Скажите, пожалуйста, если бы у вас была возможность самим определить, с текстом какого произведения – прозаического или поэтического – мы будем работать, что бы вы предпочли.
Мы бы предпочли – если бы была возможность! – считывать его с экрана или с бумажного листа?А вам хочется в большей степени быть наблюдателем происходящего или активным участником занятия?Что объединяет все прозвучавшие вопросы? Вы все время делали… (выбор).Да, вместе с жизнью нам дается возможность выбирать, и мы практически ежедневно оказываемся в ситуации выбора. Даже сегодня после всего увиденного вы что-то для себя выберете. Выберете. Какое странное слово, в нем словно спрятан иной смысл. Вы – берете. Выбор – ваш. Есть прямая связь между тем, что вы берете, и тем, что выберете. Судьба выбора в ваших руках.Сейчас я прочитаю текст. Ваша задача – после знакомства с ним ответить на вопрос: о чем текст?«Я проснулся. Кто-то дергал дверь на застекленной террасе.Недавно грабители в соседнем дачном поселке убили двух стариков-зимников, мужа и жену. Осторожное, негромкое позванивание стекол показалось мне зловещим. Я привстал с постели, отодвинул оконную занавеску: темень, чернота.- Эй, кто там? – деланным басом крикнул я.Тишина, и опять постукивание, шорох… Зачем я оставил на террасе свет?Внезапно громко зазвенело стекло, а затем вновь и вновь. Алмаз, что ли, у злодея есть?К чему я поехал один, в конце февраля, на пустую дачу! Не город с ночным стуком парадной двери и железным шипением лифта подстерегал меня, а эта угрюмая снежная равнина, зимние леса, холодный и безжалостный простор. Я пошел навстречу беде, покинув город, где свет, люди, где помощь государства.Я нащупал в темноте топор и сел на постель. Ладонь моя то и дело касалась широкой (,) холодной скулы топора.На террасе стало тихо. Ждал ли грабитель сообщника, подозревал ли он, что я бодрствую с топором в руках? Убийца возникает из этой тихой тьмы.Тишина стала невыносимой, и я решил пойти навстречу судьбе. Я снял дверные запоры и, сжимая топор, вышел на освещенную электричеством террасу.На дощатом полу, припорошенная снежной крупой, раскинув крылышки, лежала мертвая синичка с темной брусничной каплей крови на клюве». (Василий Гроссман, 1953)О чем текст?Его автор Василий Семенович Гроссман (1905-1964) – советский писатель. Самая известная книга писателя – роман «Жизнь и судьба» (опубликован в России в 1988 г.), в котором описаны трагические события Великой Отечественной войны, жизни и судьбы героев, поставленных перед выбором между свободой и насилием не только на войне, но и в мирной жизни.Лексические значения существительных позволяют нам говорить, что для автора высказывания «жизнь» и «судьба» не одно и то же?- Да.- Мы можем, не прочитав роман, говорить, что знаем, какой смысл в эти слова вкладывает автор?- Нет.- Вы знаете, что, будучи единицей коммуникативного плана, предложение в речи выступает не само по себе, а как часть текста. Чтобы понять текст в целом, нужно понять в нем предложения в их структурно-смысловом единстве, а это предполагает определенную работу.- Как можно прочитать этот же текст, чтобы сделать ответы обоснованными?Давайте выполним следующую работу:1. Составим «словарь текста» – словарь подлежащих:Я – кто-то грабители позванивание темень чернота тишина постукивание шорох не город, а равнина грабитель синичка – Есть ли смысловое единство у подлежащих в этом рассказе?- Да. Тишина, страх.- «Кто-то», кого боится герой, стал огромным – границы семантического поля расширились, страх стал всеобъемлющим, окружил героя со всех сторон.- Как вы поняли развязку? Почему «синичка», а не «синица»?Он настолько напуган, что боится даже синичку… с брусничной каплей крови.- Как на лексическом уровне достигает автор нарочитого, подчеркнутого снижения эмоционального напряжения, явного несоответствия ожидаемому?- СиниЧКа. Не синица даже – синичка, с крылышками…Как вы думаете, какое чувство испытывает герой?- Неловкость, облегчение.- Чего так боится герой Гроссмана, что обычная синичка, которая сама надеялась найти спасение на террасе холодной февральской ночью, вызвала у него такие чувства? – Читаем, ищем обоснованный ответ в тексте. Как называется рассказ?ЗА ГОРОДОМ- За гОродом или зА городом? Почему?- Я не знаю однозначного ответа на этот вопрос, знаю, что наше понимание текста всегда связано с постижением его глубинного смысла. В языкознании есть термин «избыточность текста». Его разновидность – «синтаксический параллелизм»: он означает, что какие-то синтаксические единицы, чаще всего предложения, однотипно построены, похожи по своей структуре. Параллелизм в более широком лингвистическом смысле является такой разновидностью повтора, при котором система организации смысловых единиц становится очевидной. Это одна из синтаксических особенностей текста (у каждого текста есть, как правило, своя), связанная с количеством способов выражения одного и того же значения, которую и называют некоторые лингвисты «избыточность текста».Перед вами 6 предложений из текста:- Я проснулся.- Позванивание стекол показалось зловещим.- На террасе стало тихо.- Тишина стала невыносимой.- Я пошел навстречу беде.- Я решил пойти навстречу судьбе.Из 6 предложений – 2, то есть пара, синтаксически параллельны. Назовите их. Третья пара, беда-судьба.- Какова роль средств «избыточности текста»?- Показывают состояние героя.Зачем автор так подробно описывает свое состояние до развязки и так сдержанно – после? – Герой решил пойти навстречу судьбе, какой бы она ни оказалась. Смотрите, мы вышли на понятие «судьба», о котором уже говорили сегодня. С каким понятием связывает понятие «судьба» Гроссман в этом рассказе? Он использует синтаксический параллелизм: у предложения «я решил пойти навстречу судьбе» есть пара:- Я пошел навстречу беде.Судьба – беда. Это произведение тоже о жизни и о судьбе. Герой боится, он должен сделать свой выбор, выбор между жизнью и судьбой. Почему судьба – беда?- Мы приблизимся к пониманию рассказа Гроссмана, если сможем его прочитать, понять, увидеть текст в двух измерениях: времени создания и времени прочтения.Иначе не постичь «жизнь» и «судьбу», не понять состояния героя, который выбрал жизнь и «решил пойти навстречу судьбе», от которой не скрыться ни в городе, ни за городом. Элемент внетекстовой структуры – год написания: 1953…Я на лестнице черной живу, и в високУдаряет мне вырванный с мясом звонок,И всю ночь напролет жду гостей дорогих,Шевеля кандалами цепочек дверных… – так писал об этом времени поэт Осип Мандельштам.- Я позволю себе повторить вопрос: о чем рассказ? Как вы теперь ответите на этот вопрос?- Почему изменился ответ?- Какие элементы структурно-синтаксического анализа мы использовали, чтобы понять текст?Составление словаря текста, определение «избыточности текста», выявление внетекстовой структуры.- Мы можем использовать такой метод чтения для понимания другого текста?- Да.- Я думаю, что сегодня мы еще раз убедились, что изучение тем русского языка не является самоцелью, язык и литература органично и неразрывно связаны. Как говорится, пока видишь слово, это еще язык, осмыслишь – уже литература. Осмыслению помогает в том числе и выбор способа чтения…Мы с вами живем в другое время, в другой стране. Изменилось многое, но неизменной остается необходимость человека выбирать: мы каждый день делаем свой выбор, мы выбираем между жизнью и судьбой…Жизнь, проживаемая по случаю, это жизнь бессознательного реагирования. Жизнь, проживаемая по выбору, это жизнь осознанного действия.Судьба выбора – за вами!Вита КИРИЧЕНКО, учитель русского языка и литературы, директор гимназии №1520, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-2012»
Комментарии