search
main
0

Ступени, ведущие вниз. Классный час для учеников 7-9-х классов

Цели: доказать пагубность дурных привычек, используя научные данные и жизненный опыт, вынести им приговор, помочь осознать масштабы негативных последствий вредных привычек для здоровья человека и убедить ребят в необходимости вести здоровый образ жизни.

Ход мероприятияВедущий: Я хотела бы вам напомнить, ребята, наши традиционные правила поведения на классном часе.1. Щедро делись с одноклассниками своими знаниями, мыслями, жизненными открытиями.2. Уважительно относись к любому выступающему.3. Ты имеешь право на любой вопрос, у тебя нет права на насмешку.4. Непринужденность, свобода, непосредственность, искренность должны сочетаться с четким порядком, уважительной тишиной и абсолютным вниманием.Великий немецкий поэт Генрих Гейне писал: «Единственная красота, которую я знаю, – это здоровье».Сегодня мы поговорим о тех факторах риска, которые подрывают наше здоровье, способствуют развитию болезней, увеличению смертности, приводят к постепенному вымиранию нации: неправильное питание, гиподинамия, курение, алкоголь и наркотики. Задача нашего классного часа – убедить вас в необходимости вести здоровый образ жизни, доказать пагубность вредных привычек и вынести им приговор. Мне в этом будут помогать специалисты: историки, социологи, медики и химики.Итак, начнем с первой ступени, ведущей вниз, – это неправильное питание.С интенсивностью жизни, работоспособностью человека, устойчивостью организма к внешней среде и к инфекционным заболеваниям прямо связано питание. Неправильное питание повышает усталость, ухудшает самочувствие, увеличивает раздражительность и возбужденность.Какое же питание считается неправильным, а какое правильным? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте порассуждаем. Что мы употребляем в пищу?Как вы думаете, эта пища влияет на наше здоровье?А каковы последствия неправильного питания?В чем причины неправильного питания?Ответы детей.Ведущий: Как правильно питаться, чтобы иметь хорошую осанку, спокойный нрав, комфортно себя чувствовать, нам расскажет медик. Медик: Рекомендации по рациональному питанию очень индивидуальны, но существуют принципы, придерживаться которых должны все. Доказано, что нормальная желудочная секреция может поддерживаться только при наличии четко установленных промежутков между приемами пищи. Соблюдение ритма приемов пищи во многом является залогом хорошего аппетита. Медики-диетологи считают, что: – основной прием пищи должен быть днем, а меньшая часть после 18 часов;- вечером не стоит есть мясо, не полезны острые блюда, а также крепкий чай и кофе;- есть еще одно правило: отучаться насыщаться пищей до предела. В этом случае происходит стойкое растяжение желудка, и бороться с этим очень трудно;- нужно встать из-за стола вовремя, чтобы еще оставалось желание поесть;- пищу надо есть с вниманием и удовольствием, не спеша прожевать и почувствовать вкус;- подсознательно оказывают благотворное влияние на пищеварение оформление блюд, сервировка стола.На сегодня твердо установлено, что для живых существ необходимо по крайней мере 10 металлов – это железо, медь, магний, кобальт, цинк, марганец, молибден, натрий, калий, кальций. Их называют металлами жизни. Человек может получить эти вещества, употребляя в пищу растительные продукты питания.«Если бы люди ели только тогда, когда они очень голодны, и если бы питались простой чистой и здоровой пищей, то они не знали бы болезней и им легче было бы управлять своей душой и телом» – так говорил Л. Н. Толстой.Ведущий: А я бы хотела добавить от себя слова Рене Декарта: «Наблюдайте за вашим телом, если хотите, чтобы ум работал правильно». С этим высказыванием связана и вторая ступень, ведущая вниз, – гиподинамия. В последнее время мы часто слышим это слово. А что это такое? Кто знает? Ответы детей.Ведущий: А как вы думаете, в чем причина гиподинамии? Ответы детей. Ведущий: Действительно, современному человеку приходится затрачивать все меньше физических усилий. Но самой природой в человеке заложена потребность в движении, в мышечном усилии, и подавление этой потребности ведет к тяжелым последствиям для здоровья.Социолог: В одном из городов России врачи взяли под наблюдение 1416 школьников. Все они были здоровы, не имели отклонений в физическом развитии, но половина из них занимались физкультурой на уроках в школе, а половина кроме этого посещали спортивные секции. Обследования показали, что у занимающихся дополнительно спортом физическое развитие происходит более гармонично. У них выше жизненная емкость легких, больше мышечная сила.Ведущий: Третья ступень – это табак, коварный враг человечества. О том, что курение вредно для здоровья, знают все. Но в силу того что неприятности и опасности, связанные с курением, как бы отсрочены во времени, каждый курильщик думает, что они его не коснутся. Он живет сегодняшним днем, не думая о болезнях, которые неизбежно поразят его через 10-20 лет. «Авось пронесет» – опасная жизненная позиция. Откуда же пришла к нам эта пагубная привычка – курение? Историк: Табак известен человечеству с древних времен, но использовался он для религиозных ритуалов. Европейцев курить табак научили индейцы, которые дымом табака отпугивали москитов. У индейцев курили не только мужчины, но и женщины, и дети. Матросы Колумба вынуждены были в знак дружбы выкуривать «трубки мира», некоторые из них пристрастились к табаку. В Европу табак в качестве декоративного растения завез в 1496 году испанский монах Роман Пано. В 1559 году Жан Нико подарил Екатерине Медичи нюхательный табак для лечения головных болей. Появилась мода нюхать табак, причем ему приписывались целебные свойства. О вреде табака стало известно гораздо позже, в связи с чем Людовик XII издал декрет, по которому только аптекарям разрешалось продавать это лекарство. Но табак продолжали нюхать и курить. В Россию табак попал в начале XVII века, курение табака и его нюхание жестоко преследовалось и наказывалось. В 1698 году Петр I снял запрет на курение. С тех пор курение стало быстро распространяться среди широких слоев населения.Ведущий: Человек – существо любознательное, его тянет к новым ощущениям. Сейчас мне бы хотелось услышать ваше мнение: почему люди начинают курить? Ответы детей.Социолог: Известно, что в мире систематически курят 60% мужчин и 20% женщин. Из систематически курящих мужчин 16,9% начали курить в 8-9 лет. Еще в начале XX века курящая женщина была редкостью, сейчас среди 15-16-летних курящих девушек столько же, сколько курящих парней. Интересно, что большинство школьников в состоянии назвать причину, по которой они начали курить, но среди студентов многие не смогли вспомнить причину, ответили, что курят по привычке. Итак, мы видим, что следование моде, примеру товарищей в курении перерастает в привычку, от которой трудно избавиться. Установлено, что 80% закуривших детей не бросают этой привычки, а если подросток выкурил две сигареты, то в 70% случаев он будет курить систематически.Большинство подростков начинают курить под влиянием товарищей в компании (27%), из любопытства (40%), в подражание взрослым (17%). Показательно, что 85% курящих подростков – из семей, где хотя бы один родитель курит, остальные 15% – из некурящих семей. Среди девушек причины курения такие: желание привлечь к себе внимание, выглядеть модно, современно, эффектно, казаться окружающим независимой, уверенной в себе.Ведущий: Огромное число людей на Земле курит и продолжает жить. Так ли опасно курение для нашего организма? Может, сигареты полезны для здоровья? Сигарета – друг или враг? Химик: В момент затяжки на кончике сигареты развивается температура 600-900 °С. Происходит сухая перегонка табака, при которой образуется около 6000 веществ, из которых 120 ядовиты. 28,7% общей токсичности приходится на никотин. При медленном курении в дым переходит 20% никотина, при быстром – 40%. Никотин всасывается слизистыми оболочками и разносится по всему организму в течение 21-23 секунд. Обезвреживается никотин в почках и печени. Смертельная доза никотина для человека – 2-4 капли, однако внутривенно достаточно ввести никотин из 1 сигареты, чтобы вызвать смерть человека. За 30 лет курильщик поглощает 800 г – 1 кг никотина. Кроме никотина в табачном дыме содержатся аммиак, угарный газ, синильная кислота, сероводород, радиоактивные изотопы калия, мышьяка, свинца, висмута, полония. Выкуривая пачку сигарет в день, курильщик получает дозу облучения, в 3,5 раза превышающую предельно допустимую. В табачном дыме присутствуют тяжелые металлы, канцерогены, табачный деготь. В легкие из сигарет попадает сажа, за 20 лет в легких скапливается до 6 кг сажи. 25% веществ в табаке сгорает и разрушается, 50% попадает в воздух, 20% – в организм курильщика, только 5% остается на фильтре. Продолжительность жизни у курящих, таким образом, сокращается примерно на 8 лет.Ведущий: Впечатляет. А как вы думаете, каковы последствия от курения? Ответы детей.Медик: Курильщики значительно подрывают свое здоровье и сокращают себе жизнь. Каждая сигарета сокращает жизнь на 8-15 минут. У курильщиков в 2-3 раза чаще бывают сердечно-сосудистые заболевания, в 15-30 раз – рак легких, в 13 раз – стенокардия, в 12 раз – инфаркт миокарда, в 10 раз – язва желудка. Курильщики чаще страдают ОРЗ, бронхитами, астмами, у них нарушаются зрение и слух. Часто развивается рак губы, гортани, голосовых связок, пищевода. Запомните:Кто курит табак – тот сам себе враг.Табак уму не товарищ.Курильщик – сам себе могильщик.Ведущий: А что вы можете добавить к этому?Ответы детей.Ведущий: А что говорят великие люди? «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации» (Оноре де Бальзак).Мне очень приятно, что, готовясь к нашему классному часу, Катя Крутова сочинила стихотворение, давайте его послушаем.Кто-то скажет: «Ты крут, если куришь»,Но ты не послушай его.Ты ведь и сам прекрасно знаешь,Что не стоит куренье того.Губить себя, чтоб быть крутым, -По-моему, это смешно.Во всяком случае, я скажу «нет»,Для меня уже все решено.Отравитель, губитель всесущего,И одно я понять не могу:Что люди находят хорошегоВ этом темном и едком дыму?Прим. ред. Окончание сценария – на сайте «Учительской газеты»: http://www.ug.ru/method_article/816. ​Галина ВОЛОБУЕВА, учитель немецкого и английского языков средней школы №58 города Брянска, учитель года Брянской области-2013

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте