Студенты факультета журналистики Московского педагогического городского университета разработали и претворили в жизнь проект “В поисках классиков” – серию литературных подкастов-навигаторов, посвященных творчеству современных отечественных авторов.
Многие привыкли считать, что книжные полки магазинов заполонили книги зарубежных писателей. Но если внимательно изучить данные Российской книжной палаты, то можно заметить, что в 2019 году переводная литература в нашей стране составила всего 16% от общего количества издаваемых книг, газет и журналов. Русская литература живее всех живых, а причина разочарования читателей в отечественной прозе и поэзии кроется в ее избытке, даже если звучит это странно.
Отправить свое произведение в печать, а потом передать его книжным магазинам, стало намного проще. При этом, практически невозможно гарантировать, что эта книга будет качественной. В своей книге “О чём говорят бестселлеры” литературный критик Галина Юзефович написала, что по этой причине её профессиональная деятельность теперь носит в большей степени навигационный характер и помогает ориентироваться в процессе книгоиздания.
Проект “В поисках классиков”, созданный студенткой (ныне выпускницей) факультета журналистики Московского педагогического государственного университета Викторией Карташевой, – это серия литературных подкастов-навигаторов, посвященных творчеству современных русских авторов. Возможно, однажды их имена будут изучать в рамках школьной программы по литературе.
– Один раз в университете нам сказали, что любой проект – это ответ на обстоятельства, сложившиеся в действительности. И это, пожалуй, самое точное описание “В поисках классиков”. Мы много говорим о современной зарубежной литературе, разбираем и анализируем её, но забываем о своей. Проект, который мы разработали, призван изменить ситуацию в лучшую сторону, – рассказала Виктория Карташева.
Формат подкаста для проекта был выбран неслучайно. Выпуски можно слушать в любом месте в удобное время. Их хронометраж не превышает десяти минут и состоит из динамично сменяющихся блоков, что не позволяет повествованию, основанному на литературоведческом анализе, стать скучным.
Изначально “В поисках классиков” задумывался исключительно как научно-популярный проект. Однако в процессе работы, в котором приняли участие однокурсники Виктории и ребята других курсов, стало понятно, что он является и образовательным инструментом.
На факультете журналистики МПГУ действует система мастерских, в рамках которой каждый год ребята изучают отдельные группы жанров. На первом курсе – информационные, на втором – художественно-публицистические, на третьем – аналитические. В модульной карте также прописаны виды СМИ, работу в которых студенты должны освоить в обязательном порядке. При этом, темы они всегда выбирают самостоятельно, исходя из своих интересов.
– Честно говоря, одна из проблем, которые возникают у ребят в мастерских, – это выбор темы для материала. Многие хотят учиться новому, но не все с первого курса понимают, какое направление журналистики им нравится, – поделилась автор проекта.
По ее мнению, “В поисках классиков” в этом смысле универсален. Ребята читают книги и сами многое узнают, но также они учатся писать рецензии и зарисовки, подбирают материал, применяют на практике знания литературоведения и изучают технические особенности аудиомонтажа.
– Сегодня для педагогических вузов России одним из наиболее острых вопросов является работа с непрофильными педагогическими специальностями. Несмотря на то, что образовывать, обучать, “окультуривать” – это задача в том числе и журналистов, журфакам в педагогических вузах приходится тяжело. Они вынуждены искать новые формы, которые соответствовали бы как профильным журналистским, так образовательным задачам. Проект “В поисках классиков” – отличный пример выпускной работы журналиста-бакалавра, вышедшего из-под крыла Первого педагогического, – подчеркнул Михаил Сидоренко, старший преподаватель кафедры журналистики и медиакоммуникаций МПГУ, руководитель “7-ой Мастерской”.
С одной стороны “В поисках классиков” – это журналистский проект, рассказывающий о современной литературе и ставящий амбициозную задачу найти классиков среди наших современников и рассказать о них слушателям. С другой – это готовая технология для обучения школьников и студентов в рамках журналистики, медиадисциплин, литературоведения и филологии.
– Автору удалось не только создать интересные подкасты, но и обеспечить жизнь и развитие проекта, привлечь команду студентов младших курсов. Конечно, сегодня мы остро нуждаемся именно в таких ярких и функциональных проектах, чтобы показать образовательный потенциал и возможности самых разных специальностей, не являющихся профильными для педвузов. Такие решения возможны именно благодаря междисциплинарности и взаимопроникновению профессиональных и педагогических задач, – заключил Михаил Сидоренко.
Над одним эпизодом проекта всегда работают как минимум двое человек. Один подбирает зарисовки и их оформляет, а второй анализирует произведение и пишет рецензии. При этом им приходится работать в команде, потому что без постоянного взаимодействия выпуск получается несбалансированным, зарисовки не иллюстрируют текст, и вся работа становится бессмысленной. За озвучку текста, монтаж и звуковое оформление выпусков также отвечают студенты. Их работу постоянно контролирует куратор проекта.
– Пандемия немного нарушила наши планы. Аудиопроект проще в производстве, чем видео, он не требует визуальных образов, и его можно создавать дома. И все же качество звука, записанного на обычный смартфон или простейший диктофон, значительно отличается от студийного. Не все могут позволить себе гаджеты с крутыми программами. Устройства отличаются друг от друга по настройкам, по-разному пишут звук, поэтому и выпуски звучат неоднородно, – рассказала Виктория Карташева.Как правило, каждый эпизод посвящен конкретному произведению современного отечественного писателя, на примере которого разбираются основные характеристики авторского стиля. Всего в рамках первого сезона было записано восемь выпусков. Они посвящены творчеству Алексея Иванова, Евгения Водолазкина, Дмитрия Глуховского, Виктора Пелевина, Марины Аромштам, Александра Цыпкина, Дмитрия Емца и Ивана Охлобыстина.
Подкаст разделен на смысловые блоки, обусловленные характеристиками творчества автора. Например, сборник эссе Ивана Охлобыстина рассматривался с точки зрения уровня владения литературным русским языком, стиля повествования, личности автора в тексте, системы образов и тематики. Важной частью каждого выпуска является блок с рекомендацией литературы.
– В первом сезоне проекта мы предлагали слушателям произведения, с которых можно начать знакомство с автором, о котором мы рассказываем. Во втором мы эту часть расширим и добавим в нее литературу других писателей, которая также может заинтересовать слушателей. Отбирать ее будем по схожей тематике сюжетов, проблематике, авторскому слогу и другим характеристикам, – поделилась автор проекта.
Обязательной частью каждого эпизода являются зарисовки. Именно они иллюстрируют особенности авторского стиля или мировоззрения и погружают слушателя в атмосферу произведения. В некоторых случаях в качестве вставки могут быть использованы фрагменты интервью.
– Возможность поучаствовать в проекте “В поисках классиков” стала для меня отличным опытом: раньше мне не приходилось работать с подобными радиозарисовкамии и рецензиями. Это было действительно интересно, учитывая, что мне близка литература Марины Аромштам. Приятный слог, глубокий посыл, обращение как к юному читателю, так и ко взрослому — это главные достоинства её книг. Особенно последнее, ведь именно в этой взаимосвязи между наивным “детским” и глубоким “взрослым” вся сила прозы Марины Аромштам. И сколько бы нового ты ни открыл для себя – всегда будет мало. Это одна из причин, по которым обращаться к проекту можно непрерывно, – рассказала Кристина Хачатурова, студентка 3-го курса факультета журналистики МПГУ, автор тематического выпуска.
Разработкой логотипа и дизайна обложек проекта занималась графический дизайнер, студентка Института Бизнеса и Дизайна Карина Григорьян.
– Мне хотелось создать уникальный, элегантный, запоминающийся образ, который также будет соответствовать теме литературы. Монограмма в качестве логотипа идеально подошла для такого проекта, в ее основе лежит двойной смысл – взяты первые буквы названия “В поисках классиков”, которые также совпадают с инициалами автора проекта. Цветовую гамму я выбирала с особым трепетом. Каждый оттенок согласовывала с Викой, так как важно было создать атмосферный, уютный и современный образ для проекта, – отметила дизайнер.
В сумме подкасты первого сезона проекта были прослушаны 275 раз и положительно оценены 192 раз – хороший показатель для студенческого дипломного проекта.
Первый сезон проекта, который завершился в апреле, насчитывает восемь выпусков, включая пилотный. Подкасты публикуются в группе “7-ой Мастерской”, одной из мастерских факультета журналистики МПГУ. Также эпизоды были загружены на SoundCloud. Второй сезон подкаста стартует осенью этого года.
Фото из архива “7-ой Мастерской”
Комментарии