search
main
0

Суд – это всегда спор Правовая игра

К сожалению, несмотря на широко проводимую судебную реформу, у бывших советских граждан сохраняются старые представления о работе так называемой третьей ветви власти. Соответственно такие же взгляды прививаются и детям. Результат – низкая активность населения по отстаиванию своих собственных прав, нежелание передавать спор на рассмотрение компетентного органа, уплатив сравнительно маленькую госпошлину, а то и вовсе бесплатно. Не ценится и то, что в российских судах общей юрисдикции по гражданским делам совсем не обязательно участие представителей – юристов (адвокатов), да и сроки рассмотрения таких дел не так уж велики.
Все это наталкивает на мысль, что позитивное отношение к главному правозащитному органу нужно формировать смолоду. Не вдаваясь в юридические тонкости, можно научить пока еще не полностью дееспособных граждан не бояться суда, не игнорировать вызовы в процесс. Да, конечно, суд – это всегда спор, но споры бывают разные. Судебный спор может и должен быть цивилизованным, культурным. И это всячески стимулируется. Но главный стимул заключается в экономии сил и средств. Чтобы это понять, необходимо самому принять активное участие в судебном разбирательстве. Но у школьников это в будущем, а пока предлагается возбудить в них особый интерес к работе суда. Как нельзя лучше, на мой взгляд, с этой задачей может справиться правовая игра “Суд идет”. По сути моделируется настоящий суд, но за некоторыми изъятиями. Проведенные уроки именно в такой форме способствуют более осознанному усвоению знаний.

1. Уголовный суд или гражданский?
Безусловно, больше ребята хотят поучаствовать в уголовном судопроизводстве, но надо постараться найти аргументы, чтобы убедить, что гражданский суд не менее увлекательный. Тут уместно напомнить об отличиях преступления от гражданского правонарушения (деликта). Упомянуть следует и об административных проступках. Далее предлагается остановиться на гражданском суде и начать с одной из самых распространенных категорий дел – защиты прав потребителей.

2. Распределение ролей
Здесь можно порекомендовать зачитать типичные ситуации и дать возможность ученикам выбрать понравившиеся. Затем распределить роли: “судья”, “секретарь”, “истец”, “ответчик”, “эксперт”, “свидетели”, “представитель государственного органа (общественной организации) по защите прав потребителей”. Все участники “процесса” снабжаются текстом Закона “О защите прав потребителей” и схемами, содержащими основные права и обязанности каждого (см. приложение).
Стороне, чье право “нарушено” вместе с “представителем организации по защите прав потребителей” дается задание составить исковое заявление со ссылкой на статьи закона. Далее идут уже этапы процесса.

3. “Возбуждение” дела
Гражданское дело возбуждается в суде по заявлению. В данном случае (при защите прав потребителей) – по исковому. Значит, если судья принял исковое заявление, то дело будет возбуждено.
Поэтому “судье” объясняется, что он должен проверить перед тем, как примет исковое заявление, а именно:
наименование суда, в который подается заявление;
наименование истца с указанием его места жительства;
аналогичные сведения в отношении ответчика;
факты основания иска и доказательства, подтверждающие эти факты;
требования истца;
цена иска (если иск подлежит оценке);
перечень прилагаемых к заявлению документов (договор, чек, квитанция, претензия, гарантийный талон и т.п.).
При этом предполагается, что школьники обладают правом на обращение в суд. Госпошлина по таким делам не платится.
К исковому заявлению “истец” должен приложить копии по числу ответчиков.
Если “судья” находит ошибки в исковом заявлении, то предлагает “истцу” их устранить. Если ошибки не найдены, то исковое заявление принимается сразу.

4. Подготовка “дела” к “судебному разбирательству”
Назначение “дела” к “слушанию”
Приняв исковое заявление, “судья”:
уточняет обстоятельства, которые имеют значение для правильного разрешения дела;
определяет закон, которым следует руководствоваться;
решает вопрос о лицах, которые должны участвовать в процессе.
После этого “судья” вручает “ответчику” копию искового заявления и предлагает представить в “суд” доказательства в обоснование своих возражений. Назначение дела к слушанию производится путем определения дня и часа рассмотрения (в данном случае ими могут быть день и время следующего урока по предмету). “Секретарю” дается задание заполнить бланки повесток в суд и раздать их участникам “процесса”.
5. “Судебное разбирательство”
При входе “судьи” в “зал заседания” все присутствующие встают. Участники “процесса” обращаются к “суду” и дают показания стоя.
Преподаватель объявляет себя лишь внешним наблюдателем, но фактически руководство “процессом” принадлежит ему, а не “судье”. Поэтому и правом удаления из “зала судебного разбирательства” обладает он.
Судебное заседание состоит из 4 частей:
подготовительная;
исследование обстоятельства дела;
судебные прения;
постановление и оглашение решения.
В нашем “процессе” также будут присутствовать упомянутые части, но их содержание упрощено.
1. В подготовительной части “судебного разбирательства” проверяется явка участников “процесса”. Предполагается, что она обязательна для рассмотрения дела. Также в нашем “суде” мы исходит из того, что “ответчик” не признает иск, а “истец” от него не отказывается, что стороны не желают заключить мировое соглашение. Они якобы намерены защищаться “до последнего”.
Затем “судья” открывает “судебное заседание”, объявляет, какое дело подлежит рассмотрению. Явившиеся “свидетели” удаляются из “зала судебного заседания” (но в учебных целях это только имитируется). Весь ход “процесса” фиксируется “секретарем”.
2. Исследование обстоятельств дела начинается с краткого доклада “судьи”. После этого стороны дополняют и уточняют свои требования и возражения. Заслушивается “представитель госоргана (общественной организации) по защите прав потребителей”. Участники “процесса” задают друг другу вопросы. Далее “суд” приступает к исследованию и проверке доказательств.
Допрос свидетелей производится с соблюдением установленного законом порядка: вначале выслушиваются показания свидетелей, вызванных по инициативе истца, а затем допрашиваются свидетели со стороны ответчика. До допроса свидетелей “судья” устанавливает их личность и предупреждает об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Предполагается, что “свидетели” достигли 16-летнего возраста.
“Свидетель” в форме свободного рассказа сообщает все, что ему известно по делу. В потребительском споре он может подтверждать факты: покупки товара у конкретного продавца, обнаружения недостатков товара, обращения с претензией. После этого “свидетелю” могут быть заданы вопросы. Первым, как и в настоящем процессе, задает вопросы лицо, по заявлению которого вызван свидетель, а затем и другие участники процесса. Учитель при этом отклоняет вопросы, не имеющие отношения к делу.
После допроса “свидетелей”, “суд” переходит к исследованию письменных доказательств: “договора”, “чека” и т.п.
Имеющиеся по делу вещественные доказательства (товар, результаты оказанной услуги, работы) исследуются путем осмотра. Они предъявляются участникам “процесса”, в том числе “экспертам” и “свидетелям”. В случае необходимости “судья” назначает “экспертизу”. В “экспертном заключении” указывается, какой предмет исследовался, какие недостатки обнаружены и каковы возможные причины их появления. Важно напомнить “судье”, что в любом случае, как и в реальном суде. он не связан экспертным заключением, так как эксперт может ошибаться.
После “эксперта” слово предоставляется “представителю госоргана или общественной организации по защите прав потребителей”. По окончании рассмотрения всех доказательств “судья” объявляет исследование дела оконченным, после чего заслушиваются судебные прения.
3. В процессе судебных прений лицами, участвующими в “деле”, подводится итог исследования всех обстоятельств дела и доказательств. Лица, участвующие в “деле”, делают свои выводы на основании исследованных материалов. Сначала слово предоставляется “истцу”, затем – “ответчику”. Последним выступает “представитель госоргана или общественной организации по защите прав потребителей”.
После судебных прений “судья” удаляется в “совещательную комнату” (для этих целей очень удачно подходит лаборантное помещение).
4. “Судья” рассматривает и решает:
имели ли действительно место обстоятельства, на которые указали участники “процесса”;
какие доказательства представлены, насколько они достоверны;
как в соответствии с Законом “О защите прав потребителей” должно быть разрешено дело.
После подписания решения и возвращения в “зал судебного заседания” “судья” объявляет свое решение. Все присутствующие выслушивают его стоя. Затем “судья” разъясняет согласно выданной ему схеме порядок обжалования решения, а также права по ознакомлению с “протоколом судебного заседания”. Кстати, бланк протокола необходимо изготовить самостоятельно, предусмотрев в нем следующие графы:
год, месяц, число и место “судебного заседания”;
наименование “суда”, рассматривающего дело, состав “суда” и “секретарь” судебного заседания;
наименование дела;
сведения о явке лиц;
сведения о разъяснении прав и обязанностей участникам “процесса”.
Преподаватель берет на себя функции вышестоящего суда, куда и подается жалоба на принятое решение.
Подобный урок-игра позволяет комплексно решить сразу несколько очень актуальных задач, а именно:
научить ребят ответственно подходить к выполнению возложенных обязанностей;
привить учащимся уважительное отношение к мнению противоположной стороны;
развивать в молодых людях умение отстаивать свое мнение цивилизованным способом, а не с позиции силы.

Сергей ЗАЙГКИН,
преподаватель основ правовых знаний

Псков

Приложение:

СУБЪЕКТЫ “ПРОЦЕССА”
“Суд”
“Судья”
“секретарь”

Участники “процесса”
Лица, участвующие в “деле” (имеют самостоятельный личный или общественный интерес в исходе дела)
“стороны”
“представитель общественной организации по защите прав потребителей”

Лица, содействующие осуществлению “правосудия” (не имеют самостоятельного интереса в исходе “дела”)
“свидетели”
“эксперты”

Права и обязанности “сторон”

“СТОРОНЫ” ВПРАВЕ
знакомиться с материалами “дела”
высказывать свои соображения, приводить доказательства
задавать вопросы друг другу, “свидетелям” и “экспертам”
ходатайствовать о назначении “экспертизы”
знакомиться с “протоколом судебного заседания”, приносить на него замечания
обжаловать решение “суда”

ОБЯЗАНЫ
являться в “суд” по вызову
доказывать факты, на которые ссылаются
отвечать на поставленные вопросы
добросовестно использовать свои права

Порядок действий “судьи”

СУДЬЯ
принимает исковое заявление, соответствующее требованиям закона и “возбуждает дело”
ведет подготовку “дела” к “судебному разбирательству” (уточняет обстоятельства, определяет участников “процесса”)
вручает “ответчику” копию искового заявления
назначает день и час рассмотрения “дела”
дает задание “секретарю” заполнить и вручить “повестки”
открывает “судебное заседание” (объявляет, какое “дело” рассматривается)
удаляет из “зала заседания” “свидетелей”
заслушивает “стороны”
заслушивает “представителя общественной организации по защите прав потребителей”
предоставляет право участникам “процесса” задать вопросы друг другу
вызывает по одному на допрос “свидетелей”, устанавливает их личность, предупреждает об ответственности за уклонение или отказ от дачи показаний и об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний (сначала вызываются “свидетели” со стороны “истца”, а затем со стороны “ответчика”)
исследует письменные доказательства
исследует вещественные доказательства
предоставляет слово “экспертам”
объявляет “судебные прения” и предоставляет возможность сделать выводы:
1. “Истцу”
2. “Ответчику”
3. “Представителю общественной организации по защите прав потребителей”
удаляется в “совещательную комнату”, где выносит решение
объявляет решение в “зале судебного заседания” и разъясняет “сторонам” порядок его обжалования (преподавателю в течение двух следующих уроков)
разъясняет лицам, участвующим в “деле”, их право знакомиться с протоколом и приносить на него замечания (“судье” в течение следующего урока)

Права и обязанности “эксперта”

“ЭКСПЕРТ”
ВПРАВЕ: задавать вопросы “сторонам”, “свидетелям” и другим “экспертам”; знакомиться с материалами дела.

ОБЯЗАН: являться по вызову “суда”; по поручению “суда” производить “экспертизу”; давать свое заключение и отвечать на поставленные вопросы.

Обязанности “свидетеля”
“СВИДЕТЕЛЬ” ОБЯЗАН: по вызову “суда” являться в “зал судебного заседания”, поставить подпись о предупреждении его об ответственности; рассказывать все известное ему по “делу”; отвечать на поставленные вопросы.

Права и обязанности “представителя общественной организации по защите прав потребителей”
“ПРЕДСТАВИТЕЛЬ” ВПРАВЕ: знакомиться с материалами “дела”; задавать вопросы “сторонам”, “свидетелям”, “экспертам”.
ОБЯЗАН: оказывать содействие потребителю в составлении искового заявления; защищать законные права и интересы потребителя в “суде”.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте