Step By Step от детсада до выпускных классов
У нас очень давно говорят о необходимости более тесного взаимодействия дошкольного и школьного уровней образования. В разных регионах эта идея реализована по-разному, но все понимают: чтобы ее реализовать, педагог начальной школы должен уметь работать с детьми в возрасте от 3 до 7 лет, а воспитатель детсада не бояться входить в класс и вести уроки для более возрастных детей. Учитель лицея №1 имени К.С.Отарова города Тырнауз Кабардино-Балкарской Республики Наталья МИРЗОЕВА знает, как решить эту проблему.
В лицее она трудится вот уже тринадцать лет. При этом начинала именно воспитателем в детском саду. Хотя по образованию профессиональный лингвист со знанием иностранных языков. Как же так получилось?
– Честно признаюсь, в Армавирский лингвистический университет я поступила по желанию моей мамы, – признается Наталья Юрьевна. – После школы еще не вполне понимала, чем хочу заниматься и кем быть. А вот как раз мама знала это очень хорошо. Она давно поняла, что мне нравится работать с детьми, ведь я всегда охотно занималась с ними и в школе, и дома. По ее словам, я всю жизнь играю в учителя. Но при этом она, как истинно мудрая женщина, все же посоветовала мне поступать не в педагогический, а в лингвистический вуз, справедливо полагая, что это позволит мне иметь больше возможностей для самореализации. А еще мама сама всегда мечтала быть учителем. Так сложилось, что у нее техническое образование, но при этом она очень эрудированный человек, отлично знает и любит историю. К сожалению, в свое время родители не поддержали ее в этом стремлении, потому она и не поступила в педагогический вуз, как мечтала. Но зато теперь я учитель благодаря ей в первую очередь. Она для меня самый дорогой и родной человек, мы с ней подруги с детства. Поэтому мне хотелось сделать ей приятное. Но, когда окончила вуз, первая мысль – не хочу работать лингвистом, это не мое. А поскольку работать все-таки надо, отложила в сторону диплом и устроилась в детский сад воспитателем. Я вышла замуж еще во время учебы, и, когда оканчивала вуз, ребенку было уже 2,5 года, поэтому в детсад я пришла вместе с ним. Правда, чтобы получить право работать с детьми, нужно педагогическое образование, пришлось пройти профессиональную переподготовку, потому что здесь совсем другая специфика.
А в детском саду началось самое интересное. Как оказалось, он относился к школе, которую окончили и Наталья Юрьевна, и ее мама. Так совпало, что молодого воспитателя судьба свела с кандидатом педагогических наук из Санкт-Петербурга Лидией Васильевной Свирской, очень известной в педагогических кругах личностью, которая занималась разработкой программ Step By Step для групп полного дня. На тот момент это было весьма революционное направление деятельности, и к нему, как ко всему новому, работники образования относились довольно настороженно. Быть может, потому что Наталья Мирзоева была открыта всему новому, ей программа как раз очень понравилась, и они с коллегой, напарницей и подругой, наоборот, тут же загорелись этой идеей. Специально для них Лидия Васильевна приезжала в Тырнауз, проводила мастер-классы, показывала, как организовывать работу с детьми. Суть программы, построенной на трудах Эриксона, Выготского и Монтессори, в том, чтобы дать детям возможность максимально полно самореализоваться и самим выбирать род деятельности по интересам, раздвигая рамки возможного.
– Но я, как простой воспитатель, не имею права просто так взять и начать что-то реализовывать, – продолжает Наталья Юрьевна. – Поэтому тут надо сказать огромное спасибо нашему директору Мухаммеду Абубакировичу Лихову, который, кстати, тоже окончил эту школу и долгое время тут работает. Он увидел, с каким энтузиазмом мы работаем, оценил результат и сказал, что сделает все для внедрения этой программы. Конечно, поначалу было трудно, ночами не спали, готовились. Ведь для полноценной работы нужно создать особую образовательную среду, оборудовать центры активности. Мы даже мебель делали сами. Но потом, когда все раскрутилось и вышло на стабильный уровень, наш лицей стал федеральной инновационной площадкой, куда приезжают перенимать опыт люди не только со всей республики, но и из других регионов.
И однажды настал момент, когда директор сказал им: «Вы сделали все, что могли: передали свой опыт коллегам, поставили работу на поток, программа работает, детсад развивается, теперь вам надо идти дальше!» Так Наталья Мирзоева со своей коллегой-подругой оказалась в начальной школе. Несмотря на то что разница в возрасте дошколят и первоклассников невелика, это был шок, потому что, согласитесь, уж больно отличаются порядки и подходы к обучению детей там и здесь. Разумеется, в первые дни испытала сильнейший стресс, плакала по ночам, тем более что было очень жалко бросать коллектив, с которым начинала работать. Помогло то, что дети на самом деле были теми же, с которыми они работали в детсаду. И молодые учителя, приняв их еще в трехлетнем возрасте, благополучно довели ребят до окончания четвертого класса. А потом еще и регулярно навещали в средних и старших классах, тесно общались с их преподавателями, рассказывая об особенностях каждого и узнавая, какими они стали. Наталья Мирзоева убеждена: эта модель поведения должна быть нормой, а учителю и воспитателю надо идти с ребенком рука об руку, сопровождая его в самый ответственный момент жизни, когда закладываются, по сути, основы всего.
– Возможно, конечно, эту логику следовало бы продолжить и дальше, чтобы довести ребят до 9‑го или 11‑го класса, – улыбается педагог. – Но пока у меня на это не хватает сил и фантазии. Все-таки опыта работы с детьми младшего возраста у меня больше, и я пока настроена на работу в начальной школе. Хотя те, с кем я когда-то только начинала свой путь в профессию, уже сдают экзамены и уходят в большую жизнь, и их результатами я полностью довольна! Все отмечают: дети, которые учатся по новой системе, заметно отличаются от других сверстников. Они умеют отстаивать свою точку зрения, причем делают это очень деликатно, тактично, аргументированно, при этом они способны слышать друг друга.
Бытует мнение, что одна из важнейших задач школы – готовить будущих граждан страны, готовых жить по законам государства, защищать его и укреплять его мощь. Поэтому одни считают, что задача педагога – воспитывать таких детей, которые были бы готовы менять государство, отрекаясь от старого мира. А другие, наоборот, выступают за то, чтобы эти граждане сохраняли его и не пытались «раскачивать лодку», призывать к переменам ради перемен. За годы работы по новой программе Наталья Мирзоева убедилась: ее дети способны делать и то и другое, они патриоты, которые стремятся изменить мир к лучшему, не ломая устоев.
– Например, один из методов работы по программе заключается в том, что мы сами придумываем правила, рисуем их обозначение, – рассказывает учитель. – И в ходе обсуждения ребята сами приходят к выводу, что надо уважать друг друга, слушать и не перебивать «того, у кого раковина». Это правило они нарисовали и повесили на стену, а когда в классе начинается шумный спор, я всегда обращаю их внимание на этот рисунок, потому что это результат их собственного компромисса и договора. В результате они привыкают общаться очень цивилизованно, с пониманием того, что ведут себя по правилам, которые они сами же и установили!
На самом деле именно способность добровольно соблюдать правила, принятые в обществе, роднит Кабардино-Балкарию с другими республиками Кавказа. Традиции и нормы поведения тут играют особую роль, есть и свои особенности мышления. Детей воспитывают в духе уважения к старшим, девочки, превосходя в чем-то мальчиков, никогда не станут явно это демонстрировать, а мальчиков растят с пониманием того, что они должны быть защитниками и добытчиками. Поэтому и в детском саду, и в школе стараются все делать с уважением друг к другу, не переходя на личности и не скатываясь к оскорблениям. Как отмечает Наталья Мирзоева, республика старается не отставать от других в плане социального прогресса, и здесь сегодня считается очень престижным, если невеста имеет высшее образование, работает по профессии, стремится к карьере. Но традиции уважения к старшим и между супругами в семье сохраняются свято. В Кабардино-Балкарии проживают представители разных народов и вероисповеданий, и это не мешает им сотрудничать, дружить и образовывать крепкие семьи.
– У меня муж балкарец, мусульманин, мы растим детей в религиозных традициях, но не могу сказать, что это ущемляет мои права, – говорит Наталья Юрьевна. – На самом деле жизнь такова, что все само собой приходит к равновесию. У нас не бывает брошенных сирот, одиноких бабушек и дедушек, в порядке вещей, имея троих собственных детей, взять на воспитание еще кого-нибудь. В республике закрываются интернаты! Я родилась и выросла в этом городе и понимаю, что традиции здесь имеют очень глубокие корни. Поэтому и своих детей воспитываю так, как воспитывали меня: нельзя перечить родителям, не обсуждается то, что сказал папа. Но это не отменяет простых женских хитростей, с помощью которых можно повлиять на отца, мужа, брата. Нельзя идти напролом, доказывать кому-то, что он ошибается или чего-то не понимает, это звучит оскорбительно. Зато можно высказать свои предположения, свое мнение, возможно, чтобы к тебе прислушались. Кстати, программа, по которой я работаю, очень нравится мне еще и потому, что она позволяет учитывать особенности национального мышления и включать их в воспитательную систему. Это касается, например, идей толерантности. Мальчики и девочки равны? Да, но у каждого есть свои права и обязанности. Мальчик – это защитник, помощник, он обладает большей физической силой, это лидер, руководитель. А девочка – это хранительница очага, но и она тоже может стать замечательным руководителем, заниматься мужскими профессиями.
Хотя, как признает педагог, во многих семьях все еще сильны устои предков. С этим нужно мириться, но не следует пытаться ломать традиции, надо всегда разговаривать с родителями, говорить им, что какие-то древние представления о воспитании имеют право на существование, но детям потом с ними будет трудно жить в нашем обществе. Бывает так, что мальчик растет в многодетной семье, у него много сестер, и он просто не приучен делать что-то по дому – подметать, мыть пол, посуду. Учителя не вправе заставлять его или осуждать за это, ибо у них так принято. Но они могут напоминать о том, что другие люди нуждаются в твоей помощи и поддержке, даже когда об этом не говорят и не просят, надо учиться видеть это и понимать, кому следует предложить свою помощь. Случается и так, что девочка или мальчик ни за что не сядут за одну парту, не дотронутся друг до друга, потому что это противоречит их семейному воспитанию. Опять же учителя не имеют права ломать эти правила, надо понимать причины такого поведения и искать компромиссы, чтобы не вступать в конфликт с родителями, бабушками, дедушками.
Словом, восток – дело тонкое. И если говорить родителям о каких-то недостатках в поведении их детей, это может быть воспринято как оскорбление, попирание их авторитета. Поэтому учителя нередко прибегают к такой хитрости: на родительском собрании они рассказывают о своих собственных детях и о проблемах, с которыми сталкиваются сами. И все понимают, что это касается каждого, более того, даже у учителя, такого умного и уважаемого человека, тоже бывают трудности, и он делится опытом, как с этим справиться.
– Но есть и другие проблемы, – сетует педагог. – Сейчас в школу приходят ребята, чьи родители – дети 90‑х, и с ними очень непросто. Те, кто вырос в суровые годы, при отсутствии цели и системы воспитания, сейчас сами не знают, куда идти, к чему стремиться и куда звать своих детей. И это притом что как раз новое поколение имеет куда более четкие ориентиры. Но они обычно редко встречают поддержку со стороны своих мам и пап. При этом родители очень сильно хотят видеть своих детей успешными.
А сделать это усилиями только учителей, конечно же, невозможно…
Вадим МЕЛЕШКО, Тырнауз, Кабардино-Балкарская Республика, фото автора
Комментарии