“На сегодняшний день в стране сложилось уникальное положение в области подготовки учителей”,- было заявлено на заседании Экономического совета Министерства образования, посвященном мониторингу педагогических кадров.
С одной стороны, все педагогические вузы и училища подготавливают огромное количество специалистов, с лихвой покрывающее все потребности школ. Но, с другой – все больше и больше школ по всей стране начинают свой учебный год, ощущая острый недостаток учителей.
Исследования, проведенные в МПГУ им.Ленина в этом году, тому только подтверждение. Лишь четверть студентов-первокурсников собираются по окончании университета пойти работать в школу. То есть подавляющее большинство тех, кто поступил в педагогический университет, не намерены быть педагогами! Дальше – хуже. На пятом курсе число мечтающих посвятить себя школе уменьшается до устрашающих цифр – только 16% пятикурсников физфака и 7,7% (!) – истфака.
Возникает вопрос: кем же покрывается потребность в учительских кадрах? В первую очередь – пенсионерами, проработавшими в школе всю свою жизнь и не мыслящими себя без нее. Тем более что на одну пенсию прожить сейчас не так-то просто.
Есть еще один источник пополнения школ учителями – непедагогические вузы. В этом учебном году около 1000 выпускников технических университетов и институтов отправились работать педагогами. Всего же более 5% тех, кто заканчивает вузы, не занимающиеся подготовкой педагогов, стали учителями.
Таким образом, можно говорить о том, что педагогические университеты, институты и училища готовят высокопрофессиональные кадры для кого угодно, только не для школы.
Нина ПЕРЕЛЫГИНА
Комментарии