search
main
0

Стыдно не думать

Чтобы участвовать в конкурсах нужна смелость и вера в себя. Похоже, все это есть у математика Елены КЕВЕРИК, учителя года Калининградской области-2003. Может быть поэтому она не только участник но и организатор состязаний – Международной математической игры-конкурса «Кенгуру» и лингвистического конкурса «Русский медвежонок» в своем районе.

А еще Елена Анатольевна – лауреат Всероссийского открытого конкурса «Педагогические инновации». С какой идеей она участвовала в соревновании? Почитайте брошюру Елены Кеверик «Интегрированные уроки в преподавании естественно-математических дисциплин». А лучше приходите в СШ №5 г. Гусева и посмотрите, какие интересные интегрированные уроки по математике и биологии проводит Кеверик.

Звонок на урок… За школьную жизнь ученик слышит их более 10 тысяч! А учитель ведь гораздо больше! Сотни уроков, и каждый раз волнуешься, размышляешь. О чем бы ни размышлял учитель, идя на каждый свой урок, он вновь и вновь ищет ответы на три главных вопроса: что я делаю? как я это делаю? зачем я это делаю?

Итак, что я делаю? Я учу детей математике, но не только…

Как я учу и зачем? Суть моей работы заключается в том, чтобы от личности ребенка перейти к развитию его способностей путем поиска, наблюдений и исследований.

На основе диагностики учебных возможностей и психолого-педагогической диагностики учащихся я обязана помочь каждому ребенку продвигаться в освоении программы своим темпом, чтобы в конечном счете зашагать в ногу со всеми. Диагностика – это не веяние новой моды, а реальная, научно обоснованная помощь учителю.

Я не делюсь с учениками знаниями, не «разжевываю» им информацию, не даю готовых рецептов – я проживаю вместе с ними постижение новых, еще не открытых детьми законов. Самое главное – это суметь правильно поставить вопрос, заинтриговать учащихся, создать проблему, а не дать ответ. Ответы мы ищем вместе.

Задача этих поисков – научить детей верить в себя. А для этого я обязана верить в своего ученика, отдавать ему любовь, теплоту своего сердца, свет души. А главное – быть честной с ним во всем. Ученик должен точно знать и верить, что за успехом последует похвала, за неудачей – помощь, за бездельем – порицание. Для меня очень важно, чтобы ребенок был уверен в том, что у него не получится «отсидеться на уроке», что его активность на уроке, усвоение изучаемого материала небезразличны учителю.

Стараюсь увидеть в каждом ученике личность, всегда признаю его неповторимость и индивидуальность. Уважаю мысли и чувства своих учеников. Признаю главное их право – право на диалог с учителем.

Развитие способности мыслить свободно, без страха за оценку, творчески – очень важная для меня педагогическая задача. Стараюсь не навязывать своего мнения, внушаю, что и учитель имеет право на ошибку. Ошибаться не стыдно, стыдно не думать.

Одной из главных задач Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года является «…формирование способностей применять полученные знания в различных видах практической деятельности». Безусловно, стоит приблизить математику, да и не только эту науку, к реальной жизни.

Иногда от учеников слышишь, что математика скучна и им не нужна. Сразу же хочется переубедить таких учеников, найти слова, которые «развернули бы их лицом» к моему предмету. Заинтересовать нужно не отдельным предметом, а познанием в целом. Ведь интересен не предмет сам по себе, а исследование окружающего мира посредством предмета. Увлекает не просто процесс познания законов математики, физики, химии, биологии или языков, а ситуация, когда эти законы рассказывают о явлениях природы и культуры. Конечно, это идеальный процесс, который едва ли осуществим в рамках стандартной программы. Но к нему можно приблизиться, расширяя формат традиционного обучения в направлении интересов детей, привлекая их жизненный опыт. И, кроме того, чтобы научить подростка что-то делать, надо дать ему возможность это сделать.

…А я, проработав в школе 14 лет, по-прежнему чувствую себя новичком, который жадно впитывает все новое, необычное, нестандартное, что является очередным ключиком к душе ребенка, который всегда ждет чуда первого открытия.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте