search
main
0

Студенты смогут работать в школе

Совет Федерации одобрил закон, разрешающий студентам преподавать в школах. Вести уроки по основным общеобразовательным программам смогут студенты педагогических специальностей, успешно прошедшие аттестацию за три года обучения. Работать в кружках и секциях можно будет уже после второго курса любого вуза. Главное, чтобы профиль подготовки соответствовал тематике дополнительной общеобразовательной программы. Что дадут эти нововведения системе образования, готовы ли студенты работать в школе?

Олег СМОЛИН, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке:

– Давайте отделим мух от котлет. Думаю, что студенты, если у них есть склонность, вполне могут вести кружки и секции. Я сам после второго курса вел музыкальный кружок. Какая-то часть студентов, которые получают педагогические специальности, сможет вести и уроки в школе. Но далеко не все студенты после 3‑го курса на это способны.

Вторая важная тема – статус педагога. Этот закон вынужденный. Ольга Васильева в июле 2018 года заявила, что дефицит учителей в стране составляет менее 1%, а меньше чем через год сказала, что он достигает 11%. Все зависит от того, как считать. Если бы все педагоги работали на одну ставку, дефицит учителей был бы огромный. По данным ОНФ, в среднем нагрузка учителя превышает 1,5 ставки. А по данным РАНХиГС, каждый пятый учитель работает на 2 ставки. В одной из омских гимназий мне сказали, что у них есть педагоги, которые ведут 40, 50 часов и более. Мы все понимаем, что это ненормально. При такой нагрузке неизбежно эмоциональное выгорание. Учитель думает уже не о том, как дать детям знания, а как дожить до конца учебного года. Закон о праве студентов преподавать – паллиативный закон, который принимается, чтобы закрыть существующие бреши. Если радикально статус учителя не изменится, этот закон нас не спасет.

Игорь РЕМОРЕНКО, ректор Московского городского педагогического университета:

– Признаюсь, я один из тех, кто лоббировал этот законопроект. Сам в студенчестве начал работать в школе с 3‑го курса. Но сейчас это является нарушением. Дело в том, что действующий профессиональный стандарт учителя запрещает директорам школ нанимать на работу студентов. На сегодняшний день студенты могут приходить туда только на практику, но взять их в штат нельзя, поскольку у них нет высшего образования. Поэтому мы решили предложить внести в Закон «Об образовании в Российской Федерации» поправку, согласно которой студенты, получающие высшее образование, могут на старших курсах устраиваться на работу в школу. На наш взгляд, от этого выигрывают все – и директора, и студенты, и дети. Разумеется, последнее слово всегда за руководителем образовательной организации, который имеет полное право брать только самых одаренных и талантливых.

Некоторые наши коллеги выражают опасения, что после принятия поправки студентов в регионах заставят ездить в села, где много вакансий, и закрывать собой эти амбразуры. На мой взгляд, такое маловероятно, ибо студент дневного отделения должен проходить полноценную программу вузовской подготовки, и никто не вправе это ему запретить. Другое дело – заочники, но они, как правило, и так уже трудоустроены, имея диплом о среднем профессиональном образовании.

Еще один важный момент связан с экономической стороной вопроса. Как правило, директора школ не заинтересованы брать кого-либо на четверть или половину ставки, поскольку это снижает показатели по средней заработной плате в коллективе. Но, думаю, после принятия поправок федеральный центр должен будет финансово простимулировать регионы и пересмотреть методики расчета средней зарплаты, чтобы студенты в них не учитывались.

А в целом, конечно же, это дело очень важное и нужное, потому что дает возможность будущим учителям оттачивать педагогические навыки непосредственно в процессе обучения. Что в конечном счете должно повысить процент выпускников, которые хотят работать в школе.

Алексей ЛУБКОВ, ректор Московского педагогического государственного университета:

– Безусловно, такие решения будут способствовать усилению практической подготовки студентов. Надо сказать, что в целом нынешнее содержание образования как раз и есть попытка соединить фундаментальную подготовку и практико-ориентированную направленность всего образовательного процесса. Поэтому, если студенты на втором или третьем курсе выбирают возможность работать в школе, это надо только приветствовать. И правовые решения, которые принимает сегодня государство, будут только способствовать углублению их профессиональной подготовки. Мы делаем все и посредством наших стандартов, и посредством внеучебной работы, чтобы студенты были подготовлены к работе в школе, с детьми и были теми профессионалами, которые сегодня нужны стране.

Ирина ПОПОВА, учитель химии школы №2 пос. Рамонь Воронежской области, учитель года Воронежской области-2017:

– Вспоминаю, с каким волнением я приходила в школу на практику, когда училась на старших курсах вуза, с какой ответственностью готовилась к урокам, как старалась, чтобы все хорошо получилось! Думаю, современные студенты, возможно, не все, но многие из них, относятся к своей будущей работе так же. Многие ведь как учились, так и продолжат просто учиться в университете, работать в школу после принятия нового закона придут далеко не все, это очень серьезный шаг и большая нагрузка. В нашей школе вожатыми работают девушки-студентки, и получается у них это прекрасно! Девушки все делают с большим энтузиазмом, и дети это чувствуют, зажигаются их энергией, в итоге все мероприятия проходят на хорошем уровне. Если же говорить об уроках, понятно, что тут больше сложностей, необходимы знания, поэтому у начинающего учителя должен быть наставник.

Константин ТАРАСОВ, проректор Петрозаводского государственного университета по учебной работе, Республика Карелия:

– Закон полностью поддерживаю. Убежден, что будущий учитель должен как можно раньше ознакомиться с жизнью школы, попробовать себя в роли учителя, самостоятельно вести уроки или занятия в рамках дополнительного образования. А если это погружение в профессию будет еще оплачиваться и оформляться, то вообще хорошо! Большинство сегодняшних программ подготовки учителей строится так, что на старших курсах студент получает профессиональные навыки в виде практики в образовательных учреждениях. В ПетрГУ будущим педагогам уже на первых курсах дают такие навыки. Полагаю, что с принятием закона увеличится количество тех студентов, которые согласятся проходить практику в школах, где есть дефицит учителей и где согласятся оформить студента на вакантное место. Кто знает, может быть, студент и останется в этой школе по окончании обучения. Очевидно, что вузам необходимо будет наладить удаленное наставничество, методическую помощь таким студентам, чтобы их связь с вузом не терялась во время работы-практики. Убежден, что в результате молодежи в школах должно стать больше.

Светлана М., студентка 3‑го курса Новгородского государственного университета:

– В программах российских институтов, готовящих педагогов, слишком много теории и очень мало практики. Это большой недостаток. Я слышала от директоров школ такое мнение: лучшие учителя приходят не из вузов, а из педагогических колледжей, потому что обучение в колледжах ориентировано на практику, а не на голую теорию. Это правда! Когда я впервые попала на педпрактику, просто растерялась: в общении с реальными детьми оказалось столько нюансов, о которых нам ничего не говорили в вузе! Я уверена, что работа в школе поможет студенту стать хорошим учителем. Только обязательно нужно, чтобы нам помогали опытные педагоги, и лучше не один, а целая команда наставников, к которым можно было бы обратиться за советом.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте