В наше стремительное время, когда информационные потоки захватывают каждого начиная с раннего возраста, важно научить ребенка не теряться, уверенно ориентироваться в информационном поле, отбирать и использовать те данные, которые ему необходимы в настоящий момент. Для этого с самого раннего детства нужно уделять большое внимание развитию у детей всех познавательных процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения и мышления. Иначе невозможно вырастить успешного, творческого человека, способного решать в будущем сложнейшие задачи, которые будут возникать в любом обществе.
С.ЛИСИЦЫНА,М.САМОЙЛОВА,методисты ПК №6
Ресурсный центр «Маленькие гении» основным ориентиром в своей работе обозначил интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, что, безусловно, стало одним из основных направлений в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Ресурсный центр создан на базе детского сада №2523 «Академия детства», в котором имеются великолепные условия для решения этих задач – это и прекрасно оборудованная лаборатория для опытов, и интерактивные доски, и прекрасно оформленные дидактические игры, и многое другое. В детском саду сложилась замечательная команда профессионалов, готовых решать самые разнообразные задачи. Коллектив педагогического колледжа №6 с большим интересом воспринял возможность сотрудничать с таким детским садом, так как мы прекрасно понимаем, что будущих воспитателей нужно готовить с учетом всего передового, нового, что имеется в практической работе детских садов, тем более что любой ресурсный центр имеет в своей основе глубокую научную базу.
В 2010 году был заключен договор о сотрудничестве между Ресурсным центром «Маленькие гении» и педагогическим колледжем №6. Студенты колледжа сразу почувствовали творческую атмосферу, доброжелательное отношение и желание сотрудничать. С большим интересом они вначале наблюдали, а затем приняли участие в занятиях, попробовали свои силы в новых условиях. И, конечно же, сразу у них возникло желание включиться в экспериментальную работу РЦ «Маленькие гении». Сама проблема, над которой работают в этом дошкольном учреждении, крайне интересна и актуальна. Сегодня все понимают, насколько важно в современных условиях вырастить и воспитать интеллектуальный потенциал у нашего подрастающего поколения. Перед преподавателями и студентами сразу возникли такие вопросы: какие формы сотрудничества будут наиболее плодотворными, какие новые технологии нужно освоить и апробировать в практике экспериментальной работы по данной проблеме, как студенты и преподаватели педагогического колледжа могут органично войти в работу РЦ «Маленькие гении».
В нашем педагогическом колледже уже наработан значительный материал по интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста:
– разнообразные конспекты занятий, составленные студентами совместно с преподавателями, оригинальные по форме и содержанию и актуальные по задачам;
– подборки игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов – мышления, памяти, восприятия, внимания;
– творческие работы студентов по развитию речи и ознакомлению с окружающим и социальной действительностью, ознакомлению дошкольников с детской литературой, формированию у дошкольников элементарных математических представлений и другие;
– проекты наших студентов, которые также могут быть использованы в практической работе дошкольного учреждения.
В педагогическом колледже №6 сравнительно недавно стали уделять внимание внедрению метода проектов. До этого времени традиционно студенты работали над курсовыми и выпускными квалификационными (дипломными, как их часто называют) работами. Освоение проектной деятельности и внедрение ее в образовательный процесс подготовки специалистов для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста становится все более необходимым, так как в образовательных учреждениях уже достаточно давно и успешно используется метод учебного проектирования. В последние годы проектная деятельность занимает все большее место в работе с детьми дошкольного возраста. Она стала уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способствует реализации личностно ориентированного подхода к обучению и воспитанию детей.
Студенты педагогического колледжа заинтересовались такой формой работы, объясняя свой интерес тем, что в проектах есть простор для творчества, определенная свобода выбора. Если перечислить темы студенческих проектов, то сразу становятся видны интересы, профессиональные наклонности студентов. Проекты «Развивающая площадка для дошкольников», проект игровой студии, леготеки, кружка «Волшебный мир оригами», проект театра на песке, кружка флористики, кружка «Юный натуралист», студии «Фитнес для дошкольников» направлены на работу с дошкольниками. Любой проект имеет теоретическое обоснование и план реализации. Многое из того, что предлагают студенты, будет интересно внедрять на практике.
Нас обрадовало то, что в РЦ «Маленькие гении» также широко используется метод проектов, ведь это открывает новые возможности для сотрудничества. Студенты нашего колледжа уже имеют опыт работы над проектами на педагогической практике. На педагогической практике вместе с сотрудниками одного из базовых дошкольных учреждений и методистом практики из нашего колледжа С.Лисицыной они неоднократно принимали участие в проведении отдельных этапов проектной деятельности, включались в сбор и накопление материала, проводили по плану-схеме проекта отдельные занятия, игры, принимали участие в организации презентации проекта «Планета – наш дом».
В этом учебном году наши студенты попытались самостоятельно разработать и организовать работу над проектом. Работа проводилась параллельно в двух возрастных группах в младшем дошкольном возрасте и в старшем. Проекты соответственно носили названия «Поможем колобку» и «Щедра ты, осень в России». Для реализации проекта студенты разработали паспорта проектов, модели групповых и индивидуальных занятий с детьми, разнообразные игры, экскурсии, прогулки, продумали его защиту и попытались спрогнозировать его результаты.
Технология проектирования убедила наших студентов в том, что она делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процесса. Проект становится инструментом саморазвития дошкольников, развивает в них уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия и знания. Этот опыт, полученный студентами в ходе педагогической практики, может пригодиться в новых условиях. Экспериментальная работа РЦ «Маленькие гении» дает уникальные возможности для проявления творчества студентов педагогического колледжа №6. Разработка и систематизация игр и упражнений, направленных на интеллектуальное развитие, составление сценариев и участие в организации и проведении различных мероприятий (например, «Неделя научных открытий», математический праздник, «Путешествие в страну Литературию»). Многое можно предложить для совместной работы, и мы надеемся, что такое сотрудничество принесет значительные плоды.
Ежегодно студенты выпускных групп выполняют выпускные квалификационные работы. Разрабатывая экспериментальную часть, они проводят диагностику развития детей, изучают педагогические условия развития, подбирают и систематизируют дидактический материал, разрабатывают сценарии, конспекты занятий, рекомендации. Все это можно проводить с учетом проблемы, над которой трудится РЦ. Такое сотрудничество, на наш взгляд, обещает быть также творческим и плодотворным. Подводя итог, можно сказать, что начало совместной работы РЦ «Маленькие гении» и педагогического колледжа №6 можно считать успешным. Есть «планов громадье», как сказал Владимир Маяковский. Остается постараться сделать все для успешной их реализации.
Комментарии