Непросто было добраться до Кудымкара, да еще в середине весны. В Предуралье снега чуть ли не в пояс. Хотя уже поет капель и солнце – яркое, апрельское… Педагогическое училище для 35-тысячного центра Коми-Пермяцкого автономного округа – наверное, то же самое, что университет для крупного города. Я хожу по светлым коридорам и кабинетам Кудымкарского педучилища и удивляюсь. На подоконнике лестничного перехода растут ярко-красные розы. За окнами – сугробы, а тут все буквально утопает в зелени.
В училище около 3600 видов цветов и растений, причем есть и очень редкие виды. В училище великолепный краеведческий этнографический музей. Это любимое место студентов и преподавателей. Они здесь устраивают чаепития с кулигами и пирогами. Переступив порог, сразу окунаешься в самобытную культуру коми-пермяков. Все музейные экспонаты собраны студентами. Здесь и национальная одежда – дубас, и красивые половики, и кушаки ручной работы. С деревянной резной картины глядит добрый коми-пермяцкий богатырь Пера, окруженный обитателями тайги. В зыбке, подвешенной к шесту, лежит маленькая кукла. Студенты с любовью относятся к чаче, которая сделана из дерева и бересты руками коми-пермяцких умельцев. Правда, ничего общего коми-пермяцкая чача с грузинским горячительным напитком не имеет. “Чача” с коми-пермяцкого – это игрушка.
В роли моего гида – обаятельная Екатерина Калина, заместитель директора по учебной работе. Екатерина Геннадьевна – выпускница педучилища, работает в нем три года. С первых ее слов я понимаю, что она из числа молодых учителей-энтузиастов.
Кудымкарское педагогическое училище – одно из старейших учебных заведений КПАО. За достижения в подготовке кадров для школ и детских садов в 1977 году учебное заведение награждено орденом “Знак Почета”. В октябре 2002 года училищу исполнится 75 лет. За это время подготовлено около 10 тысяч специалистов. Как и раньше, училище готовит педагогов начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений. Кроме этого, студенты осваивают программы дополнительной подготовки – математику, естественные науки, технологию, музыку, изо и черчение. Срок обучения – 4 года на базе основной школы и 3 – после 11-летки. В прошлом году введена новая специальность – иностранный язык. Она просто необходима, ведь более чем в 50 школах округа преподавание иностранного языка до сих пор не ведется. Это отделение пользуется большой популярностью. Уже создан учебный план по дополнительной подготовке в области информатики. В следующем учебном году будет набрана первая группа из 15 человек. Намечено открытие еще одной новой специальности – преподавание математики с 5-го по 9-й класс. В училище 300 студентов на очном отделении, 50 человек – коммерческая группа. Последние три года конкурс составляет около 4 человек на место.
– На специальность “иностранные языки” мы принимаем даже детей без базовых знаний, – рассказывает Екатерина Геннадьевна. – Многие из них в школе вообще никакой иностранный язык не изучали. Такие студенты обучаются методом “погружения”. Первый год – 8 часов в неделю, второй – 12, третий – 18. Вы знаете, лишь 20% наших выпускниц со знанием английского остаются в школах. Остальных же с руками и ногами расхватывают различные фирмы и офисы. Кстати сказать, в Перми у наших выпускников очень высокая репутация. Наши ребята славятся трудолюбием, ответственностью, подавляющее их большинство – без вредных привычек.
Я спросил Екатерину Калину, как у них обстоит дело с дисциплиной.
– Конечно же, мы не отгорожены от общества, и у нас, как и везде, есть все. Кроме наркомании. Как бы не сглазить, – улыбаясь, три раза стучит по столу заместитель директора. – Студенты могут покурить, иногда и выпить. К сожалению, среди первокурсников иногда случается воровство. Кто на этом попадается, того мы отчисляем без разговоров. Сами понимаете, ведь будущий учитель не может быть вором…
С момента открытия и по сей день Кудымкарское педучилище является кузницей национальных кадров. На коми-пермяцком отделении готовятся учителя коми-пермяцкого языка и литературы для национальных школ. Например, преподаватель Валентина Федосеева составляет учебники, разрабатывает стандарты с национальным региональным компонентом. Все старейшие преподаватели занимались развитием коми-пермяцкого языка и литературы.
– Ребята любят свое училище, и мы стараемся, чтобы все наши выпускники оставались на коми-пермяцкой земле, – продолжает Екатерина Геннадьевна. – В педучилище есть землячества. Студенты объединяются по районам, изучают родную культуру, историю, народные традиции. Ребята обучаются игре на музыкальных инструментах. Ежегодно совершают этнографические экспедиции. Собранный материал студенты используют на уроках, ребята пишут дипломные и курсовые работы. Этот учебный компонент особенно стал важен в последние два года. В учебной деятельности студентам предоставлена самостоятельность, чтобы развить у ребят исследовательские навыки. Правда, сказать, что мы достигли в этом больших успехов, нельзя, потому что студенты, да и педагоги, этому только учатся.
– Все студенты проходят педагогическую практику в школах города и округа, – дополняет заместитель директора по практике Надежда Зубова. – Кстати сказать, городские школы с удовольствием берут наших ребят, учителя со стажем лестно о них отзываются. Еще мы стараемся убедить студентов, что образование надо продолжать. И каждый год из 70 выпускников 25 – 30% поступают в вузы.
Для того чтобы увлечь первокурсников и привить уважение к профессии, в музее истории педучилища ведется красочный альбом, в нем собраны материалы о педагогических династиях. Преподаватели и студенты поддерживают связь со всеми ветеранами, пусть они даже вдали от своей малой родины.
На базе педучилища работают лицейские классы. В нем учатся 60 старшеклассников. В этом году будет третий выпуск. В лицейском классе ведется профильное обучение. Одна половина ребят занимается математикой, другая – химией и биологией. Ежегодно из 30 лицеистов 20 поступают в вузы Перми, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Ижевска.
Если 15 лет назад во времена студенчества Екатерины Калиной в Кудымкарском педучилище было всего 30 парней на тысячу студентов, то теперь они составляют четверть.
– Мальчишки у нас хорошие, – с уверенностью говорит замдиректора. – Если девушки много читают, в основном заучивают материал, то ребята отличаются логическим мышлением. Но, как правило, парни долго в школах не задерживаются. Поработают год-два и уходят в МВД, в коммерцию, в налоговую инспекцию, на административную работу.
В педучилище много кружков и секций. Прекрасный спортивный и тренажерный залы.
По словам Калиной, 60% студентов – с хроническими заболеваниями. Чтобы следить за здоровьем ребят, в училище открыли физиотерапевтический, стоматологический и медицинский кабинеты. Зимой провели праздник здоровья – все училище встало на лыжи. Студенты любят спорт. С удовольствием играют в футбол даже девушки. В педучилище есть своя театральная студия, студенты ставят спектакли для детских садов и школ.
В училище – современный компьютерный класс на 12 ученических мест. Есть выход в интернет.
– В прошлом году мы выпустили первую коммерческую группу – 17 человек, – рассказывает Калина. – Плата за обучение – 5 тысяч рублей в год. В Коми-Пермяцком автономном округе платное обучение стало неожиданностью, ведь быть учителем непрестижно. Поэтому мы набрали ребят с не очень хорошими знаниями, тех, кто не прошел по конкурсу. Порадовало то, что большинство из них поехали работать в село.
У нас два вида стипендий – социальная (70 рублей) и академическая. Стипендиальный фонд делится пополам. Ситуация сложная, потому что большинство наших студентов – из малообеспеченных сельских семей. Получается, что всем ребятам надо платить социальную стипендию. Но мы этого сделать не можем. Семь отличников получают по 128 рублей. Кто учится на “хорошо” и “отлично” – 90 рублей. Кроме этого, всем студентам выдаются талоны на питание.
Последнее время все 44 преподавателя педучилища были в несколько лучшем положении, чем другие педагоги Коми-Пермяцкого округа.
– Дело в том, что мы финансируемся из бюджета Пермской области, где последние три года прибавка к зарплате составляла на 50% больше, чем в округе, – объясняет Калина. – Нам все завидовали. А теперь зарплата уравнялась. И это справедливо, ведь труд школьного учителя нисколько не легче.
В конце нашей встречи зашел разговор о едином государственном экзамене. Облегчит ли он поступление в вуз? По мнению Екатерины Калиной, в условиях Коми-Пермяцкого округа он вызовет много технических и психологических сложностей.
– Допустим, ребенок родился и вырос в деревне, а его привезут к другому учителю сдавать ЕГЭ, достанут тесты. Школьник может испытать сильный стресс, – считает Калина. – Поэтому я не думаю, что единый экзамен поможет ребятам поступать в вузы. К тому же в любом случае не избежать предвзятости и утечки информации. Но у нас проблема все-таки в другом – в нехватке квалифицированных кадров.
Уровень такого педучилища, как Кудымкарское, по мнению местных педагогов, – это лучшее, что можно придумать для сельских школ. Ведь в коми-пермяцких деревнях довольно много примеров, когда люди работают учителями вообще без педагогического образования.
Михаил БОНДАРЕВ
Кудымкар
Комментарии