search
main
0

Судьба на фоне непогоды. Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина «Метель» в 7-м классе

Данный конспект можно использовать в школах-интернатах, также в общеобразовательных школах на занятиях с детьми со слабой мотивацией.

Цель: приобщение детей к идейно-художественному богатству пушкинской прозы.

Задачи

1. Обучающая: повысить уровень умственного развития учащихся, используя сравнительный анализ, прибегая к художественным приемам А.С.Пушкина.

2. Развивающая: развивать мыслительную деятельность учащихся на уроке, используя диалог, соблюдая этикет общения.

3. Воспитывающая: формировать в детях любовь к музыке, живописи, умение сопереживать и сочувствовать героям повести.

ТСО: художественный фильм по одноименной повести «Метель»; музыкальные этюды Георгия Свиридова:

1. Г.Свиридов «Вальс»;

2. Г.Свиридов «Зимняя дорога».

Наглядный материал

1. Схемы-опоры (на столе у детей).

2. Тексты произведения.

3. Опорная таблица с вопросами для обсуждения на уроке.

4. Иллюстрации ребят к повести.

Ход урока

Ребята сидят в круге с целью психологической поддержки друг друга.

1. Учитель: Сегодня мы обращаемся к прозе Пушкина, к его повести. Что такое повесть?

Дети ищут ответ на карточке.

Учитель: Тема урока «Сюжет повести «Метель». Роль пейзажа». Что такое сюжет?

Ребята ищут ответ на опорной карточке.

Учитель дополняет ответы детей, говорит о богатстве творчества великого поэта, выясняет, что повесть прочитана дома.

2. Звучит музыка Г.Свиридова «Вальс» (как эмоциональная заставка, повод к началу размышления).

Учитель: Какие мысли, чувства возникают у вас после прослушанной музыки, может, она напоминает какой-то эпизод повести?

Ответы детей.

Учитель: Да, «Вальс» Свиридова – это и любовь наших героев, это и грустный финал, это и повод к размышлению над сюжетом повести.

Вам были предложены вопросы для обсуждения содержания произведения. Вопросы помещены на доске, ребята задают их друг другу по кругу, соблюдая этикет общения, называя друг друга по имени.

Вопросы:

– В каком поместье жила Марья Гавриловна?

– Почему родители запретили Марье Гавриловне выйти замуж за Владимира?

– Что задумали молодые влюбленные?

– Удалось ли Владимиру обвенчаться с Машей?

– Почему родители дали согласие на венчание?

– Что произошло с Владимиром?

– Какое трагическое событие стало поводом для нового знакомства?

– Как вы думаете, почему Пушкин своего нового героя называет по фамилии?

– Какую историю рассказал Бурмин Маше?

– Как в дальнейшем сложится судьба Маши?

– Почему повесть называется «Метель»?

Учитель называет ребят, чьи ответы заслуживают особого внимания, дополняет их, говоря, что, отвечая на вопросы, они коснулись сюжета повести, ее содержания.

3. Переход к новому этапу урока. Учитель делает акцент на последнем вопросе к повести, обобщает ответы учащихся, направляет их мыслительную деятельность на то, чтобы постичь глубину художественного произведения. Опираясь на схемы, ребята говорят, что такое пейзаж вообще и какую роль играет пейзаж в литературном произведении. Это вторая часть диалога. Ребята зачитывают фрагменты повести, где автор описывает метель, находят олицетворения, эпитеты, глаголы, сравнения, говорят о лаконичности пушкинской прозы.

Учитель: Посмотрите фрагмент художественного фильма «Метель». Какие у вас возникли чувства от увиденного?

Учитель: Режиссеру фильма удалось ярко, образно передать переживания героя на фоне разъярившейся непогоды. Послушайте еще одну музыкальную зарисовку Г.Свиридова – «Зимняя дорога». Какому эпизоду повести соответствует эта музыка?

Учитель: Пейзаж – это не только отвлеченное описание природы, но и картина, помогающая сопереживать герою, глубже чувствовать происходящее, понять настроение героя. Описание метели относится к самым живым страницам повести. Метель сыграла роковую роль в судьбе Марьи Гавриловны и несчастного Владимира.

4. Переход к анализу иллюстраций детей.

Учитель: Режиссер создал фильм по мотивам повести, композитор написал музыку, а вы кусочек своей души вложили в иллюстрации к эпизодам произведения, каждая из которых имеет свой неповторимый характер. Расскажите о том, какой эпизод стал поводом для рисунка.

Рассуждения детей.

5. Рефлексия.

Вопросы учителя:

– Носит ли повесть серьезный характер?

– Что такое ирония?

– В каких эпизодах особо чувствуется авторская ирония?

– Будет ли жизнь Марьи Гавриловны и Бурмина счастливой и безупречной?

– Можно ли назвать эту повесть повестью о любви?

6. Домашняя работа: Прочитайте повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель», составьте вопросы к сюжету этой повести.

Людмила ЗАЙЧИКОВА, учитель русского языка и литературы Вологодского детского дома имени В.А. Гаврилина, Вологда

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте