search
main
0

Ступени успеха. От фрагментарного повышения качества образования – к системному

В 2000 году сотрудники методического центра Южного учебного округа, изучив опубликованные в «Учительской газете» статьи В.Н.Зайцева, создали творческую группу педагогических работников по освоению системы диагностико-технологического управления качеством обучения. Содружество педколлективов школ №№470, 904, 1640, 986, 934, 947, 877, 902, 508, 925, 928, 510, 979, 946, 985, 893 приступило к работе.

В 2006 году творческое содружество школ Южного административного округа Москвы пригласило В.Н.Зайцева для системной реализации его идей. По результатам проведенной диагностики школ первый год совместной работы был объявлен годом «заточки инструментов» – совершенствования общеучебных умений. Ежедневно учителя использовали три технологии (см. табл. 1).

Количество учеников, выполнивших нормы ЭТП «Преемственность», значительно выросло:

для чтения – с 34 до 62 процентов;

для вычислений – с 32 до 57 процентов.

В большинстве параллелей школ (65 из 105) был превышен европейский, 90-процентный, уровень годовой сохранности качества.

В течение первого года окружное сообщество учителей русского языка и литературы под руководством методиста Л.А.Черниченко работало над повышением орфографической грамотности. Основу успеха составляет ежеурочная работа над орфограммами, вызывающими трудности у учащихся

4-9-х классов. Используются игровые словарики, розданные во всех 184 образовательных учреждениях округа. Эти упражнения уже привели к снижению количества ошибок у ребят из других школ: №470 (учителя Л.Ф.Королева, О.Н.Баланда), №925 (Л.Ю.Александрова), №904 (О.А.Дошина, Т.Н.Казакова), №877 (Т.Г.Панкина).

И это только первые ростки успеха.

В системе В.Н.Зайцева большое значение уделяется коммуникативной компетенции.

Начинается работа уже в первом классе с увеличения активного словаря. У детей, не посещавших детский сад, как правило, не развита ассоциативная и зрительная память.

Затем на втором этапе (в начальных и 5-6-х классах) совершенствуются общеучебные умения.

В это же время начинается отработка пересказа и орфографической грамотности, она продолжается в 7-8-х классах.

Завершающая ступенька – деловое общение, которое может быть начато в 4-м классе и длится до окончания школы.

На втором году сотрудничества с В.Н.Зайцевым работа по освоению коммуникативной компетенции стала заботой не только начальных классов, но и методического объединения учителей русского языка и литературы (руководитель Л.А.Черниченко).

Вызвала большой интерес и споры программа деятельности классного руководителя в сотрудничестве с учителями-предметниками по формированию человека разумно-деятельного в единстве обучения, воспитания и развития детей (см. табл. 2).

Матрица формируемых свойств свидетельствовала о фактическом существовании не трех, а четырех ступеней школы:

эмоционально-речевая

(1-3-и классы);

рече-волевая (4-6-е классы);

воле-мыслительная (7-9-е классы);

разумно-деятельная (старшие классы).

Педагоги и руководители школ нашего творческого содружества убеждены: путь к качественному образованию реален – это диагностико-технологическое управление педагогическим процессом.

Валентина РУЛЬКОВА, методист окружного методического центра Южного административного округа Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте