search
main
0

Студенты как зеркало Евромайдана,. или Об особенностях высшего образования в Украине

Сегодня для большинства россиян Украина – это Евромайдан. Мы видим соседей глазами журналистов и телеоператоров, выхватывающих самые острые, самые «жареные» фрагменты событий. Люди с плакатами «Владу – геть» и желто-блакитными флагами, которые хотят немедленно стать Европой, схватки с «Беркутом» и едкие облака слезоточивого газа. Вот уже больше месяца страну лихорадит. Вместо новогодней елки – баррикады, палатки и костры в самом центре украинской столицы. При этом в стране нарастает инфляция, продукты и товары первой необходимости дорожают с каждым днем, эксперты же предрекают Украине дефолт.

– Это не просто протест, это революция, – кричат несговорчивые оппозиционеры. – Скоро Евромайданом станет вся Украина. – Мы цивилизованная страна, и силовыми методами не будем решать наши проблемы, – заверяет президент Виктор Янукович. Почему же так получилось, что братская Украина, Малороссия (заметьте, так называл ее Николай Васильевич Гоголь), сегодня рвется в Европу, а не в Россию, с которой связана тысячей связей – родственных, языковых, культурных, экономических… И все ли украинцы туда рвутся?Для меня Украина не просто соседняя страна, это моя родина, где я окончила школу и институт, где остались мои одноклассники, родственники, друзья, моя семья… Мой родной город Луганск всего лишь в 60 километрах от границы с Россией. Здесь никогда не было и нет националистических настроений, здесь бок о бок дружно живут русские, украинцы, евреи, поляки, армяне, донские казаки, здесь по-прежнему говорят на русском языке и читают русских классиков, большинство жителей Луганской области, оставшись без работы (многие шахты закрылись), ездят на заработки в Россию. В нашем городе не ломают памятники. Ленин, кстати, стоит в самом центре, совсем недалеко от памятника великому украинскому поэту Тарасу Григорьевичу Шевченко. Из Луганска и соседнего Донецка больше всего людей поехало в середине декабря на Антимайдан:- Мы тоже украинцы. И мы не хотим в Европу, понимая, что в Евросоюзе нас ждет безработица, мы для них лишь дешевая рабочая сила. Украина для Евросоюза – это новые рынки сбыта своих товаров. Разрыв отношений с Россией губителен и для страны в целом, и конкретно для нас, ведь с вхождением в ЕС Россия может ввести для граждан Украины визовый режим, – уверены жители восточной Украины. …Незалежная уже достигла возраста совершеннолетия, в этом году ей 22. Однако по-прежнему люди на западе, востоке и юге Украины по-разному смотрят на мир, разным видят они и свое будущее. «Запад и восток – едины, мы одна страна» – с такими лозунгами стояли на Антимайдане (митинге, который прошел в противовес Евромайдану в 500 метрах), однако это лишь попытка выдать желаемое за действительность, реальная картина, к сожалению, совсем иная. Западная Украина, лишь в 1939 году вошедшая в состав СССР, действительно была в Европе, будучи частично Польшей, частично – Австро-Венгрией. Сегодня многие западные украинцы едут заробитчанами в Италию, Грецию, Испанию, Польшу… Вхождение Украины в ЕС реально облегчило бы их положение в Европе. Более чем за двадцать лет в Украине выросло новое поколение молодых людей, хорошо знающих украинский язык и стихи Тараса Шевченко, а также подробное жизнеописание всех украинских гетманов. Однако при этом молодые украинцы смутно представляют, кто такой Иван Грозный и чем он знаменит. История Государства Российского для многих тайна за семью печатями. – У нас было всего лишь несколько параграфов об истории России в курсе всемирной истории, – признается мне мой племянник, оканчивающий в Луганске 11-й класс.Про Ивана Грозного он знает лишь то, что тот был жестоким деспотом. Однако даже не слышал, что именно Грозный присоединил множество новых земель к Русскому государству. Про династию Романовых еще более смутные познания, хотя молодой человек учится весьма успешно, претендуя на серебряную медаль. Тем не менее молодые луганчане русским владеют в совершенстве, украинский язык молодежь знает тоже неплохо, ведь это обязательный экзамен при сдаче внешнего независимого тестирования, без него не получишь аттестат зрелости и тем более не попадешь в вуз. В Луганске подавляющее большинство школ (более 90 процентов) с русским языком преподавания, правда, по желанию родителей в каждой школе открыт один украинский класс на начальной ступени обучения.В Западной и Центральной Украине практически все школы украинские, примечательно, что в Киеве из 600 школ всего лишь две русскоязычные. Зная, что на протяжении всех школьных и студенческих лет молодым украинцам твердили о самостийности и великих гетманах, об угнетении Украины Россией, о преимуществах европейского выбора, нетрудно понять, почему первыми на Майдан вышли, как известно, украинские студенты, в основном из западноукраинских вузов. Они хотят учиться в европейских университетах и работать в Европе. Вступление Украины в ЕС сделает их мечту явью… Что же представляет собой высшая школа Украины сегодня, могут ли ее выпускники быть реально востребованы Европой?Главный критерий – трудоустройствоУкраина присоединилась к Болонской декларации в 2005 году, взяв на себя обязательства реформировать свою систему высшего образования в соответствии с ее требованиями. Кроме внешнего независимого оценивания (аналог ЕГЭ) в украинских вузах была апробирована кредитно-модульная система, а также введено разграничение образовательно-квалификационных уровней – младшего специалиста (такого уровня в России нет. – Прим. авт.), бакалавра, специалиста и магистра. В проекте закона « О внесении изменений в закон Украины «О высшем образовании», который был зарегистрирован в Верховной Раде в 2011 году, предусмотрены следующие направления реформирования высшей школы:- отмена образовательно-квалификационного уровня специалиста, в также введение образовательно-научного уровня доктора философии вместо кандидата наук;- увеличение срока обучения по образовательно-квалификационному уровню магистра до полутора-двух лет, а в аспирантуре по образовательно-научному уровню доктора философии – с трех до четырех лет;- отмена ныне действующих стандартов высшего образования и внедрения новых подходов к анализу качества высшего образования;- введение статуса исследовательского университета для национальных университетов с весомыми научными достижениями.По признанию ведущих экспертов Украины, качество образования высшей школы довольно низкое. О низкой международной конкурентоспособности свидетельствует тот факт, что из 854 вузов Украины ни один не вошел в рейтинг 100 самых престижных университетов мира и только два университета – Донецкий национальный университет и Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт» – вошли в последнюю сотню Топ-700 международного рейтинга за 2011 год. Чтобы мотивировать государственные вузы давать своим студентам знания, востребованные на рынке труда, здесь было решено проводить мониторинг трудоустройства выпускников, обучавшихся за средства бюджета по приобретенным специальностям, и по результатам данного мониторинга составлять их ежегодный рейтинг. Место вуза в данном рейтинге должно стать основанием присвоения ему национального статуса, уровня аккредитации, определения госзаказа на подготовку специалистов и выделения доли государственного финансирования. Такая реформа, с одной стороны, позволила бы теснее связать вузы с потребностями национальной экономики. С другой – стимулировать конкуренцию между самими вузами, заставляя их постоянно совершенствовать качество своего образования. Мониторинг трудоустройства, по мнению украинских реформаторов, должен стать главным основанием престижности вуза и получения им места в национальном рейтинге. При проведении мониторинга будет учитываться еще ряд других показателей: количество публикаций в зарубежных научных изданиях и докладов, представленных на международных научных и научно-практических конференциях; количество студентов –  призеров международных и всеукраинских олимпиад; средний балл выпускников вузов по результатам независимого государственного тестового оценивания. Важный критерий – число выпускников вузов, которые учились или продолжали обучение за рубежом, а также иностранных студентов.Украинские абитуриенты, так же как и российские, могут подать свои заявления в пять вузов страны, и в каждом на три специальности. Примечательно, что проходной балл в Украине включает в себя баллы, набранные при независимом тестировании, баллы школьного аттестата, а также дополнительные баллы, полученные за особые достижения в учебе.В этом году на бесплатное обучение легче всего было попасть тем, кто решил получить диплом технического или IT-специалиста. Министерство образования и науки Украины увеличило количество бюджетных мест для таких направлений, как информатика, компьютерные науки, системная инженерия, микро- и наноэлектроника, системы технической защиты информации, управление информационной безопасностью. А вот из-за перенасыщенности рынка труда юристами, менеджерами и экономистами-международниками заказ на эти специальности уменьшился.Похожесть процессов, происходящих в высшей школе Украины и России, очевидна. И российские, и украинские вузы нуждаются в существенном повышении качества преподавания, в том, чтобы их выпускники были востребованы на отечественном и международном рынках труда. И российская, и украинская молодежь мобильна, хочет увидеть мир, учиться не только у себя на родине, но и за ее пределами. Оппозиционные украинские политики просто использовали молодежь для решения своих целей. Молодые одурманены сказкой о красивой европейской жизни, забывая, что лучше всего эту жизнь строить у себя на родине.Структура высшего образования Украины представляет собой образовательные и образовательно-квалификационные уровни.Образовательные уровни: неполное высшее образование, базовое высшее образование, полное высшее образование.Образовательно-квалификационные уровни: младший специалист, бакалавр, специалист, магистр.Младший специалист – присваивается человеку, который на базе среднего образования получил неполное высшее образование. Также этот уровень может присваиваться людям, которые прошли обучение в высшем профессиональном училище или центре профессионально-технического образования.Бакалавр – присваивается человеку, который на базе среднего образования получил базовое высшее образование. Люди, которые в определенный момент прекратили обучение по программе подготовки бакалавра, могут по индивидуальной программе получить уровень младшего специалиста.Специалист – присваивается человеку, который на базе уровня бакалавра получил полное высшее образование. После присоединения Украины к Болонскому процессу этот уровень в вузах упраздняется.Магистр – присваивается человеку, который на базе уровня бакалавра или специалиста получил полное высшее образование.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте