Как живется на карантине?
Практически все российские вузы вот уже несколько недель как перешли на дистанционное обучение. Вспоминается китайская мудрость: бойтесь исполнения своих желаний. Чего уж греха таить, очень многие из ребят мечтали не ходить хоть недельку на пары, и вот теперь спустя время скучают по друзьям и живому общению. Впрочем, большинство студентов, говоря о плюсах и минусах дистанционного образования, отмечают, что качество обучения практически не страдает, разумеется, за исключением тех специальностей, где необходимы лабораторные занятия и практика. О том, как живется высшей школе России на карантине, наш сегодняшний выпуск.
Денис ПОПОВ, студент 1‑го курса Института истории, политических и социальных наук ПетрГУ:
Боюсь заразиться
Я остался в Петрозаводске. Если говорить честно, то тут сыграл роль страх заражения: Москва, как-никак, потенциальный центр эпидемии. Я живу в 6‑м общежитии ПетрГУ. Оно опустело, почти никого нет на этажах. На входе поставили антисептик для рук, вахтеры постоянно нам напоминают о необходимости обрабатывать руки. А в остальном все как раньше.
Если говорить о переходе на систему дистанционного обучения, то впечатления более чем положительные, мне нравится. Задания бывают разные. Недавно делал доклад по исторической географии, где мне пригодились мои знания по истории изменения и демаркации российско-финской границы. Семинары по истории России готовим в рукописном виде. Это мне тоже нравится. С преподавателями мы общаемся через общую почту, с некоторыми во ВКонтакте списываемся.
Свободного времени стало больше. Читаю сейчас литературу для своей курсовой работы, в основном это советские монографии или воспоминания по Гражданской войне в Карелии, поднимаю свои старые записи и архивные наработки.
Третья глава моей курсовой работы должна стать одной из глав моей будущей документальной книги про финскую интервенцию в Карелии. Так что, по сути, вклад в курсовую – это вклад в книгу. Первый ее том планирую издать в октябре, к столетию Тартуского мира. 13 марта было 80 лет со дня окончания Советско-финляндской войны, которую называют еще зимней. Много занимался по этой теме.
Отдыхаю за чтением стихов. Общаюсь с родными по телефону или Интернету.
Что касается моих открытий, то благодаря доценту кафедры отечественной истории Ирине Викторовне Шороховой я пришел к выводу, что картографирование Карелии в XVIII в. началось исключительно из-за необходимости демаркировать новую линию границы со Швецией. К слову, если вы наберете в интернет-поисковике «Большая Кольская экспедиция», то вам откроется сайт с уникальными и красивейшими фотографиями Кольского полуострова конца XIX в. Посмотрите, чтобы расслабиться в обстановке всеобщей напряженности. Сейчас это, как никогда, важно, но еще важнее проявлять гражданскую позицию, особенно если это касается вопроса безопасности и здоровьесбережения.
Николай КАГАЕВ, студент 4‑го курса Медицинского института, победитель конкурса «Мистер ПетрГУ»-2020, ПетрГУ:
Уже начал готовиться к сессии
С переходом на дистанционное обучение мой график рабочего дня почти не изменился: подъем в 6.30, водные процедуры, завтрак. Приступаю к занятиям в 8.30. Правда, раньше на учебу я ходил обязательно пешком, дорога занимала 20‑40 минут в зависимости от того, в каком корпусе они проходили. Сейчас выполняю задания дистанционно. Нужно было написать рефераты на заданные темы, решить несколько клинических задач. Плюс на портале Moodle2.petrsu.ru преподаватели выложили некоторые методические руководства. Конечно, учеба в Медицинском институте подразумевает практику, работу с пациентами, наглядное изучение анатомии в морфологическом корпусе и, конечно, подачу материала самим преподавателем вживую, так как зачастую материал трудно понять без его объяснения. Но мы справляемся. Учеба по-прежнему занимает большую часть времени. Изучение материала может занять весь день, а может только его часть, все зависит от сложности заданного материала. В период подготовки к сессии уходит примерно 10 часов в день на учебу. Кстати, к сессии я уже начал готовиться.
Свободного времени сейчас стало немного больше, хотя при желании его всегда можно найти, главное – правильно расставить приоритеты.
Пишу стихи. Читаю в основном классику. Если беру книгу, то только в печатном формате, в электронном не воспринимаю, да и куда приятнее держать книгу в руках, перелистывать страницы. С недавних пор полюбил Ремарка, сейчас читаю его «Черный обелиск». Смотрю дома фильмы различного жанра – комедии, боевики, мелодрамы.
Ольга С., химико-биологический факультет, Нижний Новгород:
Можно не париться
Качество обучения, конечно же, страдает, потому что многие студенты могут не посещать занятия. На парах (не только на лекциях, но даже и на семинарах) от нас требуется только онлайн-присутствие на портале нашего вуза. Некоторые просто занимаются своими делами с включенной вкладкой нашего портала на компьютере/телефоне.
Еще по некоторым дисциплинам для проверки знаний нам дают онлайн-тесты. Так как это тест онлайн, то ничего не мешает тупо найти ответы в Интернете/учебнике и написать его на хорошую оценку. Поэтому я считаю, что онлайн-тесты не подходят для проверки наших знаний.
По другим же предметам нам задают различные самостоятельные работы, составленные самим преподавателем. Чтобы их решить, нужны знания с лекций. Но тут появляется другая проблема: если возникает какой-то вопрос с решением, то приходится писать преподавателю, и ответ можно прождать несколько дней, потому что некоторые преподаватели заходят на наш портал только во время своих пар.
Из минусов могу также назвать огромное количество писанины. Фотографии/сканы всех домашних заданий или самостоятельных работ (а по некоторым предметам они у нас теперь проводятся после каждого занятия) нужно скидывать преподавателям.
Из плюсов: экономия денег и времени на дороге. И если студенту не нужны знания или хорошие оценки, то на дистанционке можно не париться.
Екатерина Г., Нижний Новгород:
Потери неизбежны
Качество образования, на мой взгляд, ухудшилось несущественно и лишь по некоторым дисциплинам. В силу того что я учусь на прикладной специальности и в учебном плане присутствуют занятия в лаборатории, которые невозможно провести по понятным причинам, решено было их перенести на другое время учебы. Иногда возникают психологические трудности при сдаче промежуточных аттестаций в устном виде, так как все это либо переходит в письменную форму, либо в онлайн-формат, когда качество живого общения с преподавателем ухудшается или вовсе сводится на нет. В то же время многие преподаватели стремятся донести материал наиболее удобно не только для них, но и для своих учеников: теперь есть возможность открыть запись занятия, посмотреть еще раз, остановиться на непонятном моменте и разобрать его для себя. Как по мне, с переходом к традиционной системе образования все же следует взять какие-то разработки для дистанционного обучения, однако для некоторых предметов переход на онлайн полностью невозможен без потерь.
Александр К., факультет информационных технологий и кибернетики Нижегородского госуниверситета:
Не хватает общения
В нашем университете образование вне зависимости от того, дистанционное оно или нет, остается стабильным по качеству. В то же время учиться дистанционно легче, так как не надо никуда ехать и все, что нужно, под рукой. Отдельным плюсом, наверное, я отметил бы свободу, нет никакого давления, так сказать, со стороны руководства, никто не смотрит, что ты делаешь, никто не осудит.
Минусов в дистанционке, на мой взгляд, мало. Главный из них – недостаток живого общения. Даже с учетом возможности созваниваться в скайпе/дискорде/прочих схожих программах общения не хватает.
Александра ХРЕНОВА, студентка Института филологии и староста 421‑й группы, староста общежития №2 ПетрГУ:
Соскучилась по людям
Я недавно уехала в маленький поселок недалеко от Суоярви, учусь дистанционно. Всего в общежитии осталось около 60 человек, большинство из которых иностранные студенты. В общежитии введен комендантский час (09.00‑21.00). На входе есть антисептики, маски, термометр, можно измерить свою температуру. Ребята занимаются домашним заданием, самообразованием. Я всегда жила в городе, никогда не была в деревне. А тут мне предложили провести это время в поселке. Сама не ожидала, но мне очень понравилось! Читаю книги, делаю домашнее задание, отдыхаю. Думаю, что провожу свое время с пользой. Но на самом деле, конечно, уже хочется вернуться в университет. Я очень соскучилась по преподавателям и одногруппникам и по работе в студенческом совете общежитий.
Елена К., факультет информационных технологий, Нижний Новгород:
Есть и плюсы, и минусы
У дистанционного обучения есть и плюсы, и минусы. Начнем с положительного: во-первых, удобно все выполнять дома, пользуясь разными источниками и материалами; во-вторых, не нужно уходить никуда с места, сидишь и слушаешь, что говорят, записываешь, выполняешь задание, энергия экономится, не тратишь силы зря; в-третьих, использование компьютера, что очень удобно: не затрачиваешь силы, так как все можно сделать и напечатать в самих документах. Минусы: 1) не всегда понятно, что требует преподаватель в своем задании, приходится задавать много дополнительных вопросов; 2) из-за того что все темы надо изучать самостоятельно и онлайн, а не на парах с преподавателем, возникает загруженность намного больше, чем обычно; 3) некоторые преподаватели просто не умеют пользоваться информационными технологиями, поэтому иногда пары пропадают.
С точки зрения психологии учиться легко, в современном мире к этому спокойно привыкаешь. Все подростки сейчас активно пользуются информационными технологиями, поэтому приспосабливаться даже не пришлось. Наоборот, мы иногда помогаем нашим учителям разобраться, как работает тот или иной сайт.
Александра ЦАПИНА, студентка 5‑го курса Воронежского государственного педагогического университета:
У каждого свой личный кабинет
Официально мы начинаем обучение с 6 апреля, до этого была неделя каникул, а перед ними уже успели поучиться дистанционно. У нас в университете есть свой портал, там у каждого обучающегося свой личный кабинет. Преподаватели отсылают на портал задания примерно раз в неделю. За эту неделю ты должен задание выполнить. Если все делаешь в срок и выполняешь все задания, то в сессию у тебя будет зачет автоматом. А если задание не сделал, то во время экзамена ты должен будешь дополнительно к билету делать это задание и еще все остальные, которые не сделал, вот такие условия. Мы, конечно, стараемся выполнять все вовремя. В принципе мне учиться в таком режиме несложно, потому что у меня уже пятый курс, все сложные дисциплины уже позади. А вот на втором-третьем курсах, когда, например, изучают физическую географию, лучше, если преподаватель стоит у карты и все тебе объясняет. Дистанционно такие предметы изучать тяжело.
Дария Г., физико-математический факультет технического вуза, Нижний Новгород:
Отличная альтернатива
Я считаю, что качество образования на дистанционном обучении практически не страдает.
Появляется гораздо больше времени для закрытия долгов (если таковые имеются), возможность самостоятельно что-то изучить и в целом довести до ума прохождение материала. Лично мне психологически нетрудно учиться на удаленке, так как технологиями я владею хорошо и скорость Интернета не подводит. Минус состоит в том, что не всегда получается быть рядом с электронным носителем, откуда можно следить за обновлениями и новостями на образовательном портале вуза, вследствие чего можно что-то пропустить. Еще периодически случается перегрузка сервера при проведении вебинаров, что тоже слегка затрудняет работу, но пока таких случаев было мало. Подытоживая, могу сказать, что в критическое время дистанционное обучение – отличная альтернатива традиционному образованию, во всяком случае качество при этом ничуть не хуже, чем у привычного всем очного образования.
Александра ЦАПИНА, студентка 5‑го курса Воронежского государственного педагогического университета:
У каждого свой личный кабинет
Официально мы начинаем обучение с 6 апреля, до этого была неделя каникул, а перед ними уже успели поучиться дистанционно. У нас в университете есть свой портал, там у каждого обучающегося свой личный кабинет. Преподаватели отсылают на портал задания примерно раз в неделю. За эту неделю ты должен задание выполнить. Если все делаешь в срок и выполняешь все задания, то в сессию у тебя будет зачет автоматом. А если задание не сделал, то во время экзамена ты должен будешь дополнительно к билету делать это задание и еще все остальные, которые не сделал, вот такие условия. Мы, конечно, стараемся выполнять все вовремя. В принципе мне учиться в таком режиме несложно, потому что у меня уже пятый курс, все сложные дисциплины уже позади. А вот на втором-третьем курсах, когда, например, изучают физическую географию, лучше, если преподаватель стоит у карты и все тебе объясняет. Дистанционно такие предметы изучать тяжело.
Николай С., радиофизический факультет ННГУ:
Важна смена обстановки
Качество образования, скорее всего, страдает, потому что многим ученикам и студентам в условиях домашнего обучения сложно заставить себя сесть за учебу. Но это вопрос исключительно индивидуальный. Я бы не сказал, что психологическая нагрузка большая, просто нужно уметь организовать себя и уделять достаточно времени обучению, а если этого не происходит, часто может возникнуть внутреннее недовольство собой. Лично для себя плюсов в таком виде обучения не вижу. Это связано, во-первых, со специальностью, которой я обучаюсь, мы в основном такие предметы изучаем, которые должны показывать и объяснять на практике специалисты, то есть преподаватели. А во-вторых, в данной конкретной ситуации, которая сложилась по всему миру, мне сложно учиться дома, потому что для меня важна смена обстановки.
Елена Р., студентка Воронежского государственного педагогического университета, работает в школе учителем:
Не у всех телефоны с выходом в Интернет
Очень трудно тем, кто работает и учится одновременно. У нас это можно делать, даже когда ты обучаешься на дневном отделении. Получается, что я сама учусь дистанционно и моих ребят должна обучать тоже дистанционно. Тут важна прежде всего самоорганизация: вроде бы чего сложного, сидишь дома и все делаешь через компьютер. Но в итоге ты можешь провести за компьютером целый день и ничего не успеть. Я должна свои задания решать, которые нам отправляют наши преподаватели. И одновременно каждому моему ученику сама должна дать задание и потом проверить. С нашим вузовским сайтом все нормально, он работает. А Дневник.ру, через который я учу детей, сегодня утром повис – очень большая нагрузка. Все об этом пишут, а в мэрии Воронежа даже официально ответили, что надо потерпеть, все исправят, что над этим Министерство просвещения работает. Будем ждать, пока я обучаю своих учеников через телефон: задания разослала повторно через мессенджеры, а с некоторыми детьми даже созванивалась. Оказалось, что не у всех есть телефоны с выходом в Интернет, родители специально такие не покупали или не подключали, чтобы оградить детей от интернет-зависимости.
Александр К., студент 5‑го курса Воронежского государственного педагогического университета:
Что делать, никто не знает
Очень неудобно получилось с дистантом и с общежитием. Нас сначала отправили как бы на каникулы и попросили убраться из общежития как можно быстрее. Что мы и сделали. И, как все нормальные студенты, с собой никаких учебников и никаких лекций никто не взял. Зачем они мне на каникулах в деревне? Но теперь отдых закончился, и объявили дистанционное обучение, то есть в общежитие возвращаться нельзя – все закрыто и дезинфицируется, а мы остались по своим домам, городам и селам. А книги и тетради остались все в Воронеже, в общежитии. Как задания выполнять, непонятно, пока нас никто в город не зовет, везде самоизоляция. Как-то все неудобно получилось, и что будет завтра, какой выход, никто не знает.
Елизавета КОРСАК, студентка Института истории, политических и социальных наук ПетрГУ:
Это вынужденная мера
Наши творческие преподаватели – настоящие профессионалы своего дела, которые безгранично преданы своей профессии и любят то, чем они занимаются, – передают знания нам, студентам. Поэтому мы, включив свою любознательность, продолжаем упорно грызть гранит науки, несмотря ни на что.
Конечно, не стану лукавить, личное общение с педагогами в стенах нашего замечательного вуза намного интереснее, да и в компании с моими любимыми однокурсниками просто замечательно! Но мы уже люди взрослые, будущие политологи, должны мыслить широко, по-государственному. И понимаем, что дистанционная форма обучения – это вынужденная форма обучения в сегодняшних условиях. Она позволяет нам не стоять на месте, а постоянно двигаться вперед к намеченной цели – успешно окончить вуз и состояться в жизни.
Валерия Р., факультет информационных технологий МГТУ имени Н.Э.Баумана:
Из двух зол нужно выбирать меньшее
Не знаю, как у кого, но в моем случае качество образования ухудшилось. У меня очень много вопросов по учебному материалу, которые обычно я обсуждаю с преподавателем или с одногруппниками. На время карантина нас отпустили по домам, и, к сожалению, не у всех есть техническое оснащение дома, да и Интернет в глубинке часто подводит. Мы, например, с родителями сейчас находимся в загородном доме, весьма удаленном от цивилизации. С одной стороны, это хорошо, так как более безопасно, с другой же, в частности с точки зрения учебы, сплошные нервы. Все время сбои со связью, даже усиливающая сигнал тарелка не помогает. Я прошусь у родителей в город, но они боятся и говорят, что из двух зол надо выбирать меньшее.
Дарья БУЧНЕВА, студентка Института филологии ПетрГУ:
Преподаватели всегда на связи
Программа у нас масштабная, работы много, но дистанционное обучение абсолютно не выбило из колеи наш институт. Буквально через несколько часов после объявления о переходе на этот формат все преподаватели связались с нами (старостами) через электронную почту, социальные сети. У нашей специальности («филология») есть специфика – изучение художественной литературы и ее анализ.
Преподаватели отправляют нам планы работы, в домашней обстановке, концентрируясь, я справляюсь со всеми заданиями. Естественно, если есть какие-то вопросы, мы с одногруппниками общаемся друг с другом, объясняем, если кто-то что-то не понял. Преподаватели также всегда на связи и оперативно отвечают нам в социальных сетях.
Комментарии