search
main
0

«Субботы московского школьника»: «Университетские субботы»

Иван ЛЕОНОВ, заместитель декана по учебной работе филологического факультета Института Пушкина, доктор филологических наук, руководитель проекта «Университетские субботы Института Пушкина»:

– В современном бурно развивающемся обществе на первый план выходит личность, обладающая стремлением к познанию окружающего мира. Именно интерес к культуре и традициям других стран и народов является неотъемлемой характеристикой человека первых десятилетий XXI века. Ведь, как справедливо отмечал Леонардо да Винчи, «познание стран мира – украшение и пища человеческих умов».

Однако следует признать, что сегодня в связи с пандемией и закрытием границ возможностей для путешествий и познавания окружающего мира стало значительно меньше. Люди, оказавшиеся в условиях вынужденной самоизоляции, могут расширять свои познания с помощью самообразования и современных дистанционных технологий, а также использовать потенциал целого ряда научно-образовательных и просветительских онлайн-проектов, которые предлагает современная образовательная среда.

Так, Институт Пушкина с сентября 2013 года принимает активное участие в проекте Департамента образования и науки города Москвы «Университетские субботы», которые в 2020 году проходят в дистанционном режиме на платформе Zoom. Целевой аудиторией являются московские школьники и студенты, их педагоги и родители. Мероприятия проводятся еженедельно и представляют собой серию интерактивных лекций, мастер-классов, тренингов, направленных на развитие социокультурной и коммуникативной компетенций молодежи. Ведущими таких встреч являются профессора и преподаватели вуза: лингвисты, литературоведы, специалисты в области педагогики, культурологии, страноведения.

Уникальность «Университетских суббот» Института Пушкина связана с тем, что за многие годы в учебном заведении сформировалась особая поликультурная среда. Ведь вместе с российскими студентами здесь обучаются представители более 40 стран мира из Европы, Азии, Африки, Южной Америки. Совместное обучение и активная внеаудиторная деятельность способствуют формированию и развитию интереса обучающихся к культуре и традициям разных стран. Кроме того, преподаватели вуза накопили значительный опыт работы с иностранцами, который характеризуется выработкой особых подходов к каждому из них, наличием индивидуальных образовательных и коммуникативных технологий, направленных на формирование условий для эффективного общения и мотивации к обучению.

На «Университетских субботах» преподаватели Института Пушкина учат гостей понимать и принимать многообразие окружающего мира, рассказывают, какие типы культур существуют, чем отличаются традиции этикета, принятые в разных странах. На занятиях слушатели должны усвоить важный тезис: если ты хочешь быть услышан и понят представителем другой страны, если ты желаешь, чтобы твое общение с ним было успешным, а также стремишься избежать коммуникативных неудач, хорошего знания языка недостаточно. Важно чувствовать особенности культуры каждого народа, его этикет, а также понимать разницу между традициями, принятыми в России, и в той стране, в которой живет твой собеседник.

Межкультурные особенности и отличия рассматривались на многих «Университетских субботах», которые были организованы Институтом Пушкина. Среди них мастер-класс декана подготовительного факультета Наталии Татариновой «Приключение иностранцев в России: особенности межкультурной коммуникации», тренинг заведующей кафедрой стажировки зарубежных специалистов Варвары Филипповой «Межкультурная коммуникация: вопросы теории и практики», мастер-класс заведующей кафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации Арины Жуковой «Семейное общение в разных лингвокультурах», интерактивная лекция доцента Эки Паремузашвили «Понятия «свой» и «чужой» как составляющие языковой картины мира».

Формированию навыков межкультурной коммуникации способствует и живое общение школьников с иностранными студентами института, которые часто выступают в роли соведущих «Университетских суббот». Студенты рассказывают об особенностях своих культур, делятся собственными впечатлениями о знакомстве с Россией, порой не скрывают удивления, обнаруживая наиболее яркие культурные различия. Например, студентка – гражданка Монголии – удивила российских школьников тем, что в ее стране дети к родителям в семьях обращаются исключительно на «вы».

Таким образом, на «Университетских субботах» Института Пушкина школьники каждый раз совершают для себя маленькие открытия, шаг за шагом постигают красоту и многообразие окружающего мира, расширяют свой кругозор и приобретают новых друзей. Стоит согласиться с мыслью Эриха Марии Ремарка, который отмечал: «Видеть мир интересно только тогда, когда можно разглядывать его со многих сторон».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте