Тема “Сколько стоит спокойная жизнь”
Задачи: ввести учащихся в проблему преступности несовершеннолетних как социально вредного явления, наносящего значительный ущерб гражданину и обществу; сформировать первоначальные представления об уголовном процессе; показать причины негативного отношения граждан к преступности и преступникам.
1. В начале занятия учитель рассказывает о городе (районе, поселке), где живут школьники, о достижениях, природе, людях. Целесообразно познакомить ребят и с проблемами края – в жилищном строительстве, охране природы, материальном обеспечении работающих, социальной защите малоимущих, пенсионеров, многодетных семей, строительстве центров культуры, дорог, мостов.
Учитель напоминает о сложном социально-экономическом положении страны, нехватке средств на самое необходимое и переходит к освещению вопроса о затратах общества на борьбу с преступностью вообще и преступностью несовершеннолетних в частности.
Важно подчеркнуть, что эти расходы несет каждый из нас, рядовых граждан, родителей учащихся. И гражданам хотелось бы использовать эти деньги с пользой для себя, для страны, поскольку они честно работают, исправно платят налоги.
2. Показывая затраты государства на борьбу с преступностью, учитель стремится решить и другую учебную задачу – создать у учащихся первоначальные представления об уголовном процессе. На доске рисуется схема “Затраты общества на борьбу с преступностью”. Она заполняется в процессе обсуждения проблемы в соответствии с учебным пособием.
Переход к новому этапу учитель предваряет вопросами: какой этап, по их мнению, является следующим; что они о нем знают; каковы затраты на его осуществление?
3. Сопутствующим является вопрос о строгости наказания. В последующих темах он будет рассматриваться подробнее. В данном случае он выполняет роль “запасного” вопроса. Учитель им воспользуется, если возникнут затруднения с проведением занятия, первого или одного из первых в новом учебном году.
Как правило, проблема строгости наказания вызывает интерес, что способствует достижению цели занятия – обеспечить введение учащихся в проблему преступности несовершеннолетних.
Затраты общества на борьбу с преступностью
Совершение преступления
(прямой ущерб)
Розыск преступника
(зарплата, транспорт, спецоборудование)
Следствие
(зарплата, стоимость содержания
в следственном изоляторе)
Суд
(содержание здания, зарплата, канцелярия)
Кассационная жалоба
(зарплата, содержание в изоляторе)
Воспитательно-трудовая колония
(зарплата, содержание, транспорт)
4. В качестве практического задания целесообразно предложить ребятам рассчитать количество правонарушений в городе (поселке).
Расчеты просты. Общее количество несовершеннолетних делится пополам (предполагается, что дети в возрасте от 0 до 9 лет правонарушений не совершают). Число поставленных на учет в течение года составит 3-4% от половины несовершеннолетних. Из этих 3-4% к уголовной ответственности привлекаются 1,5-2%.
Смысл работы в том, чтобы на конкретных цифрах показать, что вероятность попасть на учет органов внутренних дел или стать правонарушителем, к сожалению, достаточно велика. Уместно привести и такие среднестатистические данные: в течение года из каждых 25-30 подростков на учет становится один учащийся, а на каждых 50-60 приходится один осужденный. Это означает, что в каждом классе есть один, кто стоит на учете в милиции, и в каждых двух – осужденный.
5. Домашнее задание
Возможны самые разные варианты.
Подготовьтесь к опросу по материалам параграфа (по учебнику Я. Соколова).
Поработайте со схемой “Затраты общества на борьбу с преступностью”. Подготовьтесь к ответу на уроке.
Прочитайте обращение к сверстникам воспитанника колонии Дмитрия Ч. (раздел “Прочтите и подумайте”, стр. 8, учебник Я. Соколова, 7-й класс).
Цель работы с этим и другими подобными материалами пособия – формировать понимание тяжести наказания.
Постоянно пугать колонией нецелесообразно, это может вызвать противоположную замыслу реакцию. Необходимо другое – попытаться понять образ жизни правонарушителя, ставший причиной осуждения.
Обсуждая некоторые тексты, учитель обратит внимание ребят: осужденный недоволен, что должен сам о себе заботиться в колонии. По-видимому, отношение многих осужденных к учебе, работе определялось ленью, стремлением к безделью. Эти факторы – питательная среда для совершения правонарушений. Материал о тяжести наказания усваивается исподволь.
Индивидуальные задания: определите свое отношение к высказываниям Дж. Савонаролы, А.А.Бестужева-Марлинского, В. Ключевского (на уроке учащиеся получат не более 20-30 сек.).
Тема “Правонарушение и преступление”
Задачи: показать отличия аморального поступка от правонарушения; показать признаки административного проступка; сформировать представления о специфике преступления.
1. Проверка домашнего задания (не более 15 мин.) складывается из работы у доски по схеме, индивидуальных высказываний, обсуждения результатов самотестирования.
2. Объяснение учителя строится в соответствии с содержанием учебного пособия, раскрывающего специфику морали, права, аморального поступка, правонарушения и его видов – административного проступка и преступления, а также моральной и юридической ответственности.
Учебный текст адаптирован к возрасту учащихся, чье внимание сосредоточено на второстепенных, но очевидных признаках морали и права, а также на их различиях: моральные нормы – это общепринятые, но нигде не записанные, а правовые – принятые государством и зафиксированные в законе.
Поэтому, объясняет учитель, правонарушением считается то деяние, которое нарушает записанную в законе норму. Чтобы понять, совершено правонарушение или нет, необходимо обратиться к законам. Если какое-либо деяние запрещено Кодексом об административных правонарушениях, то есть основание говорить об административном правонарушении. Если оно запрещено Уголовным кодексом – о преступлении.
Практическому применению знаний способствует вставка-задание на стр. 11 учебного пособия: определите, какие действия можно отнести к аморальным поступкам, а какие – нельзя.
Учащиеся, как правило, активно обсуждают такое действие, как распитие алкогольных напитков. Многие утверждают, что “это – нормально”, “после работы – почему не выпить?”, “разве нельзя выпить в праздничный день?”.
Учитель объяснит: само по себе употребление алкоголя не запрещено законом. Но это не значит, что оно одобряется обществом. Почти 70% правонарушений против личности (драки, хулиганство, телесные повреждения, изнасилования, убийства) совершаются в состоянии алкогольного опьянения. Потребление алкоголя, пьянство общественное мнение осуждает.
3. Раздел “Задания” предназначен главным образом для работы учащихся дома.
В классе целесообразно выполнить задание 1 (стр. 14), что потребует привлечь весь учебный материал темы.
Об этом необходимо предупредить учащихся, имея, однако, в виду, что объем знаний об административных правонарушениях и преступлениях у подростков еще невелик, что многие решения будут приниматься интуитивно. Необходимо всякий раз просить учащихся объяснить свой ответ.
В полном объеме задание выполнять не нужно. Уверенное применение учащимися знаний о главном признаке преступлений (наиболее опасных для общества деяний) позволяет считать, что цель работы достигнута.
Обратите внимание, что некоторые деяния могут быть признаны в одних случаях административными проступками, а в других – преступлениями. Так, нарушение правил пожарной безопасности – административное правонарушение, если, например, при проверке огнетушители оказались недействующими. Если же в результате неосторожного обращения выгорел лес, возникают признаки преступления. Сказанное относится и к такому деянию, как ловля рыбы в запрещенном месте.
4. Домашнее задание
Тест “Умеете ли вы правильно оценивать поступки людей?”
В нем немало противоречий. Это сделано сознательно, чтобы, отвечая, дети проверяли истинность собственных суждений и учились неоднозначно оценивать различные ситуации.
Экспериментальная работа показала: как правило, подавляющее большинство учащихся набирают среднее количество баллов. Были случаи, когда очень хорошие ребята набирали баллы, не превышающие средние показатели: они честно и принципиально ответили на вопросы. Учитель должен похвалить таких учащихся и объяснить, что они относятся к себе критически, а значит, их поступками движет чувство ответственности, долга.
Задание 2 (стр. 14) предлагается ученикам, которых трудно вовлечь в активную работу в классе.
Изучите ст. 162 Кодекса об административных правонарушениях и перескажите ее близко к тексту.
Тема “Что такое вина”
Задачи: показать значение вины для определения наказания; объяснить, при каком поведении возникает и при каком отсутствует вина; дать общие представления о принципе презумпции невиновности.
1. Наиболее сложным для учителя на уроке по теме является объяснение понятия вина.
Вина – не очевидное явление, а своеобразное психологическое состояние личности, которое выявляется или не выявляется в процессе следственных действий, судебного разбирательства. Чтобы определить наличие вины в действиях человека, нужно прежде всего выявить наличие умысла: узнать – хотел ли человек совершить то, что запрещено уголовным законом, желая наступления общественно опасных последствий. Другой формой является неосторожность: человек не предвидел, но должен был предвидеть общественно опасные последствия своих действий.
Ключевой признак понятия “вина” – желание наступления общественно опасных последствий, их сознательное допущение, расчет на их предотвращение.
С понятием “вина” учащиеся знакомятся в объеме учебного пособия (его определение дано на стр. 19).
Данное определение необходимо применить к анализу конкретных видов преступлений. Например, при совершении кражи вина человека всегда существует в форме умысла. Ведь преступник не мог не знать, что ценности, которые он опускает в карман, ему не принадлежат. Иначе зачем тайно проникать в жилище, тайно залезать в чужой карман?
Учащимся предлагается обсудить следующую ситуацию.
Подростки были с поличным задержаны при совершении кражи в чужой квартире. Однако во время следствия и на суде они заявляли, что не собирались ничего красть, а в квартиру попали через крышу, где принимали солнечные ванны. Когда же стало жарко, они спустились на балкон квартиры, чтобы “принять душ”.
Учащиеся иногда пытаются защитить подростков. Сказывается и возрастная солидарность, и присущий подросткам негативизм, и нелюбовь к банальности: “А если они действительно хотели только душ принять?”, “А если бы на столе не лежали ценности?”.
Учитель просит учащихся в течение четырех минут поработать в парах. Один играет роль адвоката, другой – прокурора (нужно напомнить им об их основных функциях). Через две минуты “адвокат” становится “прокурором”, “прокурор” – “адвокатом”. Задача: опровергнуть версию “адвоката” о случайном характере поступка подростков.
Экспериментальная проверка показала, что “защита” в этом деле всегда проигрывает обвинению, вынужденному признать умысел (а значит, вину) в действиях подростков. Их вина возникла в тот момент, когда они проникли в чужую квартиру. Даже не успев ни к чему притронуться, они были бы признаны виновными в покушении на кражу, потому что в чужую квартиру в окно тайно проникают только с преступными целями. Однако решающее слово остается за судом.
2. Понятие вменяемость при определении вины нуждается в дополнительном разъяснении. Психическую или умственную неполноценность иногда отождествляют с невменяемостью. Распространено неверное убеждение, что психически больной человек не несет ответственности за совершенные им преступления. Это не так.
Известно немало примеров признания виновными лиц с психическими расстройствами или задержками умственного развития. Даже больной с тяжелой формой шизофрении может быть признан виновным в совершении преступления, если будет доказано, что в момент его совершения он был вменяем. Вменяемость – это состояние личности, характеризующееся способностью реально оценивать свои действия и управлять ими в момент совершения противоправного деяния.
С этой точки зрения и надо анализировать ситуации, описанные в пособии, в частности во вставке-задании на стр. 19.
3. При объяснении понятия “необходимая оборона” целесообразно опереться на два случая, описанные во вставке-задании на с. 20 учебного пособия. Предоставив учащимся время для ознакомления с этими примерами, учитель может провести блиц-опрос по вопросам задания.
Уместно предложить учащимся придумать дома короткие истории, сюжет которых был бы связан с проблемой пределов необходимой обороны (задание выполняется письменно в тетради).
4. Цель включения в программу и пособие вопроса о презумпции невиновности заключается в том, чтобы продолжить формирование у учащихся правовых знаний, имеющих общеобразовательное значение.
Принцип презумпции невиновности изучается не только в 7-х, но и в 8-х и 9-х классах. В курсе “Ответственность за правонарушения” он характеризуется с точки зрения важнейшей нормы демократического уголовного процесса: обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого.
В этой связи уместно задать учащимся вопрос:
Как на ход следствия или суда могло бы повлиять отсутствие или несоблюдение принципа презумпции невиновности?
Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя приходят к следующим выводам: возложение на обвиняемого задачи доказывать свою невиновность, как и принятие его “добровольного признания” в качестве “царицы доказательств”, опасно. Это ведет к нарушению прав и свобод человека.
В годы существования сталинского режима многие арестованные сами “признавали свою вину”. Этого было достаточно для вынесения смертного приговора без других доказательств их вины. Но признание у них добывалось под жесточайшими пытками или угрозами расправы с родными и близкими.
5. Рассмотрим возможности, связанные с использованием заданий 1 и 2 (стр. 23-24).
Первое призвано уточнить понятие “необходимая оборона” и осмыслить с правовых позиций довольно типичную бытовую ситуацию. Многие подростки, по их выражению, “качаются”: занимаются на тренажерах, наращивают мышцы или овладевают приемами восточных единоборств. Обсуждение ситуации должно помочь им осознать опасные последствия бездумного и безответственного применения силы или специальных навыков, предупредить о том, что виновным суд может признать и того, кто ответил обидчику ударом на удар.
Важно подчеркнуть, что агрессивные действия не соответствовали реальной угрозе обороняющегося. Суд скорее всего признает Юрия А. виновным в нанесении тяжких телесных повреждений и превышении пределов необходимой обороны.
Второе задание предполагает осмысление понятия “крайняя необходимость”. Даже героические действия гражданина по устранению реальной опасности суд признает виновными, если опасность могла быть предотвращена другими средствами, а причиненный вред более значителен.
В любом случае суд обязан тщательно исследовать обстоятельства дела, особенно если в результате действий есть пострадавшие. Чтобы учащиеся точнее представили себе сложности, возникающие при определении состояния крайней необходимости, им предлагаются различные варианты ситуации. “А вдруг” преступник специально поджег бензовоз? “А вдруг” он хотел убить старушку? “А вдруг” она была свидетелем его преступления и шла в милицию с заявлением? Это не означает, что следователь и судья во всем должны видеть только плохое. Но они обязаны исследовать все обстоятельства дела.
Тема “Что такое ответственность”
Задачи: раскрыть понятие юридической ответственности; показать многообразие причин возникновения юридической ответственности.
1. Определение понятия юридическая ответственность открывает тему 4 в учебном пособии (стр. 27). Учащимся предлагается объяснить различия между моральной и юридической ответственностью.
Для семиклассников это трудное задание. Лишь отдельные школьники отвечают, что юридическая ответственность наступает за нарушение норм права и предполагает принятие принудительных мер воздействия со стороны государства. Наступление же моральной ответственности сопровождается угрызениями совести, моральным осуждением со стороны окружающих, но не мерами государственного воздействия.
2. Необходимо, чтобы учащиеся поняли: юридическая ответственность не возникает автоматически сразу после совершения противоправного деяния. Требуется решение суда или уполномоченного представителя власти о признании в действиях человека вины. Вопрос о виновности или невиновности человека, его юридической ответственности не может быть решен гражданами, не облеченными специальными полномочиями.
Привлечение к уголовной ответственности состоит из ряда этапов: возбуждение уголовного дела, последующее расследование (следствие) и судебное разбирательство.
Учащиеся лучше поймут эту мысль, если объяснить, что даже президент страны не имеет права привлечь человека к уголовной ответственности и вынести ему наказание. Он может обратиться к правоохранительным органам с ходатайством о возбуждении уголовного дела, представив веские основания для этого.
Согласно закону, никто не вправе влиять на процесс расследования и судебного разбирательства уголовного дела: ни ходатайство президента, ни его личная заинтересованность в результатах. Только суд назначает наказание, то есть принуждает человека отвечать за нарушение уголовного закона.
3. Вопросы об ответственности за приготовление к преступлению и покушении на него имеют немалую профилактическую значимость. Их рассмотрение на уроке должно предупредить учащихся о том, что даже участие в приготовлении к преступлению может быть признано преступным деянием. Рисунок и вставка-задание (стр. 27) открывают простор для творчества учащихся.
Давать задания придумать историю по рисунку без предварительных объяснений нецелесообразно. Учителю следует привести в качестве примера одну-две истории, показывающие сущность этого юридического явления.
4. Вопрос о соучастии в преступлении рассматривается в процессе выполнения вставки-задания (стр. 28). Задача – определить исполнителей и пособников избиения.
На характеристике форм соучастия останавливаться не следует (см. темы 16, 17). Достаточно объяснить, что исполнителями были те, кто избивал восьмиклассника, а пособниками – те, кто держал дверь и присматривал за учительской. Важно, чтобы учащимся стало понятно: все они – соучастники преступления, и уголовную ответственность должен нести каждый из них.
Тема “Взыскания и наказания”
Задачи: развить представления учащихся о неизбежности наказания за преступления; показать отличия взысканий от наказаний; объяснить, что степень строгости взысканий и наказаний зависит от условий и обстоятельств совершения правонарушения.
1. В учебнике подробно изложен вопрос о специфике взысканий и наказаний, их отличий. Не вызовет затруднений и перечень видов административных взысканий и уголовных наказаний.
2. При характеристике смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств акцент сделан на отягчающие. Целесообразно поэтому чуть подробнее рассказать о явке с повинной и активном способствовании раскрытию преступления.
Важны конкретность разговора, пример, показывающий, что при определении меры наказания эти два обстоятельства учитываются судом в первую очередь.
3. Учащимся предлагается задание: приведите примеры совершения преступления при обстоятельствах, отягчающих ответственность. Оно не вызывает больших затруднений. Учащиеся, используя выдержки из УК РФ (раздел “Прочтите и подумайте”), легко придумывают короткие примеры. Можно предложить выполнить эту работу дома, приготовив один-два примера (не более 20 сек.).
За квартирную кражу была осуждена группа несовершеннолетних. Суд учел, что кража совершена организованной группой, и назначил ее участникам более суровое наказание. Но один из подсудимых ранее уже был осужден за злостное хулиганство. Суд назначил ему еще более суровое наказание, чем другим (отягчающими ответственность обстоятельствами являются: совершение преступления лицом, ранее совершившим какое-либо преступление; совершение преступления организованной группой).
Несовершеннолетний Л., желая завладеть дорогой шапкой, ударил гражданина Н. по голове тяжелым предметом. Был осужден за нанесение тяжких телесных повреждений к лишению свободы на длительный срок, поскольку суд учел, что Л. совершил разбойное нападение из-за корыстного желания завладеть шапкой с целью ее последующей продажи (совершение преступления из корыстных или иных низменных побуждений).
4. Поясним цель включения в раздел “Прочтите и подумайте” (стр. 40) отрывка “Знак беды: девочка в зоне”. Она заключается в профилактике преступлений среди девочек. Учебное пособие, как и курс граждановедения, обращено и к юношам, и к девушкам. При этом не следует, конечно, постоянно подчеркивать, что “и девчонки тоже хороши”. Текст все скажет сам за себя. Поэтому лучше всего предложить двоим учащимся (юноше и девушке) подготовиться к не более чем двухминутному выступлению с оценкой ситуации.
Если встанет вопрос женской подростковой преступности, необходимо напомнить, что существуют женские колонии для несовершеннолетних (например, в г. Рязани), женские спецшколы (например, в г. Чехове Московской области), что преступления, совершенные девушками, во всем мире считают особенно страшными, трагическими.
Тема “Что изучает наука криминология”
1. Вопрос о криминологии включен в учебное пособие прежде всего для того, чтобы показать: борьбой с преступностью серьезно занимаются различные науки – криминалистика, криминология, социальная психология и другие. В определенной мере это влияет на формирование представлений о неотвратимости наказания за правонарушения.
Вторая причина обращения к криминологии – стремление познакомить учащихся с классификацией причин преступности (на доступном им уровне). Разговор о науке – своеобразный повод для постановки вопроса о причинах преступности. Профилактическое значение изучаемого материала при этом не акцентируется. Это очень важно: дети ни в коем случае не должны чувствовать, что учитель стремится вести в классе “профилактику правонарушений”. Тон и стиль разговора определяет принципиально другая установка: вы (учащиеся) – граждане, которые обязаны знать законы страны.
2. Показать разнообразие причин преступности поможет схема “Причины преступности”.
Учитель чертит схему по мере объяснения материала. Раскрывая значение каждого фактора, он спрашивает учащихся: “Как, по вашему мнению, этот фактор приводит в действие механизм совершения правонарушений?”.
Рассмотрим пример. Называя безработицу в ряду социальных причин преступности, уместно спросить учащихся о влиянии безработицы на совершение правонарушения. Как правило, ответы бывают далеки от истины. В этом случае полезно обсудить пример о судьбе двух безработных, приведенный выше.
Аналогичным образом рассматривается роль всех остальных факторов: жилищной проблемы (проживание в общежитии, скажем, с его особой атмосферой “казенного дома”, скученностью, обилием неформальных связей усиливает вероятность преступлений) или биологических причин (их достаточно только назвать, отметив, что наука не может ответить на все возникающие вопросы).
Полезно использовать также обе вставки-задания (стр. 45). Они лишний раз доказывают, что вопрос о биологических причинах преступности неоднозначен. “Герои” заданий – родные братья, но их судьба сложилась по-разному.
Главный вывод, к которому должен стремиться учитель, прост: судьба человека – в его собственных руках. Стоило старшему брату одуматься и взяться за себя – и он сумел бы остановиться, обойти стороной преступный мир с его колониями, пьянками и вечным страхом перед наказанием (такова возможная тональность разговора учителя с подростками).
3. Обсуждение выдержки из стихотворения С. Бранта (раздел “Прочтите и подумайте”, стр. 47) сосредоточивается на выявлении смысла третьей, заключительной строфы о проницательности мудреца Диогена. Имеется в виду не столько прямая наследственность, предрасположенность к пьянству. Речь идет скорее о подражании поведению отца-пьяницы. Учитывая деликатность данной темы (немало детей живут в неблагополучных семьях), не нужно восторгаться прозорливостью Диогена. Уместнее предложить учащимся подумать, прав ли мудрец, столь прямолинейно говоря о связи между пристрастием к спиртному отца и сына.
4. Характеристика психологических причин преступности, представленных в схеме, в значительной мере условна. Моральная распущенность, духовная нищета, незнание закона, чувство безнаказанности, конечно, психологически “готовят” к преступлению. Авторам, однако, приходилось слышать критику, в основе которой лежали призывы к абсолютной научной строгости изложения материала. Если понимать принцип научности буквально, то пришлось бы говорить о таких психологических явлениях, как воля и ее проявления, наклонности личности, мотивы поведения и т.д. Учащиеся 7-го класса к этому вряд ли готовы.
Принцип курса – не столько формировать основы научных знаний о преступности, сколько всеми возможными средствами пытаться помочь подросткам попробовать себя в роли объекта правового воздействия, проанализировать собственное поведение и конкретные поступки с точки зрения их правовых последствий.
Этим предопределяется необходимость углубленного рассмотрения наиболее типичных причин правонарушений несовершеннолетних, связанных с их внутренним миром. Эту группу причин с определенной долей условности авторы относят к психологическим.
5. Завершить изучение причин преступности позволяет задание 1 (стр. 46). Ответы учащихся, как правило, интуитивны, им еще трудно оперировать правовыми понятиями. Более четкое понимание причин преступности и механизмов влияния различных социальных и психологических факторов на совершение правонарушений придет позже, когда учащиеся познакомятся с материалом всего раздела.
Ирина ГОРЕВА,
Николай МАРКОВ,
учителя граждановедения, Новоуральск
Причины преступности
1. Жилищная проблема. 2. Безработица. 3. Низкий материальный достаток. 4. Другие социальные причины. 5. Моральная распущенность. 6. Духовная нищета. 7. Неуважение к закону. 8. Чувство безнаказанности. 9. Другие психологические причины. 10. Труднодоказуемые утверждения о наследственной предрасположенности к совершению правонарушений, об определяющей роли физиологических особенностей в совершении преступлений.
Комментарии