search
main
0

Судьба, как счастье, неосязаема. Лариса ГОЛУБКИНА

Вряд ли стоит особо представлять народную артистку России Ларису ГОЛУБКИНУ. Кто не помнит ее в роли Шурочки Азаровой в «Гусарской балладе» Эльдара Рязанова? Потом, после этой ленты, вышедшей на экран в 1962 году, были «Дайте жалобную книгу», «День счастья», «Сказка о царе Салтане», «Освобождение», «Трое в лодке, не считая собаки». Сегодня Лариса Голубкина делится своим жизненным опытом с читателями «УГ».

– Бесспорно то, что далеко не все зависит от наших желаний. Но если все же вернуться назад и вновь сделать выбор между музыкой, театром и кино, что бы предпочла Лариса Голубкина?

– Я всегда мечтала быть певицей. Не знаю, что из этого получилось бы, но тембр и диапазон голоса у меня был очень хороший и большой. Фильм «Гусарская баллада» роковым образом вмешался в мою судьбу. Меня убеждали: «Ничего страшного, вот снимешься в кино, станешь известной на всю страну, а потом продолжишь петь». Но увы, обратного пути не случилось. Впрочем, только сейчас поняла, почему не стала серьезной оперной певицей. Причина в том, что я патологически боялась петь именно оперные партии. Боялась сфальшивить, извлечь не такой чистый звук, как хотела бы. Я так хорошо все слышала и так боготворила музыку, что не могла допустить даже малейшего брака. Теперь, как опытный человек, посоветовала бы начинающим певцам развивать свой голос, ставить дыхание, а главное – обрести смелость и уверенность в себе. И только тогда выходить на сцену и петь, что называется, на полную катушку. Голос – это очень редкий дар. Есть голоса, которые могут действовать на зрителя физиологически. Понимаете, покорять публику не попками, ручками, платьицами и фонограммами, а божественным пением. И такие певцы есть – Паваротти, Образцова. А как пели Нестеренко, Соловьяненко?! Кстати, мой партнер по сцене Владимир Зельдин к 90 годам, как ни странно, стал петь еще лучше. Это неправильно, что шоу-бизнес вытеснил старых певцов и все эстрадные жанры, кроме попсы. Это все равно что кормить людей одними гамбургерами из «Макдоналдса». Говорят, что от такой пищи можно даже помереть.

– Владимир Зельдин уникум. В 90 лет играть Дон Жуана, да так обольстительно, как он, дано не каждому. Как вы думаете, существует секрет вечной молодости актера?

– Голос – это инструмент, который певец тренирует всю жизнь, тогда как актер – это душа. Правда, далеко не многие актеры тренируют свою душу. Что же касается старости, то ее не существует. Просто изменяется физическая оболочка человека, как меняется и внешняя оболочка нашей жизни – вот и все. И воспринимать эти перемены нужно так, как тебе дано их воспринимать.

– Но самый верный способ продления молодости – любовь, желательно необычная и будоражащая кровь. Алла Пугачева, Надежда Бабкина и другие примадонны прибегают к этому старому как мир средству.

– Это не для меня. Я уже не жду ангела, который спустился бы с неба и спас меня. Нужно быть здоровым, бодрым человеком, не жадным, не завистливым – ибо зависть и жадность пожирают душу. Хотя в каждом из нас заключены все качества: и тщеславие, и амбиции, и злость, и зависть, и любовь, и страсть. Но человек обязан в течение всей жизни уничтожать в себе самое противное, мерзкое. Кажется, этому учил нас Лев Толстой – осознать всю мерзость своей натуры и попытаться от нее избавиться. Пожалуй, это все, что требуется. Хотя, уничтожая в себе самое отвратительное, безумно сложно наблюдать это в других. Сейчас очень много мертвых людей – с пустыми стеклянными глазами. Но я их не осуждаю. Просто не иду за ними. И все же это так ненормально, когда люди думают только о том, как бы им дойти до своего дома и набить живот. Но не хочу показаться эдакой брюзгой, бабой ягой, которая всем вокруг недовольна. На самом деле у меня нет ни малейших претензий ни ко времени, ни к молодежи, ни к существующим сегодня нравам.

– Многие звезды театра и кино – Наталья Фатеева, Элина Быстрицкая, Лидия Смирнова, не говоря уже о Татьяне Дорониной и Елене Драпеко, активно поддерживали симпатичную им политическую партию или конкретного лидера. А с вашим образом отважного гусара да с вашим авторитетом можно было провести такую боевую агитацию, которая приблизила бы вас к вершинам власти?

– Даже в той, советской, жизни я ни на секунду не верила ни в комсомол, ни в партию. Более того, была самой большой хохотушкой на всех пионерских праздниках. Сначала сама не понимала, почему я такая дикая, несознательная, а потом поняла. Виной всему – мой абсолютный слух, который чувствует малейшую ложь. Вообще во всем люблю органику. Но когда стали происходить в стране перемены, подумала, что появятся новые люди, которые создадут нам какую-то другую жизнь, а оказалось – нет. Действительно, появились другие люди, которые стали передвигаться как безразличные шашки, в то время как шахматам свойственен интеллект. Признаюсь, что в 1993 году мне предложили вступить в какую-то партию, причем предлагали даже руководящий пост. Я один раз пришла туда и ничего не поняла, что там происходит. А в другой раз отчетливо увидела, что повторяется то скучное идеологическое прошлое, которое лично у меня ничего, кроме смеха, не вызывало.

– Как вы думаете, можно ли изменить судьбу?

– Судьба, как счастье и любовь, неосязаема и непонятна. Думаю, что судьба – это характер человека. Судьба – когда ты сам себе разрешаешь что-то, а что-то не разрешаешь. То есть человек – сам хозяин своей судьбы. Можно пуститься во все тяжкие, а потом все свалить на судьбу. Мне кажется, нужно уметь вовремя от чего-то отказаться. Надо сознательно готовить себя к превратностям судьбы. Не исключено, что придется пойти в церковь и просить там подаяния. Но крепость духа в себе воспитывать все равно нужно. Чем слабее дух, тем быстрее человек опускается.

– Вы верите в то, что если очень чего-то хотеть, то это непременно происходит?

– Все мечты, которые у меня были в молодости, осуществились. Если, как у Достоевского в повести «Белые ночи», лежать на диване и ковырять в носу, то ничего не получится. Например, знаю, что бы ни придумывала про деньги, как бы их ни желала, у меня все равно их не будет. Я ничего для этого не прилагаю. Просто играю в театре, выступаю с концертами. Не отрицаю, что деньги дают человеку определенную свободу, но, когда у тебя в кармане всего 100 рублей и никаких запасов, это тоже интересно. Сразу начинаешь хандрить, жалеть себя. Наличие денег у человека не может быть причиной гордости и самоуважения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте