search
main
0

Судьба в словах произносимых

Очень важно научить детей отличать слово, употребляемое во благо (просвещающее, созидающее, несущее свет), от слова, несущего зло (темного, разрушающего), научить духовно противостоять лжи, лицемерию.
Наше слово принадлежит не только нам. Оно создавалось всеми предшествующими поколениями.
Слово – духовный плод вещественной деятельности, выражение “очеловеченного” мира, его осознание и оглашение. “Слово – способ передачи духовно-практического опыта жизни, информации, развернутой во времени, от мгновения до вечности”.
Смысл, полнота слова осознаются во время освоения основных особенностей языка, который является не только средством национального общения, но и формой и способом духовной жизни народа и каждого отдельного человека.
Язык – духовное достояние и святыня народа и одновременно способ человеческого освоения материального мира и духовной действительности. Язык – форма духовной энергии, которая может проявиться помимо сознания его носителя и оказать не только ожидаемое, но и не предвиденное говорящим влияние на окружающих: “Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…”
Истинное понимание значений слов предполагает сознательное влияние на окружающий мир, и это свойство слова используется информационной службой.
Газеты, журналы, радио, телевидение часто напоминают информационно-психологическую войну. Мне кажется, что последствия языкового воздействия на массовое сознание сказываются на состоянии интеллекта, нравственного здоровья, уровне духовной жизни личности. Особенно разрушительно это влияние на современных подростков, которые через десятилетие станут зрелой основой общества. Исходя из народной мудрости “Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу”, можно сказать следующее: состояние речи – это состояние мысли, состояние мысли – это состояние сознания, состояние сознания – это предпосылки поступков. Поступки – это сущность поведения людей. Сущность же поведения людей – это судьба народа.
В средствах массовой информации используются особые приемы норм восприятия слова: содержательная информация разбивается на блоки рекламой, в которую входит шумовое оформление, тем самым превращая сознание слушателя в “ящик фактов”, приучая его к бессознательному их накоплению.
Пагубно влияет на духовное сознание личности загрязнение языка словами и понятиями, допустимыми и понятными только в особых, узких группах, а также засорение языка негативной и сниженной лексикой: жаргоном, сленгом, бранными и нецензурными словами.
“Первейшими условиями культуры слова являются его правдивость, ясность, а не затемненность и размытость смысла”. После революции образовался совсем новый, особый язык, сплошь состоящий из высокопарнейших восклицаний вперемежку с площадной бранью. И он сохранился до сих пор. Сегодня мы его слышим с экранов телевизоров, в радиопередачах, в речи известных политиков, в общении обычных людей.
Наш русский философ Иван Ильин писал: “Образование без воспитания – есть дело ложное и опасное, оно создает чаще всего полуобразованных, самомнительных, напористых и беззастенчивых. Оно вооружает противодуховные силы, развязывает и поощряет в человеке волка”.
Неловко читать сегодняшние газеты и журналы, наполненные сленгом и жаргонными словами. Жаргонные слова все чаще стали появляться в тексте, все больше употребляются без кавычек, а это значит, что многие из них уже входят в речевой обиход. Характерно, что газетчики заимствуют эти слова и выражения главным образом из уголовного арго. Интересен тот факт, что в газетах, издающихся в местах лишения свободы, подобная лексика отсутствует.
Затертыми штампами изобилует и реклама. Периодическая печать, порождая штампы, используя ненормативные словесные единицы (жаргон, грубые, просторечные, бранные слова), является рассадником нелитературной лексики, развязной манеры общения.
Деформация языка вызывает деформацию сознания. К сожалению, эти взаимосвязанные явления активно действуют в наши дни. На развитии языка, его активном словаре сказывается переживаемая нами смена экономических, общественно-политических ориентиров. Целый класс слов не только подвергся переоценке, но и выпал из активного фонда языка.
Границы литературного языка оказываются размытыми, нормы ослабли и стали более вариативными, резко меняются стилистические градации и стилевые закономерности. Все эти явления наносят серьезный вред культуре языка, которая является неотделимой частью, более того, результатом нашей общей культуры, нашей духовности.
На мой взгляд, назрела насущная необходимость защиты языка, языкового сознания, сохранения одухотворенного и образного слова родной речи.
Мы обязаны помнить: “Одухотворенный русский язык – душа России, ее святыня. Мы как зеницу ока должны беречь родное слово. Слово дано для стремления к истине. Судьба наша – в словах, нами произносимых”.

Нина МАКАРОВА,
учитель русского языка
Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте