Минобрнауки России утвердило новые перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования, которые вступят в силу с 1 сентября 2024 года. Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Как отмечают в министерстве, перечни повысят гибкость образовательных программ, что позволит отвечать на запросы экономики и рынка труда.
Вводятся новые области образования, специальности и направления подготовки, а также их укрупненные группы (УГСН). Например, среди новых областей «Информационно-коммуникационные технологии», «Транспорт», «Социальная сфера и сфера услуг», «Образование и педагогические науки». Среди укрупненных групп специальностей и направлений «Информатика, вычислительная техника и искусственный интеллект», «Лесное хозяйство и лесопромышленные технологии». Также в отдельные УГСН выделены «Кораблестроение и морская техника», «Управление, эксплуатация и инфраструктура водного транспорта».
Работа над перечнями проводилась в рамках поручения президента об организации возможности реализовывать образовательную программу по принципу «2+2». Они позволяют студенту получить две квалификации благодаря заложенному принципу свободного перехода с одного направления на другое.
«Студентам будет дана возможность получить второй дополнительный профиль без снижения фундаментальности и качества высшего образования. Возможность изменять свою образовательную траекторию даст большую свободу студентам, повысит осознанность выбора направления подготовки и в итоге будет способствовать росту их конкурентоспособности на рынке труда», – отметил глава Минобрнауки Валерий Фальков.
Подчеркнем, что с 2024 года абитуриенты будут поступать не на конкретное направление подготовки или специальность, а на укрупненную группу с последующей специализацией. Например, поступив на УГСН «Биологические науки», после освоения базовой части образовательной программы студент вправе выбрать несколько профилей (биология и почвоведение), по результатам освоения которых он получит квалификации «Бакалавр биологии», «Бакалавр почвоведения». Выпускнику выдается один диплом о высшем образовании с указанием в нем двух квалификаций и перечнем всех освоенных дисциплин. Этот же принцип относится к специалитету.
Новые перечни устанавливают прямую связь между полученным образованием и присваиваемой выпускникам квалификацией. Теперь квалификации отражают не только уровень образования, но и направления профессиональной деятельности, в которой будет работать выпускник (например, «Горный инженер», «Врач – медицинский микробиолог»).
Обеспечена сопоставимость образовательных систем. Новые перечни сопряжены с международной стандартной классификацией образования МСКО-О-2013 и номенклатурой научных специальностей, по которой присуждаются ученые степени. При этом сохранены особенности подготовки кадров по отдельным отраслям экономики: специальностям в области обороны, здравоохранения, искусства и культуры.
Игорь ВЕТРОВ
Комментарии