Инновации – символ, знак нашего времени. Ключевую роль в инновационных процессах в образовании играет закон смены поколений образовательных услуг, методов и средств обучения и воспитания на основе внедрения новшеств и замещения базовых инноваций. Характерным для нашего времени стало снижение длительности жизненного цикла образовательного продукта, увеличение скорости смены технологий, методов и средств обучения и воспитания.
Рассматривая проблемы педагогической практики через призму современных требований, мы прежде всего имеем в виду, что основная наша задача – подготовка конкурентоспособного, а значит, всесторонне компетентного в своей профессии выпускника. Ежегодно десятки выпускников педагогического колледжа вливаются в реальное образовательное пространство, в котором происходят процессы модернизации. Зачастую эти изменения таковы, что требуют оперативного решения педагогических коллективов по корректировке программы подготовки специалиста. Основные тенденции развития современного дошкольного образования ориентированы на формирование полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного психолого-педагогического сопровождения его индивидуальной траектории развития. Меняется само понимание сущности образования, которое рассматривается теперь как специально организованный процесс развития у воспитанников и обучающихся способности самостоятельного решения проблем, имеющих как социальное, так и личностное значение в различных сферах деятельности. Каким должно быть базовое дошкольное учреждение? Каким современным требованиям должно отвечать? В разработанном в ПК №15 положении о базовом учреждении указывается, что педагогическая практика студентов должна осуществляться в образовательных учреждениях (в том числе и ДОУ), в которых системно проводится методическая работа по повышению уровня подготовки педагогических кадров, создаются условия для совершенствования профессиональной деятельности. Все инновационные процессы, происходящие в ДОУ, направлены прежде всего на становление и развитие личности ребенка, его интересы, максимальный учет индивидуальных особенностей. Дополнительное образование также выполняет важные функции обучения и воспитания, решая задачи обновления содержания образования, коррекции воспитательно-образовательного процесса. Многоуровневое изучение запросов социума позволяет дошкольным учреждениям определить направление деятельности. В связи с этим создаются группы развития разной направленности на базе ДОУ (Центры игровой поддержки, группы кратковременного пребывания, лекотеки, консультативные пункты), существенно повышается роль педагогической науки в обновлении содержания и образования детей дошкольного возраста. В полной мере этому отвечают ДОУ, которые работают в режиме развития, внедрения инноваций, будучи ресурсными центрами, экспериментальными площадками разного уровня. Когда мы говорим о результативности нашей работы, о необходимости строить профессиональную подготовку будущих специалистов, вооруженных способностями быстрого реагирования и адаптации к условиям жизнедеятельности в разнообразных образовательных дошкольных учреждениях, то не можем не сказать о проблеме эффективного взаимодействия с образовательным и воспитательным пространством, продуктивных мониторинговых исследованиях для своевременного внесения необходимых корректив, прежде всего в практическую подготовку будущих выпускников. Система работы в колледже по этому направлению апробирована в ходе реализации программы «Социальное партнерство педагогического колледжа №15 и Южного округа». Одно из основных направлений нашего социального партнерства – подготовка специалистов в образовательном пространстве округа. Среди базовых ДОУ ПК №15 – ресурсные центры совместного пилотного проекта Москва – ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы»: ЦРР №26 (направление «Я и мир»), ЦРР №2626 (направление «Детский сад – открытая система»), ЦРР №1787 (направление «Двуязычный ребенок – диалог языков и культур»), ЦРР №2374 «Родничок» (ГЭП пилотного проекта «Московское образование: от младенчества до школы»), ЦРР №577 (ГЭП пилотного проекта «Московское образование: от младенчества до школы»), а также ДОУ сетевого взаимодействия ресурсных центров. Немаловажна для эффективности совместной деятельности педагогических коллективов педагогического колледжа №15 и базовых ДОУ в процессе подготовки специалистов творческая атмосфера, наличие команды единомышленников в каждом базовом детском саду, усилия которой направлены на построение образовательного пространства, где каждый ощущает свою значимость, на создание ситуации успеха в результате анализа достижений. Это ведет к развитию деловых качеств, появлению положительного мотива к совершенствованию профессиональной деятельности воспитателей, преподавателей-методистов, студентов колледжа. Мы можем сделать вывод, что это именно те условия, которые необходимы для решения задач подготовки современного специалиста, способствуют результативной профессиональной ориентации и адаптации наших студентов, формированию у них современного педагогического мышления, способности к адекватному восприятию педагогических новшеств, творческого, созидательного отношения к получаемой профессии. Со всеми ДОУ ЮАО, участвующими в реализации совместного пилотного проекта ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы», педагогический коллектив ПК №15 заключил соглашения о взаимодействии. Одно из главных направлений соглашений – проведение педагогической практики студентов ПК №15 с учетом инноваций деятельности коллективов ДОУ. Это подразумевает обновление содержания профессиональной подготовки студентов: знакомство с вариативными комплексными, авторскими парциальными программами, технологиями, методиками, расширение пространства профессиональной подготовки будущих специалистов за счет новых форм дошкольного образования, которые внедрены во всех базовых ДОУ. В связи с этим актуален вопрос обновления методического оснащения педагогической практики, подготовленности студента к практическому применению знаний. По всем предметам профильной подготовки студенты ПК №15, выходящие на практику, снабжены необходимым методическим материалом – памятками-рекомендациями, наглядным материалом, примерными конспектами, заданиями для наблюдений и анализа, который используется при разработке занятий с детьми разного возраста (в том числе и в группах кратковременного пребывания детей, центрах игровой поддержки, для воспитанников семейных детских садов) и на основе которого в дальнейшем формируется портфолио каждого выпускника.Один из ресурсных центров пилотного проекта «Московское образование: от младенчества до школы» – Центр развития ребенка – детский сад №2626 реализует направление «Детский сад – открытая система», позволяя студентам-практикантам ознакомиться с современной формой дошкольного образования – семейным детским садом, что в дальнейшем находит отражение на теоретических и практических занятиях психолого-педагогических дисциплин и педагогической практике. Данное перспективное направление реализовалось в разработке программ «Семейный детский сад» для курсов повышения квалификации работников образования и воспитателей СДС. В практике деятельности ПК №15 по формированию профессиональной мотивации у студентов первого курса в период адаптации апробирована и внедрена форма интерактивных экскурсий. Во время таких экскурсий практиканты не только наблюдают воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, но и сами включаются в него: в форме деловой игры участвуют в занятиях в роли детей, помощников воспитателей в организации игровой деятельности. На всех этапах педагогической практики деятельность студентов в ДОУ, работающих в инновационном режиме, значительно многограннее. Центр развития ребенка – детский сад №2374 «Родничок» открыл перед студентами увлекательное музейное пространство, ознакомив их с системой работы по формированию ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики. Вместе с детьми студенты-практиканты погружаются в историю родной страны, родного края. Здесь происходит приобщение дошкольников и членов их семей к традиционной народной культуре в сочетании игры и практической деятельности, на занятиях и в театральных постановках, на экскурсиях и в играх. Четыре экспозиции музея детского сада – а все они интерактивны – это уникальная образовательно-игровая среда.Центр развития ребенка – детский сад №577 реализует программу здоровьесбережения с использованием нетрадиционного физкультурного оборудования, что способствует эффективному становлению будущего руководителя физического воспитания детей дошкольного возраста, формирует способности к инновационному решению задач оздоровления дошкольника.Ресурсный центр «Я и мир», действующий на базе ЦРР №26, располагает уникальным подразделением, не имеющим аналогов в истории развития дошкольного образования, – лекотекой. Именно знакомство с задачами, содержанием, направлениями работы лекотеки дает возможность студентам открыть в себе особенные черты личности, которые присущи настоящему педагогу в общении с этой категорией детей. Все это как нельзя глубже помогает осознать будущим педагогам значимость своей профессии в решении задач, стоящих перед обществом.В процессе подготовки специалиста актуально формирование толерантного сознания как одного из фундаментальных основ нравственного состояния общества. Педагогический колледж №15 реализует это направление в системе воспитательной работы. Одним из приоритетных направлений в подготовке специалиста стала организация педагогической практики в базовом дошкольном учреждении – ЦРР – детский сад №1787 (Ресурсный центр «Двуязычный ребенок – диалог языков и культур»).Участие в открытых дискуссиях по проблемам инновационной деятельности, обобщение и трансляция накопленного положительного опыта дают результаты более качественной подготовки специалиста для дошкольного образования. Несомненно, высокую результативность предвосхитила непрерывная совместная деятельность педагогических коллективов ПК №15 и ДОУ, реализующих пилотный проект ЮНЕСКО. – Создано методическое пособие «История развития семейного воспитания в России» для детского сада №2626 .- Консультации для сотрудников различных структурных подразделений (групп кратковременного пребывания, центров игровой поддержки, воспитателей семейных детских садов) ЦРР №№2626, 26, 577, 2374. – Семинар «Технология развития диалогической речи на родном и иностранном языках у детей раннего и дошкольного возраста». Эстафета педагогического мастерства РЦ «Я и мир» (ЦРР №26).- Проведение на базе колледжа мастер-класса «Нежная педагогика как основа прикосновения к личности ребенка». – Участие педагогов детских садов пилотного проекта в ГМО заведующих педагогической практикой педагогических колледжей Москвы «Организация педагогической практики студентов в базовых дошкольных учреждениях, работающих в режиме инноваций и эксперимента». – Участие студентов в проведении праздников (ЦРР №№ 2374, 577).- Эстафета педагогического мастерства (ЦРР № 2374 «Родничок»).- Творческий отчет-концерт «Наше счастье в отблесках Победы»: выступление творческой группы преподавателей и студентов.- Эстафета педагогического мастерства РЦ «Детский сад – открытая система» (ЦРР №2626) «Взаимодействие домашнего и общественного воспитания»: выступление творческой группы студентов и преподавателей колледжа (27 апреля 2010 года).- Эстафета педагогического мастерства (ЦРР №577) «Праздник на спортивной поляне»: выступление студии аэробики колледжа.Студенты педагогического колледжа, погружаясь в творческую атмосферу деятельности при прохождении педагогической практики в базовых ДОУ – ресурсных центрах, иначе оценивают свою будущую профессиональную принадлежность к педагогическому сообществу и, естественно, по-другому выстраивают личностную программу овладения профессиональными компетенциями, позволяющими говорить о профессиональной готовности и конкурентоспособности.Н.КЛИМКИНА, В.КОЛКУНОВА, заместители директора педагогического колледжа №15
Комментарии