search
main
0

Суд над этанолом Ролевая игра на уроке химии

В ходе изучения различных тем на уроках химии и биологии ведется целенаправленная пропаганда здорового образа жизни, а именно дается подробная информация о вреде этанола (этилового спирта, водки, вина). И это правильно!
Но давайте посмотрим на данную проблему с другой стороны: ни один праздник в наших домах не обходится без алкогольных напитков. Школьники видят это и в своих семьях.

При рассмотрении вопроса применения этанола на уроках химии очень удобно на его примере показать двойственность значения химического вещества: его положительные и отрицательные стороны. Хорошо это можно показать в ролевой игре “Суд над этанолом”. Игра должна пройти за один урок.
За неделю до урока класс делится на две половины, выбираются лидеры. Можно сначала выбрать лидеров, а они наберут себе команды. Надо только проследить, чтобы эти команды были примерно равны по силам. Учитель тесно контактирует с лидерами, один из которых будет играть роль прокурора – обвинителя этанола, а другой – адвоката, его защитника. Вместе с учителем лидеры составляют перечень ролей, которые должны будут выполнять свидетели обвинения и защиты; обговаривают содержание их выступлений и литературу, к которой можно обратиться. Далее лидеры организуют индивидуальную работу с участниками команды, при необходимости обращаясь за помощью к учителю.
Заранее на урок приглашаются учителя, родители, представители общественных организаций, которые будут выполнять роль судей.
Оформление: плакаты, посвященные борьбе с пьянством; результаты опытов; выставка лекарств и продуктов парфюмерной промышленности; таблички с надписями “судьи”, “прокурор”, “адвокат”, “подсудимый”.

План урока
1. Организационное начало.
2. Вступительное слово учителя – секретаря суда, зачтение заявления, знакомство с составом суда.
3. Основная часть:
вступительное слово прокурора;
вступительное слово адвоката;
выступление независимых экспертов;
выступление свидетелей
а) обвинения;
б) защиты;
заключительное слово прокурора;
заключительное слово адвоката.
4. Подведение итогов:
выступление судей с зачтением решения суда;
выступление учителя с подведением итогов урока (выставление поурочных баллов).
5. Задание на дом.

Ход урока
Задачи урока следующие:
1. Изучить области применения этанола.
2. Разобраться в том, что химические вещества нельзя рассматривать только с положительной или отрицательной стороны.
3. Формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни.
Итак, в открытом судебном заседании слушается гражданское дело N 1 “Об ответственности этанола за вред, наносимый организму человека”.
В суд поступило заявление следующего содержания: “Доводим до сведения следственных органов Российской Федерации, что этанол (он же этиловый спирт, он же винный спирт), формула С2Н5ОН, ведет антиобщественный образ жизни, вызывая ряд серьезных заболеваний в организме человека. Просим суд призвать к порядку этанол, изгнав его из мира органических веществ”.
Вступительное слово прокурора:
– Много говорят и пишут об алкоголизме как о тяжелом, нелегко поддающемся лечению заболевании. А виновником этого заболевания является этиловый спирт. Пришла пора действовать и принять строгие меры к этому, можно сказать, страшному веществу.
Вступительное слово адвоката:
– Поступившие в суд заявления мне хотелось бы опровергнуть тем большим значением, которое имеет судимое сегодня вещество. Вы услышите множество различных мнений противоположных сторон, но, надеюсь, встанете на защиту этанола. Нельзя допустить его изгнания из мира органической химии.
Слово предоставляется независимым экспертам. Они рассказывают о качественном и количественном составе этанола, его строении, физических и химических свойствах, способах получения в лаборатории и в промышленности.
Далее слово предоставляется свидетелям обвинения: историку, врачу-наркологу, химику-лаборанту, врачу акушеру-гинекологу, инспектору ГИБДД, учителю школы, инспектору по делам несовершеннолетних, ребенку, у которого родители злоупотребляют алкоголем, тренеру.
По данным вопросам существует большое количество литературы, и подготовиться ребятам не составляет каких-либо трудностей. Приведу содержание опытов, о результатах которых рассказывает химик-лаборант, и выступление учителя.
Опыт 1. В двух стаканах с водой на дне помещены семена гороха. В первый стакан в воду добавили спирт. Во втором стакане семена проросли, а в первом – нет.
Опыт 2. В стакан со спиртом влили белок сырого яйца. Он стал белым. Произошла денатурация белка.
Опыт 3. В стакан со спиртом поместили кусочек сырого мяса. Через некоторое время мясо стало выглядеть как вареное.
Из данных опытов можно сделать вывод, что алкоголь является ядом для клеток, он разрушает ткани.
Учитель: По итогам анкетирования, проведенного среди учеников 9-11-х классов, получены следующие результаты:
употребляют алкогольные напитки: 9-й “Б” кл. – 100%, 11-й “Б” кл. – 92%;
чаще употребляют:
пиво: 9-й “Б” кл. – 100%, 11-й “А” кл. – 80%;
водку: 11-й “Б” кл. – 54%, 9-й “В” кл. – 50%;
самогонку: 9-й “Б” кл. – 72%, 9-й “В” кл. – 62,5%;
сухое вино: 11-й “А” кл. – 70%.
Чаще употребляют:
дома: 11-й “А” кл. – 40%, 9-й “А” кл. – 33%;
у друзей: 9-й “В” кл. – 50%, 9-й “Б” кл. – 33%;
в школе: 9-й “Б” кл. – 55%, 9-й “А” кл. – 5%;
на танцах: 9-й “В” кл. – 50%, 9-й “А” кл. – 33%;
на улице: 9-й “В” кл. – 30%, 10-й “Б” кл. – 13%.
При этом чувствуют себя очень хорошо:
9-й “В” кл. – 63%, 11-й “Б” кл. – 54%, 9-й “Б” кл. – 55%.
Очень плохо:
9-й “А” кл. – 11%, 10-й “А” кл. – 6%.
По итогам анкетирования можно сделать вывод, что потребители алкоголя – это подростки 15-16 лет. Анкета – это сигнал для проведения профилактической работы с ними и их родителями.
Слово предоставляется свидетелям защиты: менеджеру по рекламе парфюмерной фабрики; технологу завода по производству синтетического каучука; фармацевту; заведующему лабораторией органического синтеза; дегустатору; поэту; врачу; виноделу; повару.
Приведу некоторые из выступлений.
Менеджер по рекламе парфюмерной фабрики:
– В повседневной жизни мы пользуемся предметами туалета, содержащими спирт, например духами, одеколонами, дезодорантами и т.п. Почему же именно этанол содержится в них?
В состав продукции парфюмерной промышленности входят эфирные масла, а они плохо растворяются в воде, но легко – в спирте. Поэтому спирт широко применяется в парфюмерной промышленности в качестве растворителя.
Духи – это спиртовые или водно-спиртовые растворы смесей душистых веществ и настоев. В зависимости от сорта духи содержат различные количества композиций и настоев (от 5 до 50% душистых веществ).
Одеколоны предназначаются для освежения и дезинфекции кожи, крепость спирта в них не ниже 60% и не выше 70%.
Поэтому если бы не было спирта, то мы вряд ли могли так прекрасно пахнуть.
Технолог завода по производству синтетического каучука:
– По методу академика С.В.Лебедева синтетический каучук получают из этилового спирта.
Прежде всего из сырья – древесины, нефтяных газов, картофеля получают этиловый спирт – сырец. На заводе синтетического каучука он поступает в спиртоиспаритель, где нагревается до температуры кипения. Пары спирта идут в стальные “реторты”, заполненные катализатором. “Реторты” помещают в печах, температура которых превышает 10000С. Под действием высокой температуры и с помощью катализатора пары спирта претерпевают сложные химические превращения. Образуется контактный газ. Он состоит из смеси различных газов. Один из них, бутадиен, – исходный мономер для получения синтетического каучука.

С2Н5ОН ╝ бутилен ╝ бутадиен ╝ СКД
бутан

Синтетический каучук находит широкое применение в химической промышленности: резиной защищают внутреннюю поверхность различных аппаратов, труб. Синтетический каучук необходим для получения шин, электрических кабелей, защитной одежды, оболочек аэростатов и т.д.
Фармацевт:
– Большое количество продукции фармацевтической промышленности изготовляется на основе этилового спирта. Например:
смесь для ингаляций. В ней содержание спирта 95% в 100 мм смеси. Она применяется для вдыхания при заболеваниях дыхательных путей;
хорошо всем известны растворы йода 5-процентного и бриллиантового зеленого 1-процентного. Они применяются в качестве антисептического средства;
кардиовален и корвалол (содержат 96-процентный спирт) используют при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.
Итак, спирт убивает возбудителей многих болезней, является идеальным растворителем для некоторых лекарств.
Заведующий лабораторией органического синтеза:
– Одним из продуктов, получаемых из этилового спирта, является уксусная кислота

катализатор
СН3СН2ОН + О2 ╝ СН3 – СООН + Н2О

Уксусная кислота и получаемые на ее основе полупродукты (кетон, уксусный ангидрид, хлоруксусная кислота и др.) играют большую роль в производстве полимеров, средств для борьбы с насекомыми и болезнями растений, стимулятора роста растений, в получении лекарств, красителей. Большие количества расходуются для производства ацетатного волокна, негорючей кинопленки, органического стекла. Многие сложные эфиры уксусной кислоты (этилацетат, бутилацетат) хорошо растворяют полимеры, природные масла и другие органические вещества. Венилацетат используют для производства пластмасс.
Повар:
– Гармоничное вкусовое сочетание является главным условием правильного подбора вина к определенному блюду. Белое столовое вино рекомендуется к рыбным блюдам, к сыру; мадера, портвейн, херес – к первым блюдам; красные столовые вина – ко вторым мясным блюдам; полусладкие вина и полусладкое шампанское – к овощным блюдам, к цыплятам и мелкой дичи; мускаты, токаи, кагоры – к сладким блюдам; шампанское сладкое – к фруктам, мороженому.
Желаю вам хорошего аппетита!
Заключительное слово прокурора:
– Алкоголь “бьет” не только самого пьющего, но и людей, окружающих его.
Борьба с алкоголизмом – крупнейшая социальная и медицинская проблема любого государства. Вред алкоголя доказан. Даже малые дозы его могут стать причиной больших неприятностей или несчастий: травм, автомобильных катастроф, лишения работоспособности, распада семьи, утраты духовных потребностей и волевых черт человеком. Итак, нет и не может быть безвредных доз алкоголя! Алкоголь в любых дозах – яд! Поэтому я, как прокурор, требую изгнания этанола из мира веществ органической химии.
Адвокат:
– Для многих людей потребление спиртных напитков является нормой поведения, позволяющей использовать их по самым разным поводам: как средство облегчения общения, самолечения и для возбуждения аппетита.
Ни один человек не может представить жизнь без продуктов производств, необходимым компонентом которых является этанол.
Поэтому прошу глубокоуважаемый суд оставить этиловый спирт в рядах органических веществ.
Слово для зачтения приговора предоставляется судьям…
В заключение урока хочется вспомнить строки, написанные много лет назад Авиценной.

Все хорошо, друзья, что в меру.
Возьмем вино мы для примеру.
Вина избыток – как отрава,
А в меру выпьешь – так отрада!
Не наливай вина глупцу,
Полезно пить лишь мудрецу!

А также мысли великих ученых и писателей о злоупотреблении алкоголем:

Запои разрушают печень, расслабляют мозг и вызывают внезапную смерть.
Авиценна

Пьянство – добровольное безумие.
Аристотель

Я люблю молодежь, поэтому ненавижу алкоголь!
Песталоцци

Спирт и опиум – близнецы ада и гибели.
Эдгар По

Вино… губит душу и потомство людей.
Л.Н.Толстой

Пьянство губит красоту, сокращает молодежь.
Гораций

Пьянство есть упражнение в безумии.
Пифагор

Ольга СОКОЛОВА,
учитель химии

п. Октябрьский,
Рыбинский район,
Ярославская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте