search
main
0

Судьба государства в руках учителя. Почему он до сих пор не воспользовался этим?

Если отдельные чиновники на местах все еще легкомысленно считают профсоюз общественной организацией, чье мнение и позицию можно не принимать в расчет, то о федеральной власти этого сказать нельзя. Не случайно накануне Пленума Общероссийского профсоюза образования его председателя Галину Меркулову пригласил на разговор тогда исполняющий обязанности руководителя Администрации президента Владислав Сурков. То, что человек, который предложил термин «суверенная демократия» для определения очередного периода развития нашего общества, решил побеседовать с идеологом общественного движения или, по крайней мере, одного из направлений общественного движения, кое-что значит.

Сурков заранее не определил тему для разговора, но вовсе не потому, что хотел изначально навязать свою или, наоборот, решил: пусть все сложится как сложится. Кремлевскому чиновнику, видимо, хотелось получить правдивую информацию о происходящем в том самом обществе, которое, по его мнению, пребывает в состоянии суверенной демократии. Если учесть, что встреча состоялась перед выборами Президента России, вполне вероятно, что ее причиной была еще и некоторая опаска: ведь никто, включая претендентов на высокий пост (кроме Медведева), не позволял себе жесткой, принципиальной, а главное существенной, критики тех или иных шагов государства. Понятно, почему этого не было: сегодня не многие знают положение дел в той же системе образования. Отсюда эйфория во многих выступлениях и докладах: дескать, дела у нас идут так хорошо, что лучше некуда, зарплата учителей растет, школы получают новое оборудование, дети развиваются с помощью самых современных технологий, так что беспокоиться нечего…

Понятно, что власть боится протестных действий профсоюза, ведь он не из числа «несогласных», которых мало кто поддерживает в стране. Эта самая большая в мире организация учителей и самая большая в стране профсоюзная организация обладает значительным авторитетом и может вывести народ на улицы, например, с требованиями повышения зарплаты. Правда, возникает вопрос: а зачем требовать, если государство и так повышает? И еще один: не потеряет ли профсоюз свое значение для педагогического сообщества при такой государственной политике? Впрочем, с повышением зарплаты не так все хорошо и радужно, как представляется. Профессор педвуза, например, получил недавно большую прибавку к зарплате – аж 300 с небольшим рублей, ведь 14 процентов считали от его базовой ставки, а вовсе не от всей зарплаты, в которую, скажем, входят надбавки за ученую степень. Поэтому вопрос, удовлетворяет ли его такое повышение, относится к риторическим. Но власти нужно сегодня бояться не столько протестных, сколько аналитических действий профсоюза.

Общероссийский профсоюз еще с тех времен, когда его возглавлял Владимир Яковлев, всегда обладал такой информацией и такими аналитическими данными, каких не было ни в Министерстве образования, ни даже в Правительстве РФ. Такая ситуация во многом сохраняется и сегодня, ибо многочисленные реорганизации министерства постепенно вытеснили многих профессионалов, а пришедшие на их место молодые и рьяные реформаторы начинают все с чистого листа и пока еще не научились анализировать происходящее, а иногда просто не имеют достаточной информации. Профсоюз, чьи территориальные организации уже превратились в интеллектуальные центры, способные оценить любой шаг в законодательстве и экономике (в образовании уж точно), давно стал профессиональной организацией, которая действительно думает о положении учителя в обществе и государстве и имеет на этот счет свою позицию. А это значит, что при грамотно организованной информационной работе профсоюз всегда может в ответ на те или иные реформаторские шаги дать не только педагогическому, но и родительскому сообществу необходимые разъяснения, которые помогут оценить эти шаги.

Не секрет, что по большому счету судьба общества и государства в руках учителя, просто он еще ни разу не воспользовался этим в своих интересах. Отчасти это происходит потому, что интересы учителя представляет его профессиональный союз. Можно предположить, что Владислав Сурков все это понимает, поэтому и пригласил на разговор Галину Меркулову, которая воспользовалась этой возможностью и представила кремлевскому чиновнику позицию профсоюза, а значит, и позицию российских учителей. Конечно, хорошо бы Суркову самому побывать, например, на Пленуме Общероссийского профсоюза образования и услышать мнения руководителей региональных профсоюзных организаций, но ему, видимо, некогда. Как и руководителям Министерства образования и науки РФ, которых на форуме не было. А жаль, а то бы чиновники поняли: у них есть не только серьезный социальный партнер, но и серьезный оппонент, с позицией которого нельзя не считаться. И не только потому, что он способен организовать протестные действия, но и потому, что он способен на серьезные дискуссии и последовательную интеллектуальную борьбу за права работников образования.

Кстати, разговор на нынешнем пленуме был силен именно интеллектуальной составляющей. Члены профсоюза готовы к законодательной деятельности, к юридической защите своих интересов, к отстаиванию на всех уровнях положений коллективных договоров и соглашений и, самое главное, умеют и могут все это делать. А это значит, что профсоюз все больше становится союзом профессионалов, и это превращает его в реальную силу.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте