В подмосковной Электростали на базе войсковой части Командования войск Специального назначения прошли учебные сборы студентов четвертого и пятого курсов Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова. Серьезной проверкой готовности будущих офицеров-медиков к реальному бою стали проведенные на завершающем этапе сборов тактико-специальные учения.
В условиях, приближенных к боевым, с использованием современных образцов медицинской техники будущие офицеры запаса – студенты пятого курса лечебного, медико-профилактического факультетов и факультета подготовки научно-педагогических кадров, четвертого курса фармацевтического и стоматологического факультетов на практике совершенствовали приобретенные в академии военно-профессиональные знания. По словам проректора академии по учебной работе, в прошлом начальника Главного военно-медицинского управления Министерства обороны РФ генерал-полковника медицинской службы Ивана Чижа, студенты должны были увидеть и понять, в каких условиях работают военные медики в войсках, как они должны быть подготовлены и как важно правильно организовать работу медицинской службы.
– Этому они и обучаются сейчас на тактико-специальных учениях, закрепляя практические навыки по военно-медицинским дисциплинам. Такие сборы обязательны. Ведь главное условие решения задач военной медицины в военное и мирное время – подготовленные для армии и флота медицинские специалисты из числа кадровых офицеров и запаса. Важность такой подготовки возрастает в наше нелегкое время – чрезвычайных ситуаций, катастроф, катаклизмов. Умение оперативно, четко и грамотно действовать в экстремальных ситуациях требует качественного обучения будущих специалистов,- отметил Иван Чиж.
Для будущих лейтенантов запаса учения стали серьезным испытанием профессиональных навыков, сформированных в течение длительной подготовки. Со второго курса они осваивали премудрости воинской специальности армейских работников медицинской службы. И на завершающем этапе от них требовалось показать все, на что они способны. И, по-моему, они неплохо выдержали экзамен на профессиональную зрелость. Все, как один, несмотря на изрядное волнение, уверенным тоном, по-военному четко чеканили правильные ответы на вопросы проректора Ивана Чижа. А он был строг к своим воспитанникам. Ведь по-другому нельзя. Профессия – спасать жизни людей – не признает ни малейших послаблений.
В течение месяца ребята жили на территории войсковой части Командования войск Специального назначения. В полевых условиях будущие военные медики смогли почувствовать, каково быть военным врачом. Первую неделю они проходили общевойсковую подготовку. Затем приняли присягу. Вторую и третью недели шли занятия по специальности. И в завершение состоялись комплексные тактико-специальные учения, на которых отрабатывались различные аспекты работы медицинской службы войсковых звеньев. Начались они с «боя» на полигоне, в ходе которого отрабатывались действия взвода в наступлении. Одна сторона наступала, другая оборонялась. И как это бывает в реальном бою, вскоре появились «раненые», естественно, условные, и обучаемые ринулись им на помощь.
В то время в другой части полигона их коллеги экстренно организовывали работу в первичном звене медицинской службы. «Раненых», доставляемых с поля «боя», грузили на санитарный транспорт и эвакуировали в расположение медицинской роты мотострелковой бригады. За выполнением заданий следили высококвалифицированные специалисты – представители Главного военно-медицинского управления Министерства обороны России, медицинских служб Командования войск Специального назначения и Московского военного округа, а также главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко. Проректор академии по учебной работе Иван Чиж, контролировал и комментировал действия обучаемых.
Действующий в роли санитарного инструктора отрабатывал приемы помощи раненому – останавливал «кровотечение», накладывал повязку и «вводил» обезболивающее средство. Хотя в реальном бою эту помощь раненым часто оказывает не офицер, а солдат, сержант – санинструктор и стрелок-санитар, будущие военные врачи не только должны знать, как тяжел и опасен этот труд, но и быть готовыми научить подчиненных мастерски действовать под огнем противника. Студенты на практике продолжали осваивать оплаченные кровью таинства военно-медицинской науки. На занятиях в аудиториях академии они узнали, что на полях сражений Великой Отечественной войны погибли 87 тысяч медицинских работников, 80% из них – санитарные инструкторы. Но благодаря их мужеству и героизму, преданности долгу и профессионализму были спасены жизни миллионов раненых.
На учениях к студентам предъявлялись требования, сформированные опытом реальных боевых действий последних десятилетий. Так, практика современных локальных конфликтов показывает, что первую медицинскую помощь необходимо оказать раненому в течение 15, максимум 30 минут, а врачебную – в течение часа. У военных медиков даже есть такое понятие – «золотой час». Если в него уложились, то выживут около 90 процентов раненых. Конечно, в реальной боевой обстановке уложиться в это время бывает очень тяжело. По данным статистики, оказание врачебной помощи в течение первых трех часов после ранения можно считать оптимальным.
Нормативные документы Министерства обороны РФ требуют в течение 3 – 5 часов после ранения доставить пациента в медицинскую роту. Он получит врачебную помощь в течение 4 – 5 часов. Следующий этап – квалифицированная медицинская помощь профильного специалиста – хирурга или терапевта в более высоком звене – медицинском батальоне и, если потребуется, окружном госпитале. С точки зрения требований, рожденных боевым опытом, обретшим силу приказов и директив, компетентные специалисты оценивали действия студентов на учениях.
В расположении медицинской роты они отрабатывали все предусмотренные для этого войскового звена этапы работы с ранеными – санитарный пропускник, дозиметрия, оценка фельдшером общего состояния, дезинфекция и дезинсекция, врачебная помощь, эвакуация тяжелораненых…
– Я видел, как готовят подобных специалистов в других странах, в частности в тех, где сейчас идут вооруженные конфликты. Особое внимание уделяется подготовке всего врачебного состава страны. Все врачи, вне зависимости от того, кто они – рядовые специалисты или профессор, доктор, академик – проходят полевые сборы, учатся работать в боевой обстановке. Мы на военном факультете готовим специалистов запаса и кадровых офицеров медицинской службы к действиям в боевых условиях, большое внимание уделяем подготовке всех без исключения студентов к работе в экстремальных ситуациях. Наработки военных медиков трансформируются в экстремальную медицину, медицину катастроф, – рассказал Иван Чиж.
* * *
На учебных сборах в Электростали студенты показали себя достойными офицерского звания военных медиков и заслужили высокие оценки. Но их наставники не считают нужным останавливаться на достигнутом. У них большие планы. Уже сейчас в Московской медицинской академии им. Сеченова реализуется инновационный проект внедрения новых технологий обучения. Он касается и кафедры организации медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, предусматривает подъем преддипломной подготовки студентов на более высокий, перспективный уровень. Учебную программу этой кафедры осваивают не только питомцы академии, заключившие контракт на прохождение военной службы, но и студенты всех факультетов.
Комментарии