холдинги имеют множество ресурсов и возможностей, с каждой новой освоенной возможностью комплекса будет убывать критика. Нас интересует: как в комплексе может быть обеспечена сохранность и развитие дисциплин искусства? Ведь именно об этом мы ведем жаркий спор? Давайте осмотримся в пространстве московских образовательных комплексов и найдем точки роста. Первому московскому образовательному комплексу – директор Юрий Мироненко – философия развивающих образовательных пространств позволила стать центром развития образования в районе Северное Медведково, в состав комплекса вошли более десятка образовательных учреждений дошкольного, общего и профессионального образования, в выстраиваемой линейке непрерывного образования есть свои ноу-хау и убедительность философии развития. Можно сказать, что развивающая образовательная среда теперь раскинулась на все образовательные учреждения, входящие в комплекс, образовательные пространства в полном смысле выступают культурными центрами, в которых культура личности прорастает нежно и осторожно. Литературный салон, музей о войне и вере, художественная галерея, островок Великобритании, сквер, студенческое кафе, арт-зал, телестудия – это все не выдумка, а реально работающие пространства, где нет места риторике катастроф, а есть высокое нравственное донорство, так как эти пространства начинают произрастать в школах и детских садах комплекса, а практико-ориентированный проектный метод построения образовательного процесса, в рамках которого проецируется результат и траектория развития каждого, дает зримые результаты, преобразующие эти пространства. Я имею в виду не только образовательные достижения каждого, но и культуру образовательной среды целого микрорайона столицы. Понятно, что созданная детская анимационная студия будет способствовать освоению современных аудиовизуальных технологий, и не важно из каких часов – общего или дополнительного образования – это будет реализовано. Центр художественных ремесел на основе культурных и ремесленных традиций привлечет в образовательное пространство не только детей разных возрастов, но и взрослых, а ведь это, как ни говори, развитие художественно-эстетических компетенций. Школа визуальных искусств позволит научить детей современному языку культуры. Это лишь один пример, который начинается с цифры «1». Судный день отменяется! Объявляется перезагрузка!Лариса ЛЬВОВА, ученый секретарь Московского института развития образования
Комментарии