Карта Омской области создавалась в течение четырех с половиной месяцев. Над картой трудились 47 мастеров художественной вышивки и студенты Высшей школы народных искусства (ВШНИ).
Вышитая карта Омской области состоит из всех 32 районов. Были подготовлены лекала для каждого района, которые затем красными нитями собирали в общую карту студенты ВШНИ под руководством Ирины Зуевой.
На карте присутствуют узоры русских старожилов и переселенцев, которые переплелись с белорусскими, украинскими, татарскими, казахскими, латышскими и немецкими орнаментами. В работе принимали участие 47 мастериц. При создании карты они использовали местные традиции. Как пояснили в пресс-службе правительства региона, более половины районов выбрали архаичные геометрические узоры в преимущественно монохромной красно-черной гамме, которые традиционно являются символами плодородия и богатства. Северные районы счетным швом «крестик» имитировали браное ткачество, а Одесский район вышил символ «засеянного поля».
Большинство мастериц пользовались рисунками со старинных полотенец. Вышивальщицы превратили узорные полосы в изысканный и сложный сплошной орнамент. А вот потомственные мастерицы из Марьяновского и Тарского районов использовали самую архаичную технику вышивки – «набор».
Вышивальщицы Одесского, Знаменского, Горьковского, Исилькульского, Оконешниковского, Полтавского и Шербакульского районов за основу взяли вышивку с этнографической женской одежды, которая представлена в местных музеях. А в Муромце вдохновились растительным орнаментом на старожильческом фартуке в технике тамбурной вышивки. Также на карту перекочевали орнаменты с планок мужских «вышиванок», узоры с полотенец белорусских переселенцев и с одежды украинских переселенцев, мотивы свадебных полотенец «петушки», олицетворяющие богатство, благополучие и верность.
А мастера из Азовского района вдохновились орнаментом, который сохранился на «шпрухе». Это небольшое вышитое панно с назидательным текстом, которое является символом этнокультурной идентичности российских немцев. «Шпруха» хранится в местном историко-краеведческом музее. В вышивке Таврического района, где разводят лошадей и на Масленицу проводятся скачки, красуется конь, у Колосовского района – «колосья», а у самого северного Усть-Ишимского района в узор вплетены «ёлочки» и «снежинки».
Стоит пояснить, что создать такое коллективное полотно очень сложно технологически. Но благодаря кропотливому труду мастериц и студентов появилась карта, которая объединила мастерство, самобытность сибирских традиций и связь поколений.
Комментарии