search
main
0

Студенты встали под ружье

Первый выпуск в Тульском педагогическом институте пришелся на Великую Отечественную

Всего за три года до начала войны, в июле 1938‑го, было принято решение о создании в Туле государственного педагогического института. На первый курс трех факультетов (исторического, русского языка и литературы, физико-математического) было принято 156 человек. Преподавательский коллектив вуза состоял всего из 21 человека, работало 5 кафедр. С 18 июля 1958 года институт стал носить имя великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. А 10 января 1995 года ему был присвоен статус университета.
Период Великой Отечественной войны занял особое место в жизни института и стал для него, как и для всей страны, тяжелым испытанием. Первый выпуск студентов пришелся на военное время.

Добровольцы идут на войну

Уже 22 июня 1941 года в Тульском государственном педагогическом институте (ТГПИ) начинаются оборонные мероприятия. На неделю вперед расписано дежурство на точках противовоздушной обороны около учебных корпусов. Установки ПВО под контролем преподавательского состава обслуживали студенты со второго по пятый курс, прошедшие учебные сборы в армии.

24 июня в вузе состоялось общеинститутское собрание под председательством секретаря комсомольской организации студента-историка Бориса Маркиянова. Участники собрания выразили единодушное желание уйти на фронт. По его итогам появилось общее заявление, содержащее просьбу к Центральному райкому ВЛКСМ города Тулы об «оказании содействия в добровольческом зачислении желающих в Красную армию».

В эти дни формировался Тульский добровольческий коммунистический полк. В него были зачислены студенты института Борис Маркиянов, Владимир Благовещенский, Петр Данилин, Алексей Гладков, Георгий Демыкин, Алексей Дудышкин, Иван Исакин, Петр Майоров, Леонид Носов, Михаил Назаров, Игорь Орлов, Юрий Потемкин, Шалва Ревишвили, Николай Смирнов.

29 июня 1941 года их пригласили в здание драматического театра на собрание полка, которое проводил секретарь Тульского обкома ВКП(б) Василий Гаврилович Жаворонков. По окончании собрания прозвучала команда: «У выхода из театра построиться!» – полк был отправлен на краткосрочную подготовку в лагерь Осоавиахима в район Косой Горы. По пути в здании оружейно-технического училища юношей одели в солдатские гимнастерки и вручили винтовки. 18 июля добровольцы приняли воен­ную присягу, им было присвоено звание «политбоец».

В общей сложности за июнь – октябрь 1941 года на фронт ушли 14 преподавателей и 68 студентов ТГПИ. В Великой Отечественной войне участвовали и девушки-студентки: Лидия Ефремова (Есипова), Мария Лафицкая (Граховникова), Ольга Казакова (Григорьева), Любовь Воронкова, Елена Лукичева (Купченецкая), Любовь Майорова, Зоя Иванова (Стечкина) и другие.

Обучение продолжается

Несмотря на трудности, возникшие перед коллективом в начале Великой Отечественной войны, учебный процесс не останавливался. Студенты четвертого курса продолжали учебные занятия и летом 1941 года, готовясь к досрочному окончанию вуза, чтобы заменить в школах учителей, ушедших на фронт.

Проходила летняя экзаменационная сессия заочников. Пятикурсники вечернего отделения успешно сдавали государственные экзамены. Государственная экзаменационная комиссия выдала дипломы об окончании института первым выпускникам.

После завершения сессии студентки института участвовали в сооружении военных укреплений в Смоленской области. В течение нескольких недель они копали под бомбежками фашистской авиации противотанковые рвы, укрепляли рубежи, а затем пешком шли от Добробужа до Вязьмы, выбираясь из окружения.

Администрация института, несмотря на условия военного времени, организовала новый набор студентов. Учебные занятия в ТГПИ начались с 1 сентября и в первые недели проходили в переполненных аудиториях.

На восток

Одновременно с учебным процессом студенты и преподаватели института проходят начальную военную подготовку, изучают винтовку, противогаз, способы перевязки раненых; сдают нормы на значок Ворошиловского стрелка; в ночное время несут службу в отрядах противовоздушной и противохимической обороны.

С 4 октября занятия были приостановлены в связи с мобилизацией студентов, преподавателей и сотрудников института на строительство оборонительных сооружений в города Черепеть и Лихвин.

В начале октября 1941 года положение на фронте крайне осложнилось. В результате генерального наступления немцев на Москву непосредственная угроза захвата нависла и над Тулой.

По решению Государственного Комитета Обороны СССР 8 октября началась эвакуация тульских заводов, предприятий и учреждений. Подлежал эвакуации на восток страны и педагогический институт.

Преподаватели направлялись в распоряжение Кустанайского облоно и Наркомпроса Казахской ССР для работы по специальности в школах.
19 октября по решению областной эвакуационной комиссии были эвакуированы 45 человек, в числе которых преподаватели ТГПИ и члены их семей. Институту был предоставлен один товарный вагон, в котором были сооружены два яруса нар. На них и разместились сотрудники вуза.

Студенты педагогического института эвакуации не подлежали, у них на руках оставались студенческие билеты и зачетные книжки. Студентам, окончившим четвертый курс, были выданы дипломы, а остальным – временные удостоверения.

Приказом народного комиссара просвещения РСФСР в конце ноября 1941 года институт был закрыт, но ненадолго. В начале января Тульская область была освобождена от немецко-фашистских захватчиков. Появились условия для возобновления нормальной жизни города, возвращения из эвакуации.

Уже 5 января 1942 года Нарком просвещения РСФСР издал приказ, обязывающий возобновить занятия в Тульском педагогическом институте с 6 января. Однако учебные занятия из-за проблем с помещениями были возобновлены лишь весной. В корпусе на улице Менделеевской располагался военный госпиталь, а в студенческом общежитии в Черниковском переулке – военно-санитарная часть.

Экстерн в условиях военного времени

Институт, как и другие педвузы страны, перешел на трехгодичный срок обучения. Была установлена 42‑часовая учебная неделя. Лекции и практические занятия чередовались с зачетами и экзаменами. Каникулы и отпуска были отменены.

На начало 1942 года в институте насчитывалось всего 16 преподавателей. По нескольким дисциплинам преподавателей не было, поскольку ряд ведущих специалистов находились на фронте или в эвакуации.

Зимой 1943 года в институте особенно остро стала ощущаться нехватка топлива. Часто ночами преподаватели во главе с директором Алексеем Моисеевичем Богдановым разгружали уголь, идущий на отопление, а затем отправлялись читать лекции.

Несмотря на тяжелейшие условия военного времени, институт продолжал готовить учителей, преподавательский коллектив пополнился квалифицированными кадрами, вел научную и методическую работу, организовывал быт и досуг студентов. Проводился сбор средств в фонд обороны.

В институте была создана вакуумная лаборатория, в которой восстанавливались перегоревшие лампочки электрического освещения – самый дефицитный в то время товар. Институт снабжал ими предприятия, учреждения и воинские части, расположенные на территории Тульской области.
В 1944 году в вузе открылся новый факультет – факультет иностранных языков. Были созданы кафедры истории, русского языка и литературы, физики и математики, педагогики, общеинститутская кафедра «военная и физической культуры».

Преподаватели читали лекции не только в вузе, но и в госпиталях, воинских частях и других организациях Тулы и области. В выходные дни студенты и преподаватели трудились в подшефном Приупском совхозе.

Студентки работали в госпиталях. Одна из выпускниц 1944 года вспоминала: «Днем шли лекции, а вечерами мы ходили помогать ухаживать за ранеными в госпитале. Раненых везли очень много, грязных, искалеченных, и нам приходилось делать все: мыть и одевать тяжелораненых, разносить их на носилках по палатам и т. д. Тяжело было, но наша помощь была очень нужной. Своим трудом, часто непосильным, мы хотели помочь приблизить день победы, в которой не было сомнения. Уставшие от работы в госпитале, мы возвращались в общежитие по городу, который погружался с вечера в тьму от светомаскировки. В комнатах общежития стояли железные печи-буржуйки, трубы которых выходили в окна на улицу.
Питание было плохое. Ежедневно получали паек хлеба, а продуктовые карточки на месяц сдавали, чтобы питаться в столовой. Об этом лучше не вспоминать.

Часто вечером можно было слышать гул немецких самолетов и сигналы тревоги, сирены, ночное небо освещали прожектора. Все это было очень страшно. Хотелось уехать домой, но когда раздавался звук отбоя, снова появлялась надежда на что-то лучшее.

А если выпадала возможность, мы шли на базар, чтобы продать свой паек хлеба и купить на вырученные деньги билет в драматический театр им. Горького или в кинотеатр им. Бабякина. Театр давал нам возможность забыть обо всем плохом и поверить в хорошее».

За студенческой скамьей – фронтовики

В 1944 и в 1945 годах за студенческую скамью сели фронтовики, многие из них были ранены и комиссованы по инвалидности. Их письменные свидетельства доносят до нас интересные факты из жизни студентов, рассказывают о важных подробностях обучения в то время. Из воспоминаний выпускника 1948 года М.Н.Тылкина: «В августе 1944 г. меня, недавно вернувшегося с фронта раненым, приказом директора пединститута Алексея Моисеевича Богданова зачислили студентом на первый курс факультета истории. В нашей группе мужскую часть представляли ребята-фронтовики из села. Они жили в общежитии в Красноглазовском переулке. Учебников у нас не было. Слушали лекции наших преподавателей. Записывали что успевали, кто чем: в старых тетрадях, в каких-то бухгалтерских книгах, блокнотах.

С историей Древнего мира знакомил нас милый, добрый Сергей Иванович Розанов из тех, еще дореволюционных, учителей гимназии. Благодарен ему, что он потихоньку знакомил нас с Библией и учил тому, как ее можно использовать на уроках истории в качестве вспомогательного материала. В то время это грозило ему большими неприятностями по службе. Конечно, он знал об этом, но был смел по-своему.

Историю страны вел Вадим Николаевич Ашурков. Обаятельный человек, прекрасный рассказчик. Он же читал курс по истории Тулы. Его лекции впечатляли увлеченностью, знанием дела, которому он с душою служил. Владимир Геннадиевич Карпов был признанным авторитетом по части применения на уроках истории разнообразного наглядного материала, в частности самодельных аппликаций, рисунков, схем, элементов литературы. По методике преподавания истории он издал в Москве ряд книг и брошюр. Руководил у нас педпрактикой в школах города».

Преподаватели института вели научно-исследовательскую деятельность по различным темам. В годы войны и послевоенный период закончил работу над учебником аналитической геометрии для втузов Феликс Георгиевич Трубин. Большим научным авторитетом обладали Павел Владимирович Шаблиовский и Николай Иванович Поспелов, авторы известного школьного учебника по русской литературе для 8‑го класса. В условиях дефицита учебной литературы эти учебники стали заметным вкладом в народное образование и науку 40‑х годов.

Николай ГОГОЛЕВ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального образования и менеджмента Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте