Экономическая деятельность учреждений и организаций системы образования весьма разнообразна, и при ее осуществлении возникают нарушение договоров, невыполнение обязательств, имущественные претензии, рассматривать и решать которые имеет право арбитражный суд. Арбитражная практика учреждений и организаций системы образования свидетельствует о том, что эффективное использование арбитража невозможно без знания его основополагающих принципов, изучения и квалифицированного применения арбитражного законодательства.
В систему образования, наряду с образовательными учреждениями различных организационно-правовых форм, типов и видов, входят также научно-исследовательские, проектно-конструкторские, медико-профилактические, культурно-просветительские учреждения и организации, производственные предприятия.
Действующее законодательство регулирует такие их отношения, как педагогические (по обучению и воспитанию), трудовые, управленческие, имущественные, социальные, земельные, финансовые и другие.
Возникающие экономические споры решаются либо путем достижения сторонами мирового соглашения, либо принятием решения арбитражным судом. Задачами судопроизводства в арбитражном суде являются: защита нарушенных ими оспариваемых прав и законных интересов учреждений и организаций в сфере экономической деятельности, включая предпринимательскую; содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений.
Учреждения и организации системы образования могут участвовать в арбитражном процессе или в качестве истца, или ответчика. Истцом являются учреждение или организация, предъявившие иск в своих интересах. Ответчиком являются учреждение или организация, к которым предъявлено исковое требование (например, федеральным казначейством, налоговым органом, коммунальной службой, предприятиями-изготовителями учебно-наглядных пособий, учебной мебели, учебников).
Конституцией Российской Федерации (статья 118) определено, что правосудие в нашей стране осуществляется только судами. Судебная система Российской Федерации (согласно статьям 125-127 Конституции РФ) включает Конституционный суд Российской Федерации; суды общей юрисдикции; арбитражные суды.
Порядок судопроизводства в арбитражных судах в Российской Федерации определяется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 28.04.95 N1-ФКЗ “Об арбитражных судах в Российской Федерации”, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (АПК РФ) и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему страны. Систему арбитражных судов Российской Федерации составляют Высший арбитражный суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации.
Высший арбитражный суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Судьи Высшего арбитражного суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
В соответствии с положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (ст. 7) судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Из этого следует, что стороны (истец и ответчик) должны представлять суду доказательства, подтверждающие все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дел.
Если какая-либо сторона, участвующая в деле, не имеет возможности самостоятельно получить необходимое доказательство, то она вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании такого доказательства. При разбирательстве дела арбитражный суд обязан непосредственно исследовать все доказательства по делу.
Нарушение принципа состязательности и равноправия сторон влечет отмену решения арбитражного суда.
Разбирательство дел в арбитражных судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом о государственной тайне, а также при удовлетворении судом ходатайства сторон, ссылающихся на необходимость сохранения коммерческой и иной тайны, и в других случаях, установленных федеральным законом. О разбирательстве дела в закрытом заседании выносится определение.
Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации предусмотрен порядок отвода судьи, эксперта и переводчика (статьи 16 и 17). Судья, принимавший участие в рассмотрении дела, не может участвовать в рассмотрении этого дела в суде другой инстанции (ст. 18).
В процессе экономических взаимоотношений может быть нарушено то или иное право экономического субъекта, который вправе потребовать устранения нарушения и компенсации его последствий.
Существуют два способа защиты своего права – защититься самостоятельно или испросить защиты у государства.
Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 14) предусмотрено, что допускается самозащита гражданских прав; способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. Фактически самозащита является предсудебной стадией защиты прав.
К экономическим спорам учреждений и организаций системы образования, разрешаемым арбитражным судом, в частности, относятся споры: о разногласиях по договору; об изменении условий или о расторжении договоров; о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств; о признании права собственности; об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения; о возмещении убытков; о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке; о взыскании с учреждений и организаций штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции; о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта (ст. 22 АПК РФ).
Целесообразно особо рассмотреть вопросы подготовки спора к судебному разбирательству.
До того как учреждение или организация системы образования обратится в арбитражный суд, необходимо оценить самим перспективы судебного разбирательства. При этом надо иметь в виду, что стороны будут готовиться не к разрешению спора, а к возбуждению дела. С момента возбуждения дело становится самостоятельной сущностью и начинает жить своей процессуальной жизнью независимо от сторон (истца и ответчика).
Выступающие истцом учреждения или организации системы образования, надеющиеся на выигрыш дела, должны как бы помогать арбитражному суду – в определении категории дела (по договору, штрафу, собственности, возврату необоснованно изъятых у них средств и т.п.), в установлении истинных причин, обстоятельств и виновников спора, размера ущерба, который может понести ответчик в случае удовлетворения исковых требований истца.
Иное дело, когда учреждение или организация системы образования являются ответчиком в арбитражном суде. В этом случае нужно подготовить документальные доказательства несостоятельности претензий истца – например, его вины в исполнении договора (срыв сроков поставки компьютеров, ненадлежащее их качество и некомплектность), доказать попытки истца необоснованно обогатиться за счет ответчика (завышение суммы ущерба, отпускных цен, сортности).
Все это поможет суду принять такие выгодные решения для учреждения или организации системы образования, как признание их полной невиновности как ответчика или хотя бы совиновности.
На подготовительной стадии к судебному разбирательству существенное значение имеет подготовка документов, подтверждающих взаимоотношения истца и ответчика по предмету иска. При этом надо учитывать то обстоятельство, что по одному и тому же основанию истец может предъявить разные по содержанию требования. Число их может быть и два, и более. Соответственно документы необходимо готовить в полном объеме по каждому требованию данного иска. Это помогает суду оценивать состязание сторон в доказывании. Каждое свое утверждение истец и ответчик может доказать, только предъявив суду документы. Суд не принимает к оценке устные заявления сторон.
Другим обязательным условием подготовки спора к судебному разбирательству является подбор необходимых законов и нормативных правовых актов, поскольку стороны обязаны сами всеми имеющимися у них средствами доказывать обоснованность своих утверждений. Так, если истец или ответчик утверждают каждый по-своему свои интересы, они должны, ссылаясь на соответствующие законы и нормативные правовые акты, это доказать. Суд определяет законность иска.
Существенным является и соблюдение порядка и последовательности подбора документов и законодательных актов. Подбираются они и комплектуются так, чтобы обеспечить наглядную иллюстрацию, детализацию и подтверждение справедливости искового заявления или позиции ответчика, его невиновности. Это дает возможность уже на стадии ознакомления с делом составить приблизительное представление о его существе и позволит суду выработать предварительное отношение к нему.
Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что:
– иск предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения ответчика или его обособленного подразделения (ст. 25);
– иск к ответчикам, находящимся на территории разных субъектов Федерации, предъявляется в арбитражный суд по выбору истца по месту нахождения одного из ответчиков (ст. 26);
– иск к ответчику, место нахождения которого неизвестно, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту нахождения в Российской Федерации (ст. 26);
– иск к ответчику, являющемуся организацией Российской Федерации и находящемуся на территории другого государства, может быть предъявлен по месту нахождения истца или имущества ответчика (ст. 26);
– иск, вытекающий из договора, в котором указано место исполнения, может быть предъявлен по месту исполнения договора (ст. 26).
О подготовке дела к судебному разбирательству судья выносит определение, в котором указывается о действиях по подготовке дела, назначении дела к судебному разбирательству, времени и месте его проведения. Определение направляется сторонам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением о вручении.
Дело должно быть рассмотрено и решение принято в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления искового заявления в арбитражный суд.
При разрешении спора по существу арбитражный суд принимает решение. Оно должно быть законным и обоснованным. Свое решение арбитражный суд основывает лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в заседании.
Арбитражный суд при принятии решения: оценивает доказательства; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие не установлены; решает, какие законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались стороны, участвующие в деле, не следует применять по данному делу; определяет, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает, каковы права и обязанности сторон, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению. При участии в деле нескольких истцов и ответчиков в решении указывается, как разрешен спор в отношении каждого из них.
При полном или частичном удовлетворении первоначального и встречного исков в резолютивной части решения суда указывается сумма, подлежащая взысканию в результате зачета, а также сумма судебных расходов, распределяемая между сторонами, участвующими в деле.
Арбитражный суд выносит определение в виде отдельного акта при отложении рассмотрения дела, приостановлении, прекращении производства по делу, оставлении иска без рассмотрения.
В случае выявления при рассмотрении спора нарушения законов и иных нормативных правовых актов в деятельности организации, государственного органа, органа местного самоуправления и иного органа, должностного лица арбитражный суд вправе вынести частное определение. Оно направляется указанным в нем организациям и лицам, которые обязаны в месячный срок сообщить в арбитражный суд о принятых мерах.
Анализ арбитражной практики учреждений и организаций системы образования свидетельствует о недостаточности их внимания в ряде случаев к вопросам:
– организации работы по решению экономических споров путем обращения в арбитражный суд;
– подготовки спора к судебному разбирательству;
– компоновки документов для арбитражного суда;
– составления искового заявления;
– организации работы по защите своих прав в случаях выступления в арбитражном суде в качестве ответчика;
– работы с доказательствами по делу.
Характерной для учреждений и организаций системы образования является слабая реакция на нарушение их права, приведшее к лишению возможности получения ими благоприятного для них результата судебного разбирательства.
Недостаточно применяется самозащита права – способ сохранения существующего правового положения сторон до момента разрешения спора судом. Не налажена должным образом претензионная работа. Недостаточно применяется самозащита путем приостановления встречного исполнения и в виде удержания.
Выступая истцом в арбитражном процессе, учреждения и организации системы образования не придают значения комплектованию документов. А ведь известно, что суд не станет разбираться в беспорядочном множестве актов, справок, договоров, телеграмм, писем.
Не уделяется внимания подготовке и предъявлению суду всех законодательных и нормативных правовых актов, подтверждающих обоснованность иска. Доказывать законность исковых требований истец обязан, сославшись на закон или иной нормативный правовой акт. Следует всегда помнить, что если у истца нет доказательств, значит, их вообще нет (в форме документов и законов).
Нередко в исковом заявлении неясно изложены: обстоятельства, на которых истец основывает свое требование; в чем именно заключается нарушение или угроза нарушения права и его требований; цена иска, если иск подлежит оценке.
Учреждение или организация системы образования, выступая в суде в качестве истца, не всегда письменно заявляет арбитражному суду о необходимости принятия мер по обеспечению иска (наложение ареста на имущество или денежные средства, принадлежащие ответчику; запрещение ответчику совершать определенные действия; приостановление взыскания по оспариваемому истцом исполнительному или иному документу, по которому взыскание производится в бесспорном порядке).
Учреждение или организация системы образования, выступая в суде как ответчик, иногда не использует свое право встречного иска истцу, тогда как это может привести к уменьшению размера иска путем зачета взаимных требований.
Арбитражная практика учреждений и организаций системы образования имеет многочисленные примеры положительных решений экономических споров в арбитражных судах. Этому во многом способствовало:
– создание и эффективная деятельность самостоятельной арбитражной службы;
– привлечение для работы по спору адвоката, специализированной внешней организации (полномочных их представителей в суде);
– действие и поведение в заседании арбитражного суда, содействовавшие тому, чтобы склонить суд в направлении нужной линии спора;
– умелое использование права на обжалование не вступившего в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции (например, в связи с отказом в удовлетворении ходатайства об обеспечении доказательств, в случае отказа в обеспечении иска).
Целесообразно привести отдельные примеры положительного решения арбитражных споров по вопросам применения финансовых санкций по результатам проверки использования бюджетных средств, расчетов с коммунальными службами, по оплате налогов и сборов.
Арбитражный суд Вологодской области, например, признал недействительным представление Управления федерального казначейства по Вологодской области и его уведомления об изменении финансирования Череповецкого государственного университета. В решении арбитражного суда указано, что использование университетом не по целевому назначению выделенных средств федерального бюджета ответчиком (казначейством) не доказано, штрафные санкции применены к университету необоснованно.
Президиум Высшего арбитражного суда Российской Федерации отменил решение арбитражного суда Омской области в части взыскания пеней с профессионального училища за просрочку оплаты коммунальных услуг и отказал в иске муниципальному унитарному объединению жилищно-коммунального хозяйства, поскольку материалами дела подтверждено, что вины профессионального училища в несвоевременной оплате коммунальных услуг нет.
Арбитражный суд Новосибирской области принял решение взыскать с Государственной налоговой инспекции по Советскому району г. Новосибирска сумму в качестве возврата излишне уплаченного налога. Принято во внимание, что Новосибирский государственный университет правомерно указывает, что так как он не осуществлял предпринимательскую деятельность, то у него и не возник объект налогообложения.
Из всего сказанного можно сделать вывод о необходимости совершенствования арбитражной практики учреждений и организаций системы образования, широкого применения предъявления исков в арбитражные суды как средства защиты нарушенного права и более активного выступления в арбитражных судах в качестве ответчика, обоснованно защищая свои имущественные права.
В.А.ПРИВЕЗЕНЦЕВ,
кандидат экономических наук, заслуженный экономист РФ, член-корреспондент Международной академии информатизации
Комментарии