В науке существует весьма уважаемый показатель: частота цитирования той или иной работы в трудах других авторов. Его называют индексом цитирования. Похоже, в педагогической науке пора вводить другой, куда менее почтенный показатель: индекс списывания. Речь об элементарном переписывании абзацев и целых страниц из книг, монографий именитых ученых без всякой ссылки на источник.
В редакцию обратился профессор, доктор педагогических наук Михаил Иосифович Рожков. В 1999 году под его редакцией вышла книга «Классному руководителю» тиражом 10 тыс.экз., переизданная в 2001 году тиражом 60 тыс. экз. А в 2000 году то же издательство «Владос» выпустило книгу М.И.Рожкова и Л.В.Байбородовой «Организация воспитательного процесса в школе» тиражом 10 тыс.экз., переиздав ее в 2001 году тиражом 60 тыс.экз. В 2002 году авторскому коллективу книги «Классному руководителю» была присуждена премия Правительства РФ в области образования. Наша газета также писала об этих книгах, дав им высокую оценку.
По-своему оценила труд ученых Н.И.Дереклеева, выпустившая в 2003 г. в издательстве «ВАКО» свою книгу «Спутник классного руководителя» (тираж 20 тыс.экз.). Открываем стр. 5 – «Сущность воспитательного процесса»: «Воспитательный процесс рассматривается как целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика». И далее – три длинных абзаца, полностью списанных вместе с названием главки из книги М.Рожкова и Л.Байбородовой «Организация воспитательного процесса в школе», стр 15-16. Следующая, 6-я страница – опять два абзаца чужого текста, и так почти на каждой странице с редкими пропусками – компиляция: из текстов Рожкова и Байбородовой, идет ли речь о функции классного руководителя, его методах и приемах или об органах самоуправления.
Всего таким вот образом Дереклеева переписала 55 страниц текста! Будем называть вещи своими именами: речь об элементарном воровстве. К прискорбию, оно стало массовой тенденцией в педагогической науке. Именно в форме беспардонного списывания. Помню, одна ученая дама жаловалась коллегам: да что же это за наука у нас такая? Нет чтобы хотя бы порядок слов поменять, запятые переставить – списывают все подряд!
И речь ведь не о студентах и школярах, об ученой публике со званиями и степенями.
Стыдно!
Комментарии