Многие книги Шалвы Александровича Амонашвили, великого педагога, писателя, автора концепции гуманной педагогики, появлялись вначале на страницах «Учительской газеты». Среди них «Улыбка моя, где ты?», «Без сердца что поймем», «Будем как солнце» (2003), трактат «Истина Школы» (2006), «Учитель от Бога» (2017), «Оценки» (2020‑2021). Они рождались на наших глазах и вместе с нашими читателями, если вспомнить высказывание В.Гюго о том, что «творец книги – автор, творец ее судьбы – общество», все мы становились в некоторой степени творцами судьбы этих замечательных произведений. Вот и теперь, продолжая традицию, мы публикуем рукопись нового труда Амонашвили, названного им «Максимы гуманной педагогики». Примечательно, что согласие на это наш давний и преданный друг Шалва Александрович получил и от главреда Арслана Хасавова, и от всего зала, поддержавшего его решение бурными аплодисментами на недавнем вечере «Учительской газеты», который состоялся в Тюмени в рамках программы конкурса «Учитель года России»-2022.
В очередной раз Шалва Амонашвили признался в любви к «Учительской газете», рассказал о том, что она всегда защищала его, что судьба педагога прочно связана с судьбой газеты, что впервые его фамилия появилась на ее страницах в конце 50‑х – начале 60‑х годов, когда главным редактором была Надежда Михайловна Парфенова. С середины 80‑х, в эпоху Владимира Федоровича Матвеева, Шалва Александрович становится практически главным автором издания, как и другие педагоги-новаторы, которых в те времена газета активно поддержала и подняла на щит. Авторские публикации молодого, пытливого, талантливого тбилисского учителя и уже одновременно начинающего ученого, которые выходили в рубрике «Эксперимент проводится в классе» (среди них статьи, вышедшие в 1986 году, «Ходил ли ты, учитель, в коротких штанишках?», 25 января, «Есть ли у ребенка личные вопросы?», 9 августа, «Всматриваться в человека, как в зеркало», 30 августа, «Сто девятнадцать бабушек и дедушек», 9 сентября, «Размышления в учительской», 30 октября, «Золотой ларец Выготского», 25 ноября, и другие), меняли сознание и педагогическое мышление многих и многих учителей. А статью «Обычная школа», которую Петр Положевец написал еще в «Комсомольской правде», до перехода на должность главного редактора «Учительской газеты», Шалва Амонашвили считает одной из самых лучших, поскольку в ней, как он заметил, глубоко и тонко была показана суть его эксперимента. Разумеется, соавтор Манифеста педагогики сотрудничества, а его также создавали Софья Лысенкова, Виктор Шаталов, Игорь Волков, Владимир Караковский, Михаил Щетинин, Евгений Ильин, не мог не вспомнить о том, как он появился на свет, что предшествовало столь грандиозному событию. Публикация в газете отчета о встрече учителей-экспериментаторов, которая проходила в Переделкине, вызвала широкий общественный резонанс, она вошла в историю образования как новаторская, как точка отсчета нового времени в педагогике и нового взгляда на ребенка, учителя, школу, на всю систему образования и воспитания. («УГ» от 18 октября 1986 года.)
Каждая встреча, общение с Шалвой Александровичем, чтение его книг, возвращение к статьям прошлых лет приносят невероятное вдохновение, дают новые силы и надежды. Благодарю судьбу, что мне не раз доводилось самой писать об удивительном человеке, философе, большом мудреце, педагоге от Бога. Как хорошо, что классик отечественной педагогики, наш современник по-прежнему бодр, энергичен, что у него есть желание творить, писать, созидать, нести людям свет, добро, любовь и радость! Счастлива, что снова, как и все предыдущие годы, имею честь быть причастной к подготовке публикации рукописи его новой книги под названием «Максимы гуманной педагогики».
Ирина ДИМОВА, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты»
Комментарии